255 фз об обеспечении пособиями. Разъяснения о порядке исчисления пособия по беременности и родам при замене календарных лет. Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. регламентирует условия и порядок выплат по временной нетрудоспособности (по больничному листу), а также выплат при рождении ребенка. Новая редакция 255-фз утверждена 27 декабря 2018 года и вступила в действие с 8 января 2019 года.

Статья 14 закона описывает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, декретных и по уходу за ребенком. По статистике 14 статья 255-фз пользуется наибольшей популярностью, поэтому она опубликована в конце этой статьи. Полную версию закона вы можете скачать ниже.

Предлагаем вам ознакомиться с обзорной информацией о выплатах, которые регламентирует федеральный закон № 255-ФЗ, а именно:

  • Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) + калькулятор;

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)

1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ)

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

(часть 2.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ (ред. 29.12.2012))

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Примечание.
При определении среднего дневного заработка для исчисления пособий количество календарных дней расчетного периода определяется с учетом особенности високосного года и может составлять 730, 731 или 732 календарных дня (Информация ФСС РФ).

3.3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

(часть 3.3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Основной закон, который регулирует порядок выплат по больничному листу — это Закон № 255-ФЗ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы правильно производить все расчёты и делать необходимые выплаты, нужно внимательно отслеживать изменения, которые могут быть приняты.

О чем гласит закон

Этот специально разрабатывался для того, чтобы существовало нормативное регулирование и правовая база для осуществления выплат по больничному листу.

Последний выдаётся в случае болезни самого работника, его родственников, которым требуется уход, и в связи с предстоящим материнством.

Основные тезисы данного Закона заключаются в следующем:

  1. Порядок выдачи листка нетрудоспособности.
  2. Как правильно делать расчёт пособия за период временной нетрудоспособности работника.
  3. По каким причинам должна производиться компенсация.
  4. Что является основанием для оформления документа.
  5. Некоторые льготы, положенные работникам.
  6. Положения, касающиеся предоставления отпуска по беременности и родам, и оплаты этого периода.

Именно периоду беременности и родов, а также дальнейшему периоду, посвящено много положений данного Закона.

В этом Законе сказано, что женщина имеет право на:

Кроме того, женщина имеет право оформить больничный лист, если у неё заболел ребёнок.

Период отсутствия на рабочем месте также будет оплачен, но при расчёте будут применены несколько другие правила, нежели при расчёте пособия по беременности и родам.

Когда вступил в силу

Данный закон разрабатывался и дорабатывался в течение всего 2006 года. Основные причины постоянных обсуждений — это права женщин, связанные с материнством, и их защита.

Но, 20. 12. 2006 года, ФЗ № 255 был принят Государственной думой, а через неделю его одобрил Совет Федерации.

Новый Федеральный Закон № 255-ФЗ вступил в свою законную юридическую силу 29. 12. 2006 года.

Изменения, внесенные в ФЗ

В тех пор, в документ вносилось немало изменений. Вот и в 2019 году вступили в силу некоторые нюансы и доработки. Всего за 12 лет действия закона, в него было внесено порядка 25 изменений.

Кардинально документ не менялся никогда, в него лишь вносились некоторые корректировки, касающиеся внедрения современных технологий.

Последние изменения были внесены 07. 03. 2019 года. Они коснулись новых правил оформления больничного листа и осуществления выплат женщинам, в период беременности и родов, по уходу за ребёнком.

Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Теперь можно получить листок нетрудоспособности не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Это нововведение значительно упростило жизнь работников и работодателей.

Работнику теперь не стоит переживать, что документ может помяться, потеряться или быть уничтожен в силу непреодолимых обстоятельств, так как получить дубликат довольно сложно.

Схема работы электронных листков нетрудоспособности следующая:

Наступает страховой случай Все основания для оформления больничного прописаны в ст. 5 Закона № 255-ФЗ
Работник оповещает своего работодателя о наступлении страхового случая Если у работодателя есть возможность по приёму больничных листков в электронном виде, он должен сообщить об этом своему работнику. Работник даёт / не даёт на получения документа именно в электронном формате
Если он дал положительный ответ То врачу, который будет заниматься оформлением, он должен сообщить об этом. Врач оформляет электронный больничный и подписывает его своей электронной подписью
Документ попадает в единую базу В которой его может найти работодатель
После того, как начальство удостоверится, что работник действительно болел и на его имя оформлен больничный Оно должно заполнить соответствующие строки и указать в них соответствующие сведения
В единой базе электронных больничных листков Они доступны для проверки инспектору ФСС

Данная единая база связала воедино работника — работодателя — инспектора ФСС. Теперь взаимодействие этих сторон стало намного прозрачней и понятней.

Критерии расчета

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается по следующей формуле:

Пособие = средний заработок за 1 день работы * продолжительность периода.

Для расчёта среднего заработка за 1 день работы конкретного работника, необходимо учесть все его трудовые доходы за последние 2 года.

Если период нетрудоспособности выпал на 2019 году, то для расчёта нужно использовать данные за 2017 и 2016 года соответственно.

В расчёт принимаются все периоды, в течение которых работник официально получал трудовые доходы, и работодатель отчислял за него взносы в ФСС.

Данное значение нужно поделить на 730 (это количество дней в 2-ух годах) или 731 (если один из предыдущих годов был високосный).

Получившееся в итоге частное и будет среднедневным заработком конкретного работника.

Чтобы знать, какую сумму получит работник на руки, необходимо умножить среднедневной заработок на количество дней временного отсутствия на работе.

Процедура выплаты пособий

Сумма пособия, которое получит работник, зависит от причины отсутствия на рабочем месте и от стажа сотрудника.

Если ситуация стандартная, то есть, заболел сам работник, то он получит:

В некоторых случаях, оплата больничного происходит, исходя из МРОТ. Это такие случаи, как:

С 01. 01. 2019 года величина федерального МРОТ установлена на отметке в 9 489 рублей, но с 01. 05. 2019 года произошло очередное повышение до прожиточного минимума. Теперь МРОТ составляет 11 163 рубля.

Вне зависимости от стажа работы, больничный оплачивается:

Сроки оплаты

Чем быстрее работник представит больничный лист в бухгалтерию работодателя, тем быстрее он получит своё пособие по временной нетрудоспособности. Но, у него есть полгода с момента закрытия больничного, для его предоставления.

Как только листок нетрудоспособности будет сдан в бухгалтерию, работники данной службы приступают к расчету пособия.

Оно должно быть назначено в течение 10 дней с того момента, как документ к ним поступил от сотрудника. Такой же срок требуется и ФСС для рассмотрения ситуации по выплатам.

Если был оформлен электронный больничный лист, то споров возникает ещё меньше. Он сразу же появляется в единой базе данных, и можно делать расчёты.

Всю сумму работник должен получить в ближайшие дни выплаты заработной платы на предприятии.

Список оснований для снижения размера компенсаций

В ст. 8 Закона № 255-ФЗ приведены основания, при которых размер пособия по временной нетрудоспособности может быть снижен.

К таким обстоятельствам относятся:

При наличии этих обстоятельств, оплата периода нетрудоспособности происходит, исходя из МРОТ, который установлен на федеральном уровне на момент возникновения указанных обстоятельств.

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд.

7. Средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности) застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0 процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выделяются данным организациям и индивидуальным предпринимателям территориальными органами страховщика в порядке, установленном частями 3 - 6 настоящей статьи, по месту их регистрации в качестве страхователей.

В нашу редакцию поступило множество писем по вопросу порядка исчисления пособия по беременности и родам в ситуации, когда сотрудница воспользовалась правом замены календарного года в расчетном периоде. В связи с этим предлагаем вашему вниманию разъяснения по данному вопросу с учетом официальных позиций Минтруда и ФСС.

Основными документами, регулирующими порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам, являются Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(далее - Закон № 255‑ФЗ) и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375(далее - Положение № 375).

По общему правилу пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Однако в отношении пособия по беременности и родам законодательством предусмотрены некоторые особенности. В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ и п. 11 Положения № 375 установлено следующее: в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  1. на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ не начислялись.
Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособия по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ , средний заработок, исходя из которого исчисляется указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину, при исчислении такого пособия каждым из этих страхователей (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Согласно ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, определенный в соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Из совокупности положений ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не совсем ясно, какую предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС необходимо брать для определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам. В настоящее время есть разъяснения сотрудников ФСС и Минтруда, которые являются противоположными. Рассмотрим их мнения на примере.

Пример.

Сотрудница организации ушла в отпуск по беременности и родам с 14.02.2014. В течение двух предыдущих лет у нее был отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Она написала заявление о замене календарных лет, то есть для расчета пособия по беременности и родам нужно взять не 2013 и 2012, а 2013 и 2011 годы. Какой в таком случае будет максимальный среднедневной заработок:

  1. 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.);
  2. 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.)?
Позиция сотрудников ФСС . Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия, то есть можно взять для расчета 2011 и 2013 годы. При этом согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, а именно:
  • в 2011 году - 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 );
  • в 2012 году - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 );
  • в 2013 году - 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276 );
  • в 2014 году - 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 ).
При этом средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный среднедневной заработок, исходя из которого будет исчислено пособие по беременности и родам, составит 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.).

Позиция сотрудников Минтруда. Она изложена в Письме от 23.09.2013 № 17-1/1560 , которое является ответом на частный запрос. В этом письме чиновники, сославшись на те же положения Закона № 255‑ФЗ , сделали вывод, что средний дневной заработок, рассчитанный за 2011 и 2013 годы, не должен превышать величину, равную 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.), рассчитанную исходя из суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных на 2012 и 2013 годы.

В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 212‑ФЗ ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом № 255‑ФЗ . Что касается Минтруда, то согласно п. 1 и2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 , Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), а также осуществляет координацию и контроль деятельности ФСС. В связи с тем, что позиции указанных органов по вопросу определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам, противоположные, рекомендуем вам обращаться в территориальный орган ФСС, так как именно он осуществляет контроль за правильностью выплаты страхового обеспечения в соответствии с Законом № 255‑ФЗ .

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данная позиция была изложена в № 5, 2014.