Анализ работы учителя-логопеда. Анализ коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда за год Анализ работы логопеда в начальной школе

Ознакомительные беседы с целью установления доверительных отношений между семьёй и сотрудниками ДОУ, создания полноценных условий для эмоционально психического здоровья детей.

Консультирование родителей логогруппы (каждую среду), совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребёнку. Знакомство родителей с основными приёмами обучения, подбором материала. А также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

Темы: Результаты логопедического обследования на начало уч. года.

Развитие речи детей 6-7 лет жизни.

Артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков, введение их в речь.

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом.

Речевая готовность к школе. И др.

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребёнка в ГОУ. Сбор анамнестических сведений.

Проведение консультаций на родительских собраниях:

«Давайте познакомимся». Знакомство с родителями. Ознакомление родителей с требованиями, особенностями жизни в подготовительной логопедической группе, спецификой режима.

Специфические особенности группы для детей с общим недоразвитием речи. Знакомство родителей с результатами диагностики (основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, степени отставания от нормы, необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта). Ознакомление с планом работы в 1ом периоде обучения, его задачами и содержанием.

«Чему мы научились». Подведение итогов за первое полугодие. Раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения. Характеристика речевого и общего развития. Успехи и трудности, возникшие в процессе коррекционных занятий.

«Итоги нашей работы. Речевая готовность к школе». Подведение итогов обучения за год. Рекомендации по закреплению пройденного материала.

Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению Открытые фронтальные занятия на темы: «Дифференциация звуков и букв К,Х», «Предлоги из-под, из-за».

«Логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки для родителей, памятки.

Темы: особенности речевого развития детей 6-7 лет.

Упражнения для развития связной речи.

Чтобы ребенок не заикался.

Советы для родителей «10 почему» детям необходимо читать.

Как помочь ребенку стать читателем.

Развитие познавательной сферы детей.

Профилактика тревожности. И др.

Тематические выставки книг. Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам.

В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.

В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • организационное;
  • методическое.

Диагностическая работа

В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.

Организационная работа

На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:

  • 4 учащихся 1 класса,
  • 4 учащихся 3 класса,
  • 4 учащихся 4 класса,
  • 6 учащихся 5 классов,
  • 1 учащийся 7 класса.

На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.

Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:

п / п

ФИ учащегося

Кл.

Группа

Логопедическое заключение

Б. Егор Группа №1

Системное недоразвитие речи легкой степени

З. Станислав
П. Анастасия
С. Александр
П. Виктория Группа №2

Системное недоразвитие речи средней степени

Т. Илья
Х. Илья
Ч. Александр
Л. Виктория Подгруппа №3

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

П. Яна
С. Максим Подгруппа №4

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

С. Юрий
Л. Иван Подгруппа №5

Оптическая дисграфия

Х. Михаил
Е. Андрей Подгруппа № 6

Аграмматическая дисграфия

Х. Екатерина
А. Татьяна Подгруппа №7

Акустическая дисграфия

С. Артем
М. Алексей Дислалия
А. Татьяна
С. Юрий

Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.

Организация индивидуальной работы с учащимися

ФИ учащегося

Класс

Дни занятий

Время

М. Алексей Вторник 14.20. – 14.35.
Среда 14.20. – 14.35.
А. Татьяна Вторник 14.40. – 14.55.
Четверг 15.05. – 15.45.
С. Юрий Среда 14.45. – 15.00.
Четверг 14.20. – 14.35.

С улучшениями год закончили следующие учащиеся:

№п\п Фамилия, имяучащегося Результат
1 П. Виктория -расширился словарный запас;- поставлен [c], автоматизирован в слогах, словах.
2 Т. Илья - улучшилось состояние речевой моторики;
3 Х. Илья -улучшился фонематический слух;-расширился словарный запас.
4 З. Станислав - поставлен звук [ш], звук введен в речь.
5 П. Анастасия -расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической

структуры предложения.

6 М. Алексей -улучшился фонематический слух;- улучшилось состояние речевой моторики.
7 С. Юрий - улучшилось состояние речевой моторики.
8 А. Татьяна - поставлен звук [л], на стадии автоматизации в словах.
9 С. Максим -выросла техника чтения;
10 Х. Михаил -при письме стал допускать меньшее количество ошибок.

Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.

Консультационно-просветительская деятельность

В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:

1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».

2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».

3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».

Самообразование

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет-ресурс

Название материала

Серия, № публикации

Литературная викторина «Волшебный мир сказок» СЕРИЯ 138685-169809
Отчет о проведении «Недели логопедии» № публикации 1020
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Конспект занятия «Прогулка в лес» СЕРИЯ 139244-196552
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» № публикации 1045
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Проект «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Презентация проекта «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

  1. Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
  2. Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
  3. Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
  4. Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.

Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.

Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:

  1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
  2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
  3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Царева С.В.,
учитель-логопед

Лидия Берестень
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год

Анализ работы учителя-логопеда

за 2009-2010 учебный год.

На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи:

Своевременное выявление речевых патологий и их коррекции.

Коррекция речевого развития детей, имеющих расстройства речевых функций.

Развитие психологической базы речи.

Повышение профессионального мастерства, обобщение передового опыта.

Задачи на данном этапе работы были выполнены, но на следующий год стоит продолжить работу.

Диагностическая деятельность.

С 1 по 15 сентября 2009 года проведено обследование речевого развития дошкольников всех групп, которое было направлено на выявление дефектов произношения: количества и характер нарушенных звуков – отсутствие, искажение, смешение или замена звуков. Кроме того, при обследовании проверялся уровень сформированности навыков звукового анализа, синтеза слов и лексико-грамматических средств языка.

Был выявлен один ребёнок, имеющий фонетическое недоразвитие (ФН). Это ребёнок, у которого отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы ДОУ. Он был зачислен на логопункт.

Также были выявлены дети, у которых в речевом развитии имеют место замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Следующую группу составили дошкольники, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР).

На всех детей, зачисленных на логопункт были заведены речевые карты, в которых фиксировалась общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком, грамматический строй речи ребёнка, собирался анамнез.

После обследования дети были разделены на подгруппы с однородной структурой речевого дефекта. От степени речевого дефекта соответственно зависит количество детей в подгруппе.

Вывод: В результате обследования было выявлено 25 дошкольников с нарушениями речевого развития, обусловленные различными причинами. На логопедический пункт в течение учебного года был зачислен 21 ребёнок, остальные поставлены на очередь.

Учебный год

начало года конец года

выпущено осталось для дальнейшей коррекции

Кол-во детей-логопатов на логопункте 21 11 10

Процент от общего кол-ва дошкольников 67% 52,4% 47,6%

Начало учебного года

Организационная деятельность

Расписание составлялось, учитывая занятость ребенка. Занятия проводились согласно расписанию.

Коррекция нарушений звукопроизношения является длительным и сложным процессом. Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука и, в случае замены одного звука другим – этап дифференциации.

Логопедические занятия проводятся в интересной игровой форме. Подбор речевого материала на занятиях производится с учетом постепенного введения трудностей. Большое внимание уделяется развитию общей, мелкой (ручной) и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех психических процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.

Вывод: расписание логопедических занятий соответствовало нормативным требованиям. Воспитатели были заинтересованы в конечном результате логопедических занятий и поэтому следили за посещаемостью дошкольников. Многие родители не считали необходимым дополнительно заниматься с детьми дома. Поэтому работа велась односторонне. В связи с этим необходимо наладить более тесную работу с родителями на следующий учебный год.

Группы 2009-2010 уч. год

Начало года Конец

ФФН ОНР ФФН ОНР

Средняя 58% 33% 58% 33%

Старшая 45% 27% 9% 18%

Подготовит. 62% 12% 12% 12%

Консультативная гр. - 100% - 50%

Коррекционная деятельность В результате проделанной работы было выпущено 10 дошкольников с хорошей речью (коррекция звукопроизношения, и фонематических процессов). В силу сложности речевого дефекта, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи (со стёртой формой дизартрии)оставлены на логопункте для дальнейшей коррекционной работы

Методическая деятельность

Заботясь о профессиональном росте, в течение года регулярно посещались методические объединения, организованные Управлением Образования.

Методический кабинет пополнен литературой:

Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Логоигры. – СПб. : КАРО, 2003.

Консультативно-просветительская работа

Работа логопедической службы ведется в тесном контакте с педагогами и родителями:

Знакомство педагогов и родителей с результатами обследования;

Систематическое информирование о продвижении детей (успехи и неудачи);

Инструктирование воспитателей о приемах доведения достигнутых результатов до полной автоматизации в условиях группы, на прогулке, в свободной деятельности детей;

Посещение мероприятий ДОУ с целью изучения речевого поведения детей;

Разъяснение родителям о правильном речевом режиме в домашних условиях, о необходимости логопедических занятий.

Публикации по теме:

Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 уч. году нами были поставлены следующие задачи: 1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС.

Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за 2015–2016 учебный год Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Задачами логопедической.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ "Детский сад №___" за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год Списочный состав группы 10 человек. Дети с нарушениями речи зачислены в логопедическую группу решением ГПМПК на 2 года. Дети поступили в.

Годовой план работ учителя-логопеда на учебный год Годовой план работ учителя-логопеда Гетт А. С. на учебный год. Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

учителя-логопеда

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

C ЗПР, общее недоразвитие речи - 1 чел.

С общим недоразвитием речи 3 уровня - 12 чел.

С общим недоразвитием речи 4 уровня - 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

С хорошей речью (100%) - 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень - 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня - 50%

Низкий уровень - 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня - 25%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень – 2 5%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

    создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

    развитие речеслухового внимания;

    развитие фонематического слуха;

    подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

    развитие слоговой структуры слова;

    расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

    развитие грамматического строя речи;

    развитие фразовой и связной речи;

    развитие коммуникативных умений и навыков;

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»;

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

Собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикумы:

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

Состояние речевого развития ребенка;

Приемы автоматизации звука в речи;

Приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Профилактическая работа

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от.05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

В ПМП консилиумах ДОУ;

В работе ГМО;

Распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0 ); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

Через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

Курсы повышения квалификации;

В вебинарах, мастер-классах;

Через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

Подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Приложение1

Состояние речи детей МБДОУ ДС №13 «Родничок», выпущенных в школу и получивших логопедическую помощь, на май 2017 года

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Заключение ГПМПК на 2014-2015 учебный год (начало кор. курса)

Итог логопедической работы на май 2015 года

Примеча-ние

Приложение 2

Список детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, посещающих

МБДОУ ДС №13 «Родничок»,

имеющих нарушения в звукопроизношении на май 2016 г.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Примечание

Приложение 3

Состав группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ГПМПК

Анализ работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №10

Улитиной Юлии Петровны

за 2013-2014, 2014-2015 уч. года

В процессе педагогической деятельности учитель-логопед школы решает следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых, третьих и четвёртых классов.
4. Описание типологии ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
5. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
6. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
7. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Разъяснительная работа среди них по подготовке учащихся к ПМПК.

8. Работа по оформлению логопедического кабинета, изготовлению наглядных пособий, пополнению кабинета дидактическим материалом и его дальнейшей систематизации.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

В кабинете логопеда на школьном логопункте за прошедшие 2 года проводилась следующая работа:

I . Диагностическая работа

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

1. Выявляются учащиеся из числа первоклассников с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявляется группа школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определяется характер и причина нарушения письма и чтения.
3. Определяются пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) анкетные опросы родителей и устные беседы с педагогами.
В рамках данного направления в течение учебного года проводится исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей, дети направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проводится по следующим направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики
- исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование фонетико-фонематических представлений
- звукового анализа и синтеза
- зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
- общих представлений о предметах
- представлений о времени
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям предлагаются такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же предлагаются тематические картинки и т.д.

Результаты работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов за период с 01.09.2013 по 25.05.2015 г.

2013-2014уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

2014-2015уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

В первую очередь на школьный логопункт зачисляются те учащиеся, речевой дефект которых мешает успешному школьному обучению: дети с дислалией, с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР, НВОНР, ФФНР, а так же учащиеся с ОВЗ.
Дети комплектуются в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разрабатываются перспективные планы работы и учебные программы, а также проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Контроль посещения занятий осуществляют учитель-логопед, классный руководитель и родители.

По данному направлению проводится следующая работа: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на исправление нарушения звукопроизношения, коррекцию нарушений письменной речи, развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводятся на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год и учебных программ.

На логопедических занятиях широко применяются здоровьесберегающие технологии: используются физминутки, электронные физминутки (создана подборка электронных физминуток на CD диске), упражнения для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика с применением различных шариков, мячиков, грецких орехов, развитие мелкой моторики с применением палочек, зубочисток, круп. Используются упражнения для развития правильного речевого дыхания с применением трубочек для коктейля, флюгеров, пенопластовых шариков и др.
Применяется ароматерапия, элементы логоритмики, сказкотерапия с логосказками, Суджок терапия. Используются наглядно-дидактические материалы, настольные печатные игры, логопедические лото и т.д. На групповых занятиях по коррекции нарушения письменной речи для развития графомоторики и развития пространственной ориентировки проводятся графические диктанты с элементами штриховки. Используются самодельные маракасы, наполненные различными крупами, для определения глухости-звонкости звуков. Большой и маленький плюшевые медведи для определения твёрдости-мягкости звуков. Применяются пластмассовые крышки от бутылок трёх цветов: зелёный, красный, синий, для фонетического анализа слова.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Поэтому в систему обучения каждого ребенка включаются ИКТ, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученикам свободу выбора форм и средств деятельности. Для этого в кабинет приобретена компьютерная логопедическая программа коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры“ разработанная Ларисой Рейновновной Лизуновой в Пермском краевом ИПКРО. Систематически используются логопедические игры на портале «Мерсибо» онлайн и на дисках. Приобретена в 2015 году в рамках программы «Доступная среда» компьютерная программа «Дельфа» для коррекции речи. Это позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности устной речи детей, составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ, а также специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи детей и в целом содействуют гармонизации развития.

Пополняется копилка продуктивной деятельности: рисунки домиков гласных букв; цветы на настенных полянах с фотографиями детей и их ласковыми именами после внеклассных занятий “Назови меня ласково, мама!”; творческие графические диктанты.

С целью выявления нарушений чтения и письма у учащихся, а также с целью контроля произношения детьми поставленных звуков в самостоятельной речи, для установления контроля между учителем и логопедом в совместной работе по развитию речи и установления межпредметных связей логопедом посещаются уроки чтения и письма в первых классах. Учителям начальной школы даются рекомендации по развитию мелкой моторики на уроках, а также по проведению пальчиковой гимнастики.

Регулярно ведётся работа в составе школьного ПМПк, а именно: проводится обследование устной и письменной речи учащихся, представленных на комиссию, с выдачей логопедического заключения и рекомендаций по обучению. Каждый год логопед школы присутствует на ПМПК в качестве представителя школы. А также является ответственным за подготовку и проведение ПМПК в Правобережном округе.

В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявляются причины и даются рекомендации по их преодолению, по исправлению нарушения звукопроизношения, по подготовке детей к ПМПК.

Активная работа проводится по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям даются рекомендации или направления для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Два раза в год проходят выступления на родительских собраниях. Оформлены стенды для родителей в фойе начальной школы “ ЛОГОПЕДиЯ” .

При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществляется работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляются конспекты занятий.

Вы ступления с докладами:

26.03.2014 г. Выступление с докладом «Формирование обще учебных универсальных действий через элементы моделирования на логопедических занятиях» на секционном заседании логопедов, дефектологов ОУ «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных учреждениях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы» в рамках весенней сессии «Школа современного педагога и руководителя».

15.02.2014 г. награждена Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель» благодарностью за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения во Всероссийских олимпиадных проектах;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада по информатике». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада для начальных классов». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

Февраль 2014 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках IX городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2014»;

25-27 марта 2014 г. приняла участие в работе «Школы современного педагога и руководителя». Тема «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных организациях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы»;

12.04.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом 1 степени за научную статью, занявшую первое место в секции «Естествознание» региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» в Колледже бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

12.04.2014 г. Улитина Ю.П. награждена благодарственным письмом за участие в III региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» и сотрудничество с Колледжем бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;

24.04.2014 г. Улитина Анастасия ученица 9А класса награждена грамотой за 3 место в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

24.04.2014 г. Улитин Антон ученик 2Б класса награждён грамотой за 1 место в секции начальных классов в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.05.2014 г. ученики начальных классов, зачисленные на школьный логопункт,приняли участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Начальные классы» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П. Итоги: Диплом 1 степени – 4 человека, Диплом 2 степени – 21 человек, Диплом 3 степени – 6 человек;

20.05.2014 г. Улитина Анастасия 9А кл. награждена дипломом 1 степени, Ощепков Александр 3Г кл. награждён дипломом 3 степени за участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Экология» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П;

20.05.2014 г. Улитин Антон 2Б класс награждён Дипломом Победителя в Международной олимпиаде для начальных классов «Первые открытия» Центр дистанционного развития креативности Teachers .kz Наставник Улитина Ю.П.

Май 2014 г. награждена Дипломом за руководство учеником, представившим работу «Театр Петрушки на Руси» на Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в Издательский дом «Первое сентября» г. Москва;

15.11.2014 г. Улитин Антон 3Б кл. награждён дипломом Лауреата во II городской научно-практической конференции среди 1-4 классов «Ступеньки открытий». Секция «Окружающий мир». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.12.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом Призёра городской научно-практической конференции «Юность. Творчество. Поиск» секция «Биология». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

13.02.2015 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках X городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2015»;

25-28.03.2015 г. Улитиной Анастасии ученице 10 класса присужден Диплом III степени XXI Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» г. Усолье-Сибирское за исследовательскую работу