Джим Моррисон — последние дни жизни и фотографии незадолго до смерти. Любовь, похожая на смерть Не такая как все

Памела Курсон (Pamela Susan Courson)
(22 декабря 1946 г. - 25 апреля 1974 г.)

Рыжеволосая муза Джима Моррисона, посвящения которой можно прочитать в текстах многие его песен, в том числе "Queen Of The Highway", "Five To One", "Twentieth Century Fox", "Roadhouse Blues". После смерти Джима и Памелы её родители обращались в суд с тем, чтобы их отношения признали фактическим браком.

Памела родилась в городке Уид , штат Калифорния. По воспоминаниям знакомых она была не очень общительным ребенком, да и семья их не особо дружила с соседями. До средних классов школы она довольно неплохо училась. Но уже в 16-летнем возрасте Пэм начала прогуливать занятия в Средней школе округа Орандж , и в конце концов уехала в Лос-Анджелес, где жила на съемной квартире вместе с подругой.

Мнения касательно того, где и в какой момент Джим познакомился с Пэм, расходятся. Некоторые биографы утверждают, что они встретились впервые в клубе "London Fog " на Сансет-Стрип, где группа выступала в 1965 году, когда Памела была еще изучавшей искусство студенткой в Городском колледже Лос-Анджелеса . С другой стороны,её близкие друзья говорят, что они познакомились месяцев за 6 до этого на вечеринке, которая проходила либо в UCLA , либо в колледже.

Отношения Джима и Памелы были бурными, оба они, бывало, ходили на сторону. По некоторым данным, Памела до Моррисона встречалась с Артуром Ли из группы Love. Некоторое время Пэм владела бутиком "Themis ", который Джим прикупил для нее, когда у их завелись деньги. В её свидетельстве о смерти в качестве рода занятий так и осталось "владелица магазина женской одежды".

После смерти Моррисона в 1971 году Памела, по завещанию Джима, унаследовала все его имущество, хотя в завещании он и признавал себя "неженатым". Из-за продолжительной судебной тяжбы вступить в права наследования она смогла только через два года. С остальным членами группы Памела перестала общаться, получив свю часть авторских отчислений.

Влоть до своей смерти в 1974 году Памела вела затворнический образ жизни и все больше подсаживалась на героин. 25 апреля её обнаружили мертвой на диване в гостиной её квартиры в Лос-Анджелесе , которую она снимала вместе с двумя друзьями. Причиной смерти была передозировка героина. Соседка рассказывала, что она мечтала снова встретить Джима. Родители Памелы хотели, чтобы её похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с Джимом, и уже обозначили это место захоронения в свидетельстве о смерти, однако из-за сложностей с оформлением перевозки тела во Францию от этой идеи пришлось отказаться. Пэм похоронили в Мемориальном парке Фэйрхэвен (Fairhaven Memorial Park) в Санта-Ана, штат Калифорния, под именем "Памелы Сьюзан Моррисон".

Колумбус и Пени Курсон, после смерти дочери стали наследниками имущества Моррисона, однако родители Джима опротестовали их права. В своем завещании, написанном еще 12 февраля 1969 года, Моррисон оставляет все имущество Памеле Курсон, распорядителем назначая своего адвоката Макса Финка (Max Fink). С его смертью все права на наследство перешли к Памеле, а после - к ее ближайшим родственникам. В поддержку своих прав на наследство Курсоны представили неподписанный документ, который Памела якобы получила в штате Колорадо, и который является декларацией того, что Памела Курсон и Джим Моррисон заключили соглашение о фактическом браке в соответствии с законами этого штата. Возможность оформления фактического брака была отменена в Калифорнии еще в 1896 году, однако законы конфликта юрисдикций, действующие в этом штате, признают фактические браки, законно заключенные в других штатах. Колорадо является одним из 11 штатов США, где до сих пор признаются фактические браки. В этом случае поскольку фактический брак был официально заключен в соответствии с законами штата Колорадо, он должен был признаваться и штатом Калифорния. Однако подписей ни Моррисона, ни Курсон на этом документе не было, как не было и свидетельств того, что кто-то из них знал о существовании этого документа. Кроме того, ни один из супругов не являлся жителем штата Колорадо.

Но несмотря на все обстоятельства суд по делам о наследстве решил, что Памела Курсон и Джим Моррисон состояли в фактическом браке в соответствии с законодательством штата Колорадо. В результате дело о наследстве было закрыто в пользу семьи Курсон, которая и вступила в законные права.


Похоронена:
Fairhaven Memorial Park
Santa Ana
Orange County
California, USA
Участок: Garden courts, compartment 164

Скоро выйдет новый фильм о Джиме. Надо полагать - к его очередной круглой дате. Вот я и возьми да загляни... в Википедию. И пробежался по именам, связанным с Дорз. И набрел на всем известную Патрицию. И забил это имя в Яндексе...
ну то, что она - ведьма, то понятно - много таких пасется и паслось рядом с рокерами, но мне понравилась версия смерти Джима и его любовницы Памелы. Ребята, конечно, поиграли в ролевые игры, но насколько здесь игры и насколько правды - решать вам...
...я же - в очередном ауте от происходящего: рок-н-ролл - живое существо. И всегда очень любит кушать...

Памела Сьюзен Курсон (Пэм) родилась 22 декабря 1946 в Уиде, штат Калифорния, США. Довольно успешно закончив школу, переехала в Лос-Анджелес, где стала студенткой Los Angeles City College. В 1965, там же, она познакомилась с Джимом Моррисоном, с которым они в скором времени начали встречаться и жить на чердаке у его друга. Через несколько месяцев после их знакомства Джим и Рэй Манзарек обсуждают на берегу моря стихи Джима и решают создать группу "The Doors". Пэм присутствует на всех их репетициях, концертах в маленьких захудалых клубах.
Памела встречается с Джимом с 1965 года.

1966
Июль
Группа возвращается в Лос-Анджелес, где Джим поселился в одной квартире с Памелой Курсон. Они встречаются уже около года, теперь у неё собственная квартирка в Лорел Кэньон.

1967
Слава недавно появившейся на свет группы росла с неимоверной быстротой. Их первый альбом оказался на первых строчках во всех чартах. Вместе со славой и толпой фанатов приходят и проблемы в отношения Пэм и Джима. Частые измены с его стороны, огромное количество потребляемого алкоголя и легких наркотиков...

1968
Патриция Конелли, леди-малкавиан, ищет кандидата в Птенцы и останавливает свой выбор на Джиме Моррисоне. Такой выбор грозит конфликтностью с кланом Тореадор, но «игра стоит свеч».

1969
29 февраля
Очередной концерт группы. После него Джим и Пэм собираются вместе провести неделю в доме на Ямайке, который был уже для них готов. Но перед отъездом они поссорились. Они опоздал на авиарейс, позвонил в концертный зал, чтобы сказать ребятам, что немного опоздает, он уже был пьян, но продолжает пить всю дорогу в Майами.
Джим напивается до бессознательного состояния, что приводит к серьезнейшему отравлению. Его спасает Патриция, влив в него своей крови. Во время поездки она находилась в его машине под действием дисциплины Затемнение. Эти события привели к его становлению гулем, но, клан Тореадор вынужден поддержать Патрицию в её действиях, как единственный вариант в той ситуации спасти Джима. О произошедшем Джим ничего не помнит. Маскарад соблюден.

Сентябрь
Джим начинает переписываться с Патрицией Коннели , редактором и критиком из нью-йоркского журнала Jazz&Pop.
Леди-малкавиан начинает открытое общение с Джимом, с целью завладеть его вниманием и продолжить начатое в феврале.

8 декабря
Джим отмечает свое 26-летие в большой компании. К этому времени Пэм требует, чтобы Джим бросил карьеру солиста группы и начал вести с ней домашнюю семейную жизнь, в которой, по её мнению, он сможет заниматься поэзией. Одновременно в судах рассматривается не менее двадцати дел о признании отцовства Моррисона.
Начало активного воздействия на разум Пэм со стороны будущего Сира (приближение к безумию). Её мозг буквально бомбардируют информацией о неверности Джима с целью разорвать их общение. Правда, на данный момент цель все-таки всецело завладеть Джимом. Пэм пытается удержать его, уговаривая отказаться от карьеры музыканта.

1970
Март-апрель
Джим и Патриция Коннели вновь стали общаться: в своем журнале Jazz&Pop она отрецензировала книгу его стихов, он прислал ей благодарственную телеграмму. Вдобавок ко всему, Патриция была посвященной, практикующей колдуньей, жрицей шабаша ведьм, что не могло не восхищать Джима.
Патриция окончательно отбивает Джима у Пэм, нанося сокрушительный удар по её душевному равновесию. Джим посещает несколько ритуалов, где второй раз пробует кровь Патриции.

Июнь
Джим и Патриция поженились. Свадьбу провели по колдовскому кельтскому ритуалу. В субботу Джим с другом уехал в Париж, где они остановились в знаменитом отеле «Георг V». За день до отъезда домой Моррисона вновь лихорадит. Почти три недели Джим болел.
Во время свадьбы Джим третий раз пробует кровь Патриции, что устанавливает между ними Кровную Связь и окончательно закрепляет права Патриции на него. По большей части в это время Джим служит кормушкой для своей хозяйки, от чего испытывает сильное недомогание.
Клан Тореадор выражает свое неудовольствие данными событиями, заявляя, что в этот раз не было необходимости в крови Патриции. В противовес им ставится, что Джим действовал по собственной воле.

14 августа
Джим говорит по телефону с Патрицией по телефону, узнает, что она беременна, и просит её приехать к нему в Майами.
Патриция прибывает в Майами в попытке уберечь Джима от повышающегося интереса клана Тореадор проявленного к нему. Старейшины требуют от Патриции быстрее решить вопрос с созданием Птенца, что бы избежать эскалации конфликта между кланами Малкавиан и Тореадор.

19 августа
Между Патрицией и Джимом состоится разговор, Моррисон скажет, что ребенок разрушит их дружбу. Она решит сделать аборт.
1. Джим негативно реагирует на намерение Патриции обзавестись Птенцом.
2. Но сам отвергает предложение Патриции вступить в клан Малкавиан, считая что это разрушит их отношения в данном виде и переведет все к схеме «Господин - слуга».
3. Джим получает первые знаки внимания клана Тореадор, над которым серьезно задумывается.

Октябрь.
Вскоре по возвращении из Майами Моррисон начал испытывать постоянные приступы жуткого страха, узнав, что от передозировки героина умерла Дженис Джоплин. Еще в сентябре умер Джимми Хендрикс. Как-то в загородной поездке Джим сказал друзьям: «Вы пьете с номером три».
Джим боится, что его контакты с Тореадорами вызовут гнев Патриции. Особенно после того как получает серьезное предупреждение от нее.
Патриция решает принять в клан не Джима, ставшего не надежным, а Памелу, проявляющую к тому времени все признаки «Знака чистоты Каина». Леди-малкавиан отбывает к Пэм что бы продолжить активную работу над её сознанием.

19 ноября
Джим начал встречаться со шведкой Ингрид. Однажды ночью, когда он к ней пришел, то принес с собой бутылку шампанского и большую, чем обычно, порцию кокаина в коробке из-под 35-миллиметровой пленки. Они решили «выпить крови» друг друга. Утром Джим проснулся действительно весь в крови. Паранойя росла.
Пользуясь отсутствием Патриции Тореадоры приставляют к Джиму девушку Ингрид с целью выяснить сколь сильно он связан с Малкавиан и перспективы его вхождения в клан Тореадор.

Конец декабря
В офисе The Doors Джима ждала записка «Я в городе. Позвони мне. Патриция». Она была приколота к столу ножом. Он позвонил, они договорились встретиться. Но на встречу пришло две женщины: Патриция и Пэм.
В город прибывает крайне недовольная Патриция. Она везет с собой Пэм, которая все это время под её влиянием и постепенно приближалась к Безумию.

1971
Январь-февраль
Преданность Пэм покорила Джима, они опять живут вместе. Джим даже начал получать удовольствие от домашнего спокойствия.
Страх перед гневом Патриции заставляет Джима порвать все контакты с Тореадорами. Он всячески пытается выслужиться, являя собой образчик преданности.

14 февраля
Джим отвез Памелу в аэропорт и она улетела в Париж. Он же провел неделю с Патрицией в Лос-Анджелесе. Эти семь дней закончились ссорой. Патриция улетела в Нью-Йорк.
У Пэм приступы галюцинаций. Патриция отправляет её в Париж. Джим сопровождает её до аэропорта. В пути узнает что Пэм будет принята в клан. Это становится поводом к серьезной ссоре с Патрицией.

6 марта
Джим отбыл в Париж к Памеле.
Джим наказан и выслан в след за Пэм.

Март
Джим и Пэм снимают комнату у Зозо.
Джим забирает Пэм в момент очередного серьезного приступа безумия и пытается скрыться на квартире у знакомого тореадора из новообращенных.

1 июля
Джим подавлен, попытки отвлечь его безрезультатны.
Тореадоры не спешат с обращением Джима. Патриция нашла беглецов потребовала у Совета Старейшин Парижа вернуть ей гуля и будущего Птенца. Её требования удовлетворены. За время пребывания в убежище Тореадоров Пэм приобретает новую форму безумия. На данный момент она уже постоянно считает себя вампиром, и более того периодически причисляет себя к клану Тореадор.

2 июля
Джим, Памела и их друг Алан Роней обедают в кафе, Джим необычайно спокоен. После ужина он идет в кино на фильм «Преследуемый» с Робертом Митчемом. Ходил ли действительно Джим в кино - загадка. Некоторые утверждают, что он был в «Rock’n’Roll Circus», где принял героин, другие видели его в самолете.
Джим догадывается, какая судьба ему уготована, но душевно опустошен настолько, что теряет всякую волю к сопротивлению. Он становится первой жертвой Памелы после её обращения. Патриция даже не пыталась остановить Пэм, когда та обуреваемая Жаждой выпила Джима «до дна». Это событие окончательно «сдвинуло крышу» Пэм и завершило её становление в клане Малкавиан. Джим умер.

5 июля
Пошел слух, что Джим умер.
Начинается информационная чистка инцидента.

6 июля
Бил Сиддонз прибыл в Париж. В квартире его встретила Памела, закрытый гроб и свидетельство о смерти.

7 июля
Памела представила свидетельство о смерти в посольство США, представив Джима как Джеймса Дугласа Моррисона, поэта, сказав, что у него нет живых родственников. В качестве официальной причины смерти был записан сердечный приступ.
В этот же день гроб с телом Моррисона был опущен в землю на кладбище Пер-Лашез. Всего пять человек присутствовали на похоронах.
В мир выпущены «официальная» (сердечный приступ) и «не официальная» (передозировка героина) версии смерти Джима. Утрясаются последние юридические формальности. Все имущество Джима, включая права на использование его произведений, отходит Памеле.
Скоротечные похороны при малом количестве свидетелей завершили историю Джима, став стартом для девы-малкавиан Памелы Курсон.

25 апреля 1974г
«Прожив» три года на территории США Пэм отбывает за границу к своему Сиру

Джим Моррисон и Памела Курсон оставили после себя коллекцию фотографий во время отдыха в Париже, которые оказались последними фотокадрами знаменитого музыканта, который скончался в столице Франции от сердечного приступа на фоне передозировки наркотиками 3 июля 1971 на съёмной квартире по улице Ботрейи IV парижского округа.

Последние дни жизни

У The Doors и её лидера была своя собственная Йоко, которая не развалила культовую команду, но потакала всем причудам своего мятежного бойфренда, принимала вместе с ним любые виды наркотиков и в итоге подтолкнула к роковой черте.

Дебютные альбомы “The Doors” («The Doors» и «Strange days») вышли в 1967-м и принесли лос-анджелесской рок-группе гигантскую славу. Хуже всех с этим испытанием справлялся лидер коллектива, который уже в 1968-м начала фестивалить, пропускать репетиции, срывать концерты, заниматься классическим рок-н-рольным саморазрушением и чередовать яркие вспышки чистого творчества с тяжелыми алкогольными и наркотическими марафонами, стычками с полицией, арестами, постепенным медленным угасанием и кошмарным превращением из идола миллионов в неряшливого, грязного и заросшего толстяка. Очередная подружка Памела Курсон оказалась под стать рок-звезде – любовница поэта и музыканта с удовольствием участвовала в героиновых трипах и весной 1971-го поехала вместе с бойфрендом в Париж.
Поэт собирался поработать в городе романтики и любви над книгой стихов, однако львиную долю времени посвящал не работе, а отдыху и развлечениям.

Днем накануне смерти любовники гуляли парижскими улочками и бульварами, изучали блошиные рынки, пообедали в кафе, заходили в гости к друзьям, посмотрели фильм в кинотеатре и приблизительно в десять вечера вернулись домой. Целый день рокер пил пиво и крепкие напитки, а дома решил уколоться, после чего у него разболелась голова и началась рвота. Музыкант отказался звонить в скорую и предложил подружке идти спать. В три они уснули, а в пять Памела нашла Моррисона в ванной, где тот лежал без сознания в горячей воде. Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть, которая наступила между 4:45 и 5:00. Вскрытие не проводилось и официальной причиной смерти Джима Моррисона стала «острая сердечная недостаточность, вызванная передозировкой наркотиками».

Смерть рок-звезды случилась третьего июля, а последние фото Джима Моррисона и Памелы Курсон были сделаны 28 июня, когда любовники в компании с фотографом и близким другом Аленом Роне почти целый день провели в прогулках и посиделках в парижских кафешках. На следующих фотографиях мужчине осталось жить шесть дней, а его спутнице – три года. Оба умрут в 27 – легендарный рокер станет одним из самых великих участников печально знаменитого «Клуба 27», а его роковая подружка тихо и мирно скончается в гостиной съёмной лос-анджелесской квартиры по тем же медицинским причинам, что и покойный любовник. Памела Курсон и Джим Моррисон воссоединились после смерти, рассказав миру очередную роковую историю любви – не такую, как у , но тоже достойную внимания. Смотрите, милуйтесь и не повторяйте.















Эту девушку обвиняли в убийстве легендарного певца Джима Моррисона. Много лет ей пришлось скрываться от прессы и вести закрытый образ жизни. Кем на самом деле была Памела Курсон и какую роль сыграла в судьбе солиста группы The Doors? Много есть интересных подробностей о жизни знаменитой пары и их трагической гибели в молодом возрасте.

Биография

Памела Сьюзен Курсон родилась 22 декабря 1946 года в штате Калифорния. Отец работал директором средней школы, мать была домохозяйкой. Девочка с ранних лет была очень замкнутой и тяжело сходилась со сверстниками. Она не была аутсайдером, но всегда держалась в сторонке . В школе ей доставалось от одноклассников за ее рыжие волосы и растрепанный вид. Училась она неплохо и окончила старший класс со средним баллом. Учителя отмечали ее как способную, но слишком рассеянную ученицу. У нее были склонности к гуманитарным наукам и особенно к истории.

Не такая как все

Друзей в школьные годы она не завела. Но навсегда осталась в памяти одноклассников как самая провокационная девочка в школе. Свою и без того бледную кожу она покрывала большим слоем пудры и становилась похожей на привидение. Вкупе с морковного цвета волосами это смотрелось очень вызывающе и привлекало всеобщее внимание. Ее одежда всегда опережала моду на несколько лет. Она первая пришла в школу, надев шорты на капроновые колготки. На тот момент это выглядело дико, но быстро стало модным среди учениц.

Еще одной особенностью был голос Памелы Курсон . В младших классах, если она обижалась или больно ушибалась, то поднимала дикий рев . Это был не плач обычного ребенка - это был крик раненого зверя. Она голосила так, что люди прибегали со всех помещений, чтобы посмотреть на представление.

Лос-Анджелес

Пэм приехала в «город ангелов», когда ей было 19 лет. Ее знакомство с Мирандой Бабиц произошло в одном из ночных клубов. Модель быстро завоевала доверие юной Пэм , и вскоре они стали лучшими подругами. Девушки вместе проводили очень много времени и посещали самые популярные заведения в городе. Оказавшись в клубе «Лондонский туман», она впервые встречает Джима Моррисона. Шел 1966 год, и его популярность в то время носила только местечковый характер. А Памела к этому времени уже появлялась на страницах модных журналов и имела свой штат поклонников. Выглядела она как типичная девушка-хиппи: длинные прямые волосы, свободный стиль одежды и неизменная улыбка на лице.

Развитие отношений

Джим быстро увлекся рыжей кокеткой и не скрывал своих чувств. Выступая в клубе, он то и дело поглядывал на дверь, ожидая ее появления. Они не были похожи на страстных любовников. Скорее, это было проявление самых нежных чувств. Певец очень трепетно относился к своей возлюбленной и ценил ее чувство собственного достоинства. Памела умела преподнести себя как королева даже в грязном ночном баре. Именно это качество привлекло его в первую очередь. А девушке нравилась самобытность и дикость длинноволосого исполнителя рок-музыки. Он казался ей идеальным мужчиной, и она верила, что он станет по-настоящему знаменитым.

Сказочный роман

Тем временем The Doors набирала популярность, и Джим начал получать приличные гонорары за выступления. Первые деньги он полностью потратил на свою любимую девушку. Шикарный ресторан и горы подарков окончательно завоевали Памелу. Всю последующую совместную жизнь он придерживался этого порядка. Все гонорары он отдавал девушке, оставляя себе минимальные суммы на алкоголь и разные мелочи. Они много раз обсуждали свадьбу, но Джим боялся, что статус семейного человека отобьет у поклонниц желание поклоняться своему кумиру. В биографии Памелы Курсон так и не появилась запись о замужестве.

Ревность

Для влюбленных наступили тяжелые времена. Юные фанатки не давали прохода своему секс-символу и атаковали певца везде, где он появлялся. Однажды Пэм заглянула в гримерку своего возлюбленного и увидела картину, поразившую ее до глубины души. Парень держал на коленях юную нимфетку и гладил ее интимные места самым наглым образом. Памела не стала наблюдать за милой прелюдией и, схватив ножницы, попыталась пырнуть ими наглую девицу. Та с криками еле вырвалась из рук разъяренной девушки, а Моррисон спокойно ушел на сцену продолжать концерт.

Совместная жизнь

В 1967 году наконец выходит первый альбом группы, и на молодых людей сваливается огромное богатство. 50 тыс . долларов в те времена были баснословными деньгами, и парочка поспешила снять хороший дом на окраине города. Они поселились в престижном и очень тихом районе. Их соседями были музыканты и актёры. Атмосфера была пропитана творчеством. И все же лучшим отдыхом от шумных вечеринок и трудных концертов они считали туризм. Взяв только самое необходимое, Джим и Пэм отправлялись в пустыню, где вдвоем проводили несколько дней. Музыкант сочинял стихи для возлюбленной, а она танцевала под его музыку в свете луны. Первую композицию в своем альбоме он посвятил любимой женщине.

Любовь и ненависть

Уезжая на гастроли, Джим не забывал о своей рыжеволосой красавице и звонил ей каждую свободную минуту. В то же время это не мешало ему все ночи напролет проводить в объятиях местных поклонниц. О его любовных похождениях много писали, но Памела Курсон не верила газетам и журналам. Пока в дверь их дома не начали ломиться фанатки и требовать деньги от Джима на прерывание беременности. Все эти визиты выводили из себя ревнивую девушку, и она устраивала грандиозные скандалы изменщику. Парень не отрицал своей вины, но говорил, что любит только ее и сердце свое давно отдал Памеле. Сладкие речи не приносили должного результата, и в ход пошли деньги.

«Фемида»

Чтобы удержать любимую, он дает ей полный доступ к своим средствам и покупает для нее магазин модной одежды. Девушка с рвением начинает заниматься раскруткой бутика и закупками последних коллекций. На время она оставляет Джима в покое и колесит по всему миру в поисках оригинальных вещей для своего магазина. Певец помогает ей сделать рекламу, и вскоре «Фемида » становится самым модным местом в городе. Интересный факт: Памела Курсон часто раздавала дорогие наряды тем, кто действительно восторгался ее магазином. Это могли быть случайные покупатели или голливудские знаменитости - ей было все равно.

Накипело

Так прошли два года. За это время отношения пары совсем разладились. Скандалы часто переходили в драки, и соседям приходилось вызывать полицию. Доходило до того, что Джим несколько раз бросался с ножом на Памелу. Та, в свою очередь, била об его голову посуду и вышвыривала вещи на улицу. Боль от его измен не залечивали деньги, и девушка перестала хранить верность своему сожителю. Она не скрывала свои связи на стороне, и Джим просто с ума сходил от ревности. Но что он мог сделать? Ему ли было упрекать кого-то в неверности? Они расходились и сходись бесконечное количество раз. Даже после длительных отношений на стороне они всегда возвращались, чтобы попробовать начать все заново. В это время Джим пишет свое завещание, в котором говорится о том, что все свое имущество и деньги он завещает Памеле Курсон .

Париж

1971 год принес паре долгожданное успокоение. Они решили уехать в Париж и немного пожить там, вдали от американской суеты. Певец очень изменился за последний год - он набрал много лишних килограммов и отпустил бороду. Но Памела любила его в любом образе. Франция преобразила музыканта - он стал следить за собой и вскоре сбрил всю лишнюю растительность на лице. Парочка отправилась путешествовать по миру и наслаждаться жизнью. Впервые за много лет их отношения были гармоничными и вселяли надежду. Джим знал, в чем причина перемен - Пэм начала колоться. Каждый день она колола в вену героин и становилась покладистой и любвеобильной девушкой. Такой она нравилась ему гораздо больше, и он не возражал против ее увлечения. Сам он отвергал любые уколы в тело и предпочитал нюхать кокаин.

Трагедия

2 июня 1971 года дилер как обычно доставил в квартиру парочки два пакетика с наркотиками. В одном находился героин для девушки, в другом кокаин для Джима. Дальнейшая картина произошедшего навсегда останется тайной. Вероятно, певец перепутал пакетики и вдохнул дозу героина. Он сразу почувствовал себя плохо и ушел в ванную комнату. Девушка не сразу поняла, что он слишком долго не выходит. Когда она заглянула в комнату, то увидела, что Джим лежит в ванне, и тело его уже начало коченеть. Вызвав медпомощь и позвонив друзьям, она стала дожидаться их приезда. Вела себя спокойно, даже когда прибывший врач констатировал смерть. Тело положили на кровать и принесли огромное количество пакетов со льдом. Стояла жара, и после 15 часов тело уже начинало меняться. В тот момент до Памелы дошло, что Джим умер, и она принялась голосить. Всю ночь Пэм провела с ним в одной постели.

История повторяется

Похороны были скромными, на них присутствовали только самые близкие люди. После прочтения завещания Памела стала обладательницей всех прав на творчество Джима и его состояния. Однако пользоваться его щедротами ей пришлось недолго. Через три года девушка покинула этот мир. Причина смерти Памелы Курсон - передозировка наркотиками. До последнего дня своей жизни она считала себя виновной в гибели музыканта и не могла простить себе этот грех. Наркотики стали смыслом ее жизни, и за три года она уничтожила себя. Могила Памелы Курсон находится в Санта-Ане , в мемориальном парке. Как и Джиму, на момент смерти ей было 27 лет.

Смерть Джима Моррисона - 3 июля 1971 года в Париже - произошла так незаметно, что слух о ней достиг менеджера певца В Лос-Анджелесе только через два дня. Когда звонок из Лондона разбудил Билла Сиддонса, он не принял его всерьез. С какой стати? Сообщения о смерти Моррисона стали таким же обычным явлением, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Однажды прошел слух, что он ослеп или умер от передозировки; на следующий день он погиб в автокатастрофе, или попал в сумасшедший дом, или ему ампутировали обе ноги. Его опасная аура как бы предполагала все эти ужасные происшествия, и аура эта усиливалась его образом жизни, постоянно пьяным или под кайфом, постоянно вываливающимся из окон, или разбивающим машину, или недвусмысленно заявляющим, что он решил свести счеты с жизнью.

Однако после того, как Сиддонс перевернулся на другой бок и попробовал снова заснуть, ему не давал покоя какой-то тревожный импульс, который в конце концов заставил позвонить на парижскую квартиру, занимаемую звездой в течение последних четырех месяцев. Памела Курсон, подружка Моррисона, ничего толком не объяснила, а сказала менеджеру "прийти немедленно", как будто он жил за углом.

Через три дня Сиддонс обратился к фанам Моррисона с обращением, обнародованным через фирму по связям с общественностью. "Я только что вернулся из Парижа, - заявил он, - где присутствовал на похоронах Джима Моррисона. Джима похоронили после простой церемонии, на которой присутствовали только самые близкие друзья. Первоначальная информация о смерти и похоронах не оглашалась, поскольку те из нас, кто его любил и близко знал как человека, хотели избежать той шумихи и клоунады, которая окружала смерть таких личностей, как Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс".

Действительно ли смерти Джоплин и Хендрикса были окружены "клоунадой"? Не думаю. Были шок и ужас, горе и любопытство, но "шумиха" вокруг этих смертей была связана с их причиной - применением наркотиков. Если 27-летний Джим Моррисон умер, как утверждал пресс-релиз, "мирно, от естественных причин... на руках у своей жены Пэм, после обращения к врачу по поводу проблем с дыханием", с какой стати бояться шумихи?

На самом деле смерть Моррисона таила нечто большее, чем следовало из деликатного заявления Сиддонса: фактически ни один разумный человек не верил, что Джим Моррисон мирно скончался во сне от естественной причины. И все же даже теперь, через двадцать пять лет, мы точно не знаем, что произошло. Музыка Моррисона переживает возрождение, давшее вторую жизнь многим старым рок-звездам, его альбомы продаются лучше, чем когда бы то ни было, а его легенда рассказывается и пересказывается в целом потоке статей и книг, Моррисон увековечен в замечательном фильме Оливера Стоуна, и все же нам еще предстоит услышать убедительную историю его смерти. Смерть также имела для него не меньшее значение, чем жизнь; по сути дела для него это было одно и то же, потому что ни один представитель контркультуры, как при Моррисоне, так и до него, не жил с образом смерти, так глубоко запечатленным в уме.

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещее, шаманское странствие духа под названием "The End" ("Конец"), полностью посвящен смерти и ее ассоциациям: отцеубийству, кровосмешению, наркотикам, любви и концу света. Смертью веет не только от его стихов, ее холодящее дыхание исходит также и от потусторонней музыки ДОРЗ, нередко напоминающей рок-н-ролльный танец смерти. Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней смерти, и постоянное предвкушение смерти отразилось в телеграмме, отправленной им 7 марта 1968 года, когда группа находилась на пике славы. В тот день служба новостей опубликовала текст телеграммы: "Джим Моррисон умер - чуть позже".

У Моррисона было множество причин для подобной мании смерти, и он мучительно пытался выразить их. Прежде всего он рассматривал жизнь как попытку высвободиться из смертельных объятий безумия и бесчувственности, отупляющего воздействия повседневности, в которую все мы погружаемся после детства. В бунтарской и рискованной жизни таких поэтов андеграунда, как Бодлер и Рембо, в нигилистической философии Ницше он находил подтверждение собственному инстинктивному убеждению в том, что единственным способом прорваться к страсти, свету и экстазу была жизнь в опасности. Как бы то ни было, следует признать, что жизнь и искусство Джима Моррисона представляли собой непрерывный диалог со смертью, и отсюда следует абсурдность отношения некоторых авторов к его смерти как с событию малозначительному. Не знать того, как умер Джим Моррисон, - это все равно, что просмотреть трагедию, последний акт которой состоит из десятка различных черновых вариантов.

В результате такого подхода появилась биография поп-журналиста Джерри Хопкинса, представляющая собой безнадежную мешанину из слухов и предвзятых размышлений. Наиболее правдоподобные из этих историй Хопкинс назвал "официальными" версиями, не удосужившись объяснить, что именно обеспечивает их официальность. Очевидно, эту историю рассказала Памела Курсон за те несколько лет, которые отделяли ее смерть от смерти Моррисона.

В соответствии с этим рассказом Джим провел ранние часы вечера 2 июля за столом на террасе ресторана неподалеку от своей квартиры с Памелой, его подругой последних пяти лет, миловидной, веснушчатой, невинной на вид девчушкой из графства Орандж, Калифорния, сильно пристрастившейся к героину. С ним был старый приятель, Алан Роней, родившийся в Париже, кинотехник, который живет в Лос-Анджелесе, но в то время гостил у двух известных французских киношников - Жака Деми (режиссера "Шербурских зонтиков") и его жены Агнес Варда. После обеда Моррисон пошел один смотреть фильм, порекомендованный ему Ронеем, картину Рауля Уолша 1947 года под названием "Преследование", вестерн в стиле "черного кино" с Робертом Митчумом в главной роли.

Когда Моррисон вернулся домой поздно вечером, его немного вырвало кровью. Памелу это не слишком обеспокоило, потому что такое раньше уже случалось без особых последствий. Когда он сказал, что собирается принять ванну, она отправилась спать. В пять часов утра она проснулась и нашла его в ванне, "его руки лежали на керамических бортах, голова была откинута назад, длинные мокрые волосы спутались, мальчишеская улыбка застыла на чисто выбритом лице". Поначалу Памела подумала, что он разыгрывает одну из своих зловещих шуток, но затем позвонила в реанимационное отделение пожарной службы.

У Джерри Хопкинса есть и совсем другое, гораздо более интересное описание, на которое он просто ссылается, видимо, считая его не слишком достоверным. Эта реконструкция принадлежит Эрве Мюллеру, французскому поп-журналисту, который провел некоторое время с Моррисоном в последние месяцы его жизни. Он действительно звонил на квартиру певца утром, в день его смерти, получив ответ Алана Ронея, что парочка уехала за город на уик-энд. Впоследствии Мюллер опубликовал книгу о Моррисоне, в которой уклонился от подробного описания смерти своего героя, но через некоторое время его изыскания появились на страницах французского журнала "Глоб".

По версии Мюллера, в дни перед кончиной Моррисон ждал партию героина из Марселя (штаб-квартиры "Французской связи", т.е. корсиканской мафии). Джим оплатил эту покупку заранее, это было дорого, но наркотик того стоил, потому что поставщик, кличка которого была Китаец, привозил только "китайский белый" (хорошо очищенный героин из Гонконга). После обычных проволочек, несомненно, сопровождаемых многочисленными извинениями связных мафии в Париже и приступами паранойи в семействе Моррисонов, поступила весточка, что "смэк" (героин) можно получить в обычном месте стрелок Моррисона - Рок-н-ролл Цирке.

Цирк представлял собой пещеру под сводами в доме 57 на Рю-де-Сен, в студенческом квартале Сен-Жермен. Украшенный огромными снимками рок-звезд в цирковой одежде, он был предназначен для воспроизведения модных британских клубов, таких, как Бэг О"Нейлз. Клиентура его была ограниченной, часы работы - от полуночи до рассвета, кухня - американский "соул", дизайн сверхсекретной курительной комнаты - марокканский, а развлечения - помимо танцев под пластинки - спонтанные джем-сейшены заезжих рок-звезд, которым захотелось как следует оттянуться.

Предыдущий менеджер, Сэм Бернетт, вспоминает, что Моррисон приходил каждый вечер. "Каждый раз он был под кайфом или пьяный, в ненормальном состоянии. Его редко узнавали, потому что он разжирел и выглядел на все сорок. Однажды он оборзел, и вышибалы, которые не знали, кто он такой, вышвырнули его на улицу, где его подобрал и отвел на хату французский рок-фан. Проведя таким образом ночь, Джим приглашал всех подряд позавтракать в дорогом бульварном ресторане. Однажды ночью Джим попытался взобраться на сцену в Цирке, но не смог петь, поскольку был слишком пьян. Последние дни своей жизни он провел в мужских туалетах, где происходил дележ наркотиков.

Именно в туалете, по словам Мюллера, Моррисон провел свою последнюю ночь вместе с торговцем наркотиками по кличке Крошка Робер. Передавая дозу, Робер предупредил Джима: "Это не шутка". Джим тут же вмазался и впал в кому. Парочка "друзей Пэм", возможно, какие-то сердобольные вышибалы из клуба, выволокли Джима из туалета и перетащили в соседнее кабаре "Альказар", которое к тому времени было уже закрыто. Здесь они загрузили его в такси и позже положили в холодную ванну, чтобы оклемался.

Мюллер не настаивает на своей истории, поскольку все его свидетели - наркоманы и мелкие торговцы, не имеющие солидной репутации. И все же в этой истории нет ничего невероятного.

Моррисон не был наркоманом, но часто покупал героин для Пэм (добывать "смэк" - мужское дело). Мишель Одер, бывший муж Вайвы, суперзвезды Энди Уорхола, вспоминает, что не раз встречал Джима в номерах торговца героином в нью-йорском отеле Челси. Американский диск-жокей Кэмерон Уотсон рассказывает, что за пару недель до смерти Джима, он встретил его на террасе Кафе де Флор с одним фотографом, который подошел к Уотсону и шепотом сказал: "Джим Моррисон хочет купить "смэк". Не знаешь, где можно достать?"

То, что Моррисон сделал нечто, против чего его предостерегали, было совершенно в его характере. Сам он не стал бы колоться наркотиком, потому что испытывал ужас к иглам. Он бы скорее понюхал. И пара сильных доз могла его убить, поскольку люди, не принимающие наркотиков, не обладают защитной функцией наркомана. И хотя версия Мюллера не имеет достаточных оснований, она может быть правдой, поскольку она жизненна. Перед лицом двух взаимоисключающих версий одного и того же события биограф инстинктивно ищет третий источник, на который можно было бы положиться. Но что это за источник? Очевидно, осталось множество близких людей Джима Моррисона, которые знают о его смерти гораздо больше, чем рассказывают, но наивно было бы думать, что через столько лет они заговорят без такой убедительной причины, как, например, участие в серьезном художественном (или документальном) фильме о последних днях Джима Моррисона.

Не имея возможности сделать подобное предложение, я решил обратиться к архивам французской полиции. Разумеется, такие документы носят конфиденциальный характер и предоставляются только членам семьи или их полномочным представителям, но опыт подсказал, что всегда бывает какой-нибудь способ просочиться сквозь бюрократические заслоны.

Однако прежде я решил спросить Джерри Хопкинса насчет того, что он думает о моей попытке. Он уверил меня в том, что никаких официальных протоколов не осталось, поскольку вскрытия не было. Это было очевидной ерундой, потому что в таком городе, как Париж, ни один человек не может умереть без полицейского протокола. С другой стороны, смерть Джима Моррисона могла быть скрыта полицией по какой-то загадочной причине, и тогда запись о смерти все-таки есть, но ей грош цена.

Выяснилось, что доступ к архивам не так уж сложен, как я предполагал. Пройдя через обычную бюрократическую канитель и неопределенность ожидания, мои парижские помощники, Марта Легас и Анн Сурада, все же добыли необходимые документы: досье криминального департамента французской полиции и рапорт бригады "скорой помощи" в архиве департамента пожарной службы.

Полицейский рапорт состоит в основном из пересказа деталей расследования, проведенного в участке во второй половине дня смерти Моррисона. Показания давали лейтенант-пожарник, который командовал спасательной бригадой, офицер уголовного розыска, обследовавший место происшествия (который одновременно руководил слушанием), врач, производивший осмотр тела, и два главных свидетеля: Памела Курсон и Алан Роней.

Показания Курсон заслуживают особого внимания, поскольку претендуют на полное описание последней ночи Джима Моррисона. (Роней выступал в качестве переводчика, а это означает, что полиция не допрашивала свидетелей по отдельности.) В переводе слово "ami" передается как "друг", хотя, разумеется оно означает еще и "любовник".

"Я друг мистера Моррисона, - заявила Памела. - Я жила с ним как жена пять лет. Мы с моим другом приехали во Францию в марте... Он был писатель, но жил на собственные доходы. Перед тем как поселиться на Рю-де-Ботрейн, мы на три недели остановились в отеле "Ницца" на улице Изящных Искусств. Здесь мой друг заболел. Он жаловался, что ему трудно дышать, и по ночам у него были приступы кашля. Я вызвала врача, который приехал в отель и прописал таблетки от астмы. Мой друг не любил ходить по врачам и никогда не заботился о своем здоровье. Я не могу сказать, кто был тот доктор, и я не соблюдала его предписания. До этого мы были в Лондоне, и у моего друга уже была эта болезнь.

Вчера вечером... мой друг пошел один пообедать в ресторан, наверняка где-то поблизости. Когда он вернулся из ресторана, мы вдвоем пошли смотреть фильм "Преследование" в кинотеатр. Мы вернулись из кино примерно в час ночи. Я приготовила поесть, а мой друг показывал любительские фильмы. Казалось, что он здоров и очень счастлив. Но я должна сказать, что он никогда не жаловался, это было не в его натуре. Потом он слушал пластинки в спальне. Мы лежали вместе и слушали. Кажется, мы заснули примерно в 2,30, хотя точно не скажу. Проигрыватель выключился автоматически. Нет, в последнюю ночь мы не занимались сексом.

Примерно в 3.30, как мне кажется - в спальне не было часов и время меня не волновало, - я проснулась от шумного дыхания моего друга... у меня было впечатление, что он задыхается. Я стала его трясти и несколько раз ударила по щекам, чтобы разбудить. Я спросила, в чем дело. Я хотела вызвать врача. Мой друг сказал, что чувствует себя отлично и не хочет видеть никакого врача. Он встал и прошелся по комнате. Затем он сказал, что хочет принять теплую ванну.

Когда он был в ванной, то позвал меня, сказал, что его тошнит и хочется блевать. По пути в ванную я взяла с кухни оранжевую посудину. Его вырвало, и мне показалось, что там кровь. Я вылила содержимое посудины. Потом его вырвало еще раз - теперь одной кровью. Потом его вырвало третий раз - сгустками крови.

Я не знаю, как долго спала. Я вздрогнула, проснулась и увидела, что он все еще там. Его голова не была в воде. Казалось, что он спит. Под ноздрями было немного крови. Я попыталась его разбудить. Я думала, что он болен и потерял сознание. Я попыталась вытащить его из ванны, но не смогла. Тогда я позвонила мистеру Ронею, он тоже американец, и попросила его вызвать "скорую".

Когда мистер Роней приехал со своей подругой, мадам Агнес (Варда) Деми, они, кажется, вызвали то ли пожарных, то ли полицию".

Как не трудно догадаться, показания Ронея совпадают с показаниями Курсон во всех деталях, кроме одной:

"Я знаю мистера Моррисона с 1963 года. Он один из моих друзей. Сегодня утром, примерно в 8.30, меня разбудил телефонный звонок мисс Курсон, которая просила помощи. Она просила меня приехать немедленно. Она плакала. Она сказала, что ее друг потерял сознание. Я тут же встал и отправился на Рю-де-Ботрейн в сопровождении своей подруги, мадам Деми. Приехав, я увидел на улице пожарных. Я спросил, что происходит, но они не ответили. Я поднялся в квартиру. Я увидел мисс Курсон... которая сказала, что ее друг мертв... Его уже вынесли из ванной и положили в постель.

Мой друг Моррисон много пил и плохо переносил спиртное.

Я уверен, что мой друг никогда не употреблял наркотиков. Он часто говорил о глупости молодых людей, которые употребляют наркотики, и считал это очень серьезной проблемой".

Прежде всего бросается в глаза то, что эти заявления во многом отличаются от так называемой официальной версии, опубликованной в известной биографии Хопкинса - Шугермэна. Второе - существует противоречие в показаниях Ронея и Курсон. Роней утверждает, что, когда он приехал, пожарные находились возле дома. Но Курсон говорит, что Роней и Варда вызвали пожарных после своего приезда. Если предположить, что Роней сказал правду, кто же действительно вызвал пожарных?..

Похороны состоялись во второй половине дня в четверг. Не был приглашен никто из членов семьи, никто из духовенства. Присутствовали: Памела Курсон, Алан Роней, Агнес Варда, Билл Сиддонс и Робин Уэртл - молодая канадка, которая в Париже выполняла роль секретаря Джима и Пэм. Они почитали стихи и бросили цветы на гроб, когда он был погружен в землю на глубину пяти метров.

В тот же самый день Курсон заполнила свидетельство о смерти в офисе американского консула. На следующий день она и Сиддонс вылетели в Лос-Анджелес. И только после этого общественность известили о смерти Моррисона тщательно взвешенным заявлением.

25 апреля 1974 года Памела Курсон, 27 лет, была обнаружена мертвой в своей голливудской квартире от передозировки героина, вскоре после получения 20.000 долларов в качестве единственной наследницы Джима Моррисона. Она отпраздновала это событие приобретением желтого "Фольксвагена" и унции "китайского белого".

То, что причиной смерти был героин, подтверждает рассказ Дэнни Шугермэна в книге "Авеню в стране чудес", где он описывает вечер, проведенный с Памелой, после ее возвращения в Лос-Анджелес, когда они кололись "коричневым сахаром" (мексиканский героин). Она сказала буквально следующее:

"Я убила его. Это был мой наркотик... Он узнал, что я готовлю его, и - ты знаешь Джима - решил попробовать. И я ему дала? Он никогда раньше его не делал, а я ему дала. Потом он сказал, что плохо себя чувствует... Мне надо было вызвать "скорую", но я махнула рукой... Когда я проснулась на рассвете... я зашла в ванную, и он лежал там... Он улыбался... и я подумала, что он меня разыгрывает".

До переезда в Европу Джим Моррисон не имел истории какой-либо сердечной болезни или астмы. Он много пил и перепробовал много наркотиков, но никогда серьезно не болел. Что же касается кашля, он был вызван тремя пачками сигарет, выкуриваемых Джимом каждый день.

Перевод: Олег Хафизов, allalive.narod.ru