Интересные факты о и а крылове. Самые интересные факты из жизни крылова ивана андреевича. Известные басни и произведения Ивана Крылова

Литературу Крылов считал призванием, но у него была и вполне обыденная профессия: он трудился в императорской публичной библиотеке и слыл большим любителем книг, даже коллекционировал редкие издания.

Басни Крылова, сюжеты многих из которых он позаимствовал у Эзопа и Лафонтена, были далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. За полным недомолвок эзоповым языком скрывалась жесткая критика современного баснописцу общества. Неудивительно, что его произведения подвергали не менее жесткой критике и запрещали к публикации. Цензура в его смягчилась лишь после смерти Екатерины Второй, которая недолюбливала его за насмешки над ее порядками и даже подвергала литератора преследованиям.

Работать начал в 10-летнем возрасте, так как после смерти его отца и без того бедная семья вообще осталась без средств. Чтобы хоть как-то помочь матери, мальчик поступил на службу в Тверской суд. Позже семейство, потерявшее кормильца, перебралось в Петербург, где мать Вани смогла получить пенсию по вдовству.

Экранизация басни «Лиса-строитель».

(Мультфильм 1950 года, режиссёра Пантелеймона Сазонова)

Крылов был во всех отношениях выдающимся классиком. Из-за пристрастия к еде он славился тучностью и часто становился объектом шуток окружающих. Причем разной степени остроты: от легкой иронии до откровенного сарказма. Но всегда с достоинством выходил из неловких ситуаций. Однажды, гуляя по улице, он услышал, как нагловатые молодые люди назвали его тучей. Иван Андреевич отреагировал мгновенно: «Да, вот и лягушки что-то расквакались».

Крылов оставил след не только в литературе, но и в истории лингвистики: он был главным составителем славяно-русского словаря.

Однажды Крылов опоздал на званый обед графа Мусина-Пушкина. Там подавали макароны, приготовленные по-итальянски. Заметив провинившегося баснописца, граф решил подшутить над ним и повелел подать ему в качестве «штрафной» огромную тарелку макарон, да еще и с «горкой». Классик русской литературы быстро их съел. Тогда Мусин-Пушкин предложил Ивану Андреевичу наверстать упущенное и отведать супу, который тот «прозевал» из-за опоздания. Крылов согласился и тоже достаточно быстро уничтожил первое. После супа логически следовало второе, и перед баснописцем появилась еще одна глубокая тарелка макарон. Гость с удовольствием принялся и за них. Когда на донышке оставалось всего несколько штук, изумленный хозяин высказал опасения за здоровье Ивана Андреевича. А тот как ни в чем не бывало ответил, что готов провиниться снова, причем прямо сейчас.

Несмотря на медлительность и в целом малоподвижный образ жизни Иван Андреевич очень любил путешествовать и объездил многие области России, изучая нравы и быт разных ее частей. Причем старался заезжать не в крупные, а в небольшие города и даже деревушки. Именно там он находил новые идеи для своих произведений.

Веселый и добродушный человек, Крылов имел необычное пристрастие: ему нравилось наблюдать пожары. Как только в Петербурге случалось серьезное возгорание, баснописец немедленно ехал на место и любовался разгулом стихии.

Именно с Крылова Гончаров «срисовал» своего главного персонажа – Ивана Обломова. Любимым предметом меблировки Ивана Андреевича действительно был его диван. Еще одной «достопримечательностью» дома считалась висящая над диваном картина: очень тяжелая и размещенная под критическим углом. Друзья не раз советовали хозяину закрепить ее как следует, чтобы не случилось беды. На что Крылов, не изменявший своим принципам, отвечал, что даже если картина и упадет, то пролетит по касательной, а значит, его голова останется цела.

Крылов был очень азартным человеком. Он с удовольствием наблюдал за петушиными боями и виртуозно играл в карты, обчищая своих соперников до последней копейки.

Улицы, носящие имя баснописца, есть минимум в 30 городах России.

Иван Андреевич был первым баснописцем в русской литературе и, по сути, открыл для нее этот жанр.

Ивана Андреевича Крылова знают, в первую очередь, как известного баснописца. Между тем, в его жизни были очень интересные случаи, о которых следует рассказать отдельно.

  1. В детстве Иван Крылов с матерью попал в осажденный Емельяном Пугачевым Оренбург. Именно пережитые голод и нужда привели к тучности и синдрому «обжоры» у взрослого писателя.
  2. Крылов начал работать с 11 лет, чтобы помогать обедневшей семье после смерти отца.
  3. В детстве Крылов был достаточно сильным кулачным бойцом и частенько принимал участие в народных потехах "стенка на стенку". Нередко случалось так, что он побеждал в поединке взрослого противника.
  4. Крылов очень любил смотреть на пожары. Едва раздавался звук набата, как Иван Андреевич уже мчался к месту событий. Друзья уже знали – если кому-то понадобится Крылов, проще всего найти его на пожаре. Кстати, хозяин квартиры, где жил баснописец, очень беспокоился – не устроил бы Крылов пожар. Он даже предложил заключить договор, по которому, в случае пожара по вине Крылова, тот должен будет выплатить 60 00 рублей. Иван Андреевич прочитал текст договора и прибавил к сумме еще два ноля, заявив хозяину, что все равно будет не в состоянии уплатить ни ту, ни другую сумму.
  5. В зрелом возрасте Иван Андреевич предпочитал полежать на диване. Говорят, что именно Крылов стал прототипом героя романа Гончарова «Обломов». Тридцать лет проработал Крылов библиотекарем в Публичной библиотеке, но даже там ухитрялся выкроить пару часов для сна.
  6. Крылов был равнодушен к своему внешнему виду, он всегда выглядел небрежно, редко мылся и менял одежду.
  7. Достоверно известно, что Иван Андреевич Крылов является автором 236 басен. Многие сюжеты позаимствованы у древних баснописцев Лафонтена и Эзопа.
  8. Кроме басен Иван Андреевич Крылов писал оды, комедии, повести, трагедии, но по словам современников эти произведения были откровенно слабыми, а сам Крылов нашел себя именно в баснях.
  9. Доктора настоятельно советовали писателю похудеть, совершая ежедневные длительные прогулки. Крылов стал выполнять их рекомендации, но его отвлекали торговцы, которые буквально затаскивали Ивана Андреевича в свои лавки. Избавиться от назойливых купцов Крылов смог оригинальным способом: заходил в лавку, критически оглядывал полки и разочарованно говорил: «Маловато товара!».
  10. На званом обеде у императрицы Екатерины Второй, Крылов так увлекся, что даже поэт Жуковский его одернул: «Прекрати есть! Пусть царица тебя попотчует!». Но, Крылов возразил – «А вдруг не попотчует?».
  11. Однажды, за обеденным столом, Крылов сидел рядом с заядлым рыболовом, который увлеченно рассказывал о своих трофеях. Когда рыбак развел руки, показывая размер пойманной им рыбы, писатель отодвинулся в сторону, проговорив: «Позвольте пропустить вашу рыбу, а то ей тесновато».
  12. Крылов был азартным человеком, любил играть в карты и делать ставки на петушиные бои. У полиции он был в списках заядлых картежников, вместе с Пушкиным. Причем, сам Крылов говорил, что человек он небогатый, поэтому, играет исключительно ради денег.
  13. В возрасте 22 лет Иван Крылов влюбился дочь священника Анну. Но родители отказались выдать замуж дочь за бедного поэта. Позднее под напором дочери передумали и написали поэту в Санкт-Петербург. Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать за невестой и попросил привезти Анну к нему. Родственники девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.
  14. Писатель не был женат, хотя от внебрачной связи с кухаркой у него родилась дочь Александра, которую он воспитывал как законную. Все свое состояние он завещал ей.
  15. В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион.
  16. Скончался Иван Андреевич в 1844 году, в 75-летнем возрасте. О причине смерти спорят до сих пор: одни говорят, что от переедания, другие – от воспаления легких. Граф Орлов лично прибыл на похороны, и даже вызвался нести гроб.

Большая часть из которых имеет оригинальные сюжеты, остальные же восходят к творчеству Лафонтена и Эзопа .

Читатели со школьной скамьи знают его произведения, но реальная жизнь автора кажется заурядной и неинтересной. Мы решили развеять этот миф и собрали 5 интересных фактов об Иване Крылове.

Изучал нравы народа в кулачных боях

«Важнейшая наука для царей: / Знать свойство своего народа / И выгоды земли своей»

В юности Иван Андреевич увлекался кулачными боями, из которых, благодаря своей силе, часто выходил победителем. Это увлечение развивало не только его физические способности, вполне вероятно, что именно тогда он впервые обратил внимание на народный быт и нравы.

«Он посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов» , - вспоминал современник.

Писал с ошибками и преподавал литературу

«Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое»

Образование Ивана Крылова нельзя назвать последовательным: грамоте он выучился дома (его отец был страстным любителем чтения), а французскому языку у богатых соседей. До конца дней он писал с ошибками и остальные науки осваивал уже в зрелом возрасте. Писатель также знал итальянский язык, а еще играл на скрипке.

Несмотря на пробелы в образовании и трудности с орфографией, он оказался отличным учителем литературы.

Не боялся критиковать сильных мира сего

«В породе и в чинах высокость хороша, / Но что в ней прибыли, когда низка душа?»

Молодой Крылов был необыкновенно плодовитым автором. Во многом благодаря этому он вошел в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет и поручение перевести либретто французской оперы «L’Infante de Zamora». Однако будущий баснописец не удержался от острой сатиры в адрес ведущего драматурга того времени, Якова Княжина, и его жены, дочери самого Александра Сумарокова. Крылов вывел их под именами Рифмокрада и Тараторы в комедии «Проказники». Этот эпизод рассорил Крылова с Княжиным и закрыл первому дорогу в драматургию.

Вел активную издательскую деятельность

«Завистники на что ни взглянут, / Подымут вечно лай; / А ты себе своей дорогою ступай: / Полают, да отстанут»

После драматургии писатель увлекся издательским делом. Свой первый журнал он выпустил в 20 лет, назывался он «Почта духов» и выглядел как переписка гномов с волшебником Маликульмульком. В нем Иван Андреевич продолжил свои сатирические упражнения, в том числе на Рифмокрада и Таратору. Журнал просуществовал с января по август и из-за недостатка подписчиков закрылся. Через несколько лет Крылов создал журнал «Зритель», но позже переименовал его в «Санкт-Петербургский Меркурий».

Был страшным неряхой

«А я скажу: по мне уж лучше пей. / Да дело разумей»

Несмотря на свою активную деятельность Крылов был крайне флегматичным и медлительным человеком. После обеда он имел привычку спать не менее двух часов. Друзья знали эту странность баснописца и всегда оставляли ему свободное кресло.

Более того, часто находясь на людях, Иван Андреевич все равно уделял очень мало внимания своему внешнему виду, не любил менять одежду и причесываться. Известен анекдот: собираясь на маскарад, Крылов спросил у знакомой дамы, как ему лучше одеться, чтобы остаться неузнанным. Ответ был прост и изящен: «А вы помойтесь, причешитесь - вот вас никто и не узнает».

Кто такой Иван Крылов, что и о чем он писал? Про все это и мы сегодня постараемся рассказать вам, упираясь на разные источники из интернета.

К рылов Иван Андреевич

Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.

Б иография

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1773 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой. семья жила в бедности.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной, и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра.

После того, как в семнадцать лет он лишился матери, на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов.

Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей.

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Б асни Крылова

Б елка

У Льва служила Белка.
Не знаю, как и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.
Обещан – между тем всё время улетает;
А Белочка моя нередко голодает
И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.
Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают
Её подружки в вышине:
Она лишь глазками моргает, а оне
Орешки знай себе щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,
Глядит – нельзя никак:
На службу Льву её то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на отбор: орех к ореху – чудо!
Одно лишь только худо -
Давно зубов у Белки нет.

В олк и Лисица

Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

Мы этой басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Лиса, курятинки накушавшись досыта

И добрый ворошок припрятавши в запас,

Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.

Волк и Лисица Крылов

Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.

«Что, кумушка, беды! – он говорит. -

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Меня так голод и морит;

Собаки злы, пастух не спит,

Пришло хоть удавиться!»

«Неужли?» – «Право, так». – «Бедняжка куманёк?

Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:

Я куму услужить готова».

А куму не сенца, хотелось бы мяснова -

Да про запас Лиса ни слова.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошёл без ужина домой.

В орона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Л ебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав –
судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Л исица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь”.

М артышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет,

То их на хвост нанижет,

Мартышка и очки. Басни Крылова

То их понюхает,

то их полижет;
Очки не действуют никак.

Мартышка и очки. Басни Крылова

Мартышка и очки. Басни Крылова

“Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Все про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них”.
Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Мартышка и очки. Басни Крылова

Мартышка и очки. Басни Крылова

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

О рёл и Крот

Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
Со стороны прибыв далёкой
В дремучий лес, Орёл с Орлицею вдвоём
Задумали навек остаться в нём
И, выбравши ветвистый дуб высокой,
Гнездо себе в его вершине стали вить,
Надеясь и детей тут вывести на лето.
Услыша Крот про это,
Орлу взял смелость доложить,
Что этот дуб для их жилища не годится,
Что весь почти он в корне сгнил
И скоро, может быть, свалится,
Так чтоб Орёл гнезда на нём не вил.
Но кстати ли Орлу принять совет из норки,
И от Крота! А где же похвала,
Что у Орла
Глаза так зорки?
И что за стать Кротам мешаться сметь в дела
Царь-птицы!
Так многого с Кротом не говоря,
К работе поскорей, советчика презря, -
И новоселье у царя
Поспело скоро для царицы.
Всё счастливо: уж есть и дети у Орлицы.

Но что ж? – Однажды, как зарей,
Орёл из-под небес к семье своей
С богатым завтраком с охоты торопился,
Он видит: дуб его свалился
И подавило им Орлицу и детей.
От горести невзвидя свету:
«Несчастный! – он сказал, -
За гордость рок меня так люто наказал,
Что не послушался я умного совету.
Но можно ль было ожидать,
Чтобы ничтожный Крот совет мог добрый дать?»
«Когда бы ты не презрел мною, -
Из норки Крот сказал, – то вспомнил бы, что рою
Свои я норы под землей
И что, случаясь близ корней,
Здорово ль дерево, я знать могу верней».

С лон и Моська

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Ну так и лезет в драку с ним.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

“Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном
возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед

И лаю твоего совсем не примечает. –

“Эх, эх! – ей Моська отвечает, –

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

“Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!”

Ф акты

Крылов был очень полным и в прямом смысле толстокожим существом. У окружающих иногда складывалось впечатление, что у него нет ни эмоций, ни чувств, так как все заплыло жиром. На самом же деле внутри писателя скрывалось тонкое понимание мира и внимательное к нему отношение. Это видно из практически любой басни.

Крылов начинал свою карьеру с обычного писаря в Тверском суде.

Надо отметить, что Иван Андреевич сильно любил поесть. Причем аппетит его порой впечатлял даже видавших виды обжор. Рассказывают, что однажды он опоздал на один светский вечер. В качестве «наказания» хозяин велел подать Крылову огромную, в несколько раз превышавшую разовую норму порцию макарон. Это едва ли было под силу даже двум взрослым мужчинам. Однако писатель спокойно все съел и с удовольствием продолжил общий обед. Удивление публики было безмерным!

Иван выдал свой первый сатирический журнал «Почта духов».

Крылов чрезвычайно сильно любил книги и 30 лет работал в библиотеке.

В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, в одной из аллей Летнего сада в 1855 году был открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Этот монумент – второй из памятников русским литераторам в России.

Сразу после смерти И.А. Крылова, в ноябре 1844 года, редакцией газеты «Петербургские ведомости» был объявлен сбор средств на сооружение памятника. К 1848 году собрано было более 30 тысяч рублей. Петербургская Академия художеств объявила конкурс проектов. Лучшей была признана работа скульптора-анималиста барона П.К. Клодта.

К слову сказать, именно в библиотеке у Ивана Андреевича сложилась традиция спать после сытного обеда около двух часов. Его друзья знали эту привычку и всегда приберегали для своего гостя свободное кресло.

Более десяти лет Иван Крылов путешествовал по городам и селам России, где находил вдохновение для своих новых басен.

Писатель не был женат никогда, хотя считается, что от внебрачной связи с кухаркой у него родилась дочь, которую он воспитывал как законную и родную.

Иван Крылов был редактором славяно-русского словаря.

Между прочим, нужно заметить, что в молодости будущий баснописец увлекался боями «стенка на стенку». Благодаря своим габаритам и росту он неоднократно одерживал победу над довольно взрослыми и крепкими мужиками!

Ходили слухи, что в доме работала поварихой его родная дочь Александра.

Кстати диван был любимым местом Ивана Андреевича. Есть сведения, что Гончаров написал своего Обломова именно с Крылова.

Достоверно известно, что Иван Андреевич Крылов является автором 236 басен. Многие сюжеты позаимствованы у древних баснописцев Лафонтена и Эзопа. Наверняка вы нередко слышали крылатые выражения, которые являются цитатами из творчества знаменитого и выдающегося баснописца Крылова.

Литературный жанр басни был открыт в России именно Крыловым.

Все друзья писателя рассказывали еще один интересный факт, связанный с домом Крылова. Дело в том, что над его диваном висела огромная картина под довольно опасным углом. Его просили убрать ее, чтобы она случайно не упала на голову баснописца. Однако Крылов только смеялся, и действительно, даже после его смерти она продолжала висеть под тем же углом.

Двустороннее воспаление легких или переедание стало основной причиной смерти баснописца. Точных причин смерти не установлено.

Карты на деньги были любимой игрой Ивана Андреевича. Петушиные бои были еще одним увлечением Крылова.

Известен и такой интересный факт про Крылова. Ему врачи предписали ежедневные прогулки. Однако по ходу его движения купцы постоянно его заманивали, чтобы он купил у них меха. Когда Ивану Андреевичу это надоело, он целый день проходил по лавкам торгашей, дотошно рассматривая все меха. В конце он удивленно вопрошал каждого купца: «И это все что у вас есть?»… Ничего не купив, он переходил к следующему торговцу, чем здорово потрепал им нервы. После этого к нему больше не приставали с просьбами купить что-то.

Крылов работал до последнего своего дня, несмотря на тяжелую болезнь.

Крылов по-особенному любил свою басню «Ручей».

Как-то раз в театре очевидцы рассказывали интересный факт о Крылове. Ему не посчастливилось сидеть рядом с эмоциональным человеком, который то и дело вскрикивал что-то, подпевал выступающему и вел себя достаточно шумно. – Однако что это за безобразие?! – Громко произнес Иван Андреевич. Дерганый сосед встрепенулся и спросил, уж не к нему ли обращены эти слова. – Что вы, – отвечал Крылов, – я обратился к человеку на сцене, который мешает мне слушать вас!

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

В 1941 году Крылову присваивают звание академика.

Иван Андреевич очень любил табак, который не только курил, но и нюхал и жевал.

Иван Андреевич Крылов- жизнь, факты, басни, фотографии обновлено: Декабрь 7, 2017 автором: сайт

28.02.2016

Современные представления о Крылове примерно таковы: полный, даже тучный добродушный дедушка, проводивший большую часть времени в дружеских визитах коллегам-писателям. Он читал им свои басни, а они ему - свои литературные опыты, и все это происходило за богатыми обедами с обилием разных вкусностей и шампанского. Да, такие «литературно-гастрономические собрания» действительно имели место в жизни баснописца, но вовсе не они отнимали львиную часть свободного времени Крылова. Писатель прожил достаточно долгую (по тем временам) и весьма насыщенную жизнь. Какой она была?

  1. Иван Андреевич родился в семье армейского офицера. Отец его был бедным человеком, не сумевшим добиться в жизни богатства и чинов. Но он страстно любил книги и привил старшему сыну такую же любовь к чтению. Правда, учителем батюшка маленького Ивана оказался никудышным: быстро терял терпение, хватался за розги, из-за чего ребенок поначалу ненавидел занятия и плохо усваивал грамоту. Лишь благодаря помощи матери (которая сама в процессе обучения сына выучилась читать) и затем - учителей знакомого отцу семейства Львовых Ванюша постепенно полюбил книги, и ему открылся целый новый мир.
  2. Отец Ивана рано умер, оставив жену с двумя детьми. Ивану пришлось поступить на службу. Он стал подканцеляристом - то есть помощником канцеляриста, чинил перья, бегал по поручениям. В то время подростку не исполнилось еще и 13 лет.
  3. Первую пьесу Крылов написал в 16 лет, когда уже жил в Петербурге. Называлась она «Кофейница» и носила явно сатирический характер. Правда, была слабовата: в театрах ее отвергли, зато ее купил один книгоиздатель, предложивший юноше гонорар - целых 60 рублей (жалованье Ивана на тот момент составляло 7 рублей в месяц). Но юноша предпочел «взять книгами» и принес домой целую кипу сочинений Мольера, Расина и Буало.
  4. У Крылова никогда не было своей семьи. Один раз, в молодости, он посватался к 15-летней девушке, которая, казалось, питала к нему искреннюю любовь, но она отказала будущему баснописцу, сказав, что не любит его, а лишь очень уважает.
  5. Крылов пережил нескольких императоров: Екатерину Великую, Павла, Александра I. Умер он при Николае I. Поэтому, наверное, на него и смотрели современники, как на бессмертного писателя, словно ставшего собственным памятником при жизни.
  6. Иван Андреевич самостоятельно, без всякой помощи и протекции, поднялся «из низов», достиг положения в свете и богатства. Поэтому он считал, что всякий человек славен не происхождением, а подвигами и трудами.
  7. Крылов был очень умен. Во времена Екатерины, когда шла борьба с различными мятежами и бунтами, с «революционными идеями», представлявшими угрозу обществу, как считала просвещенная императрица, он умудрялся издавать сатирический журнал, на страницах которого обсуждались весьма злободневные вопросы. Но обсуждались так остроумно и в такой завуалированной форме, что придраться было не к чему. Правда, спустя годы Екатерина «дружески побеседовала» с издателями, но Крылов и его товарищи в результате «беседы» сумели остаться на свободе. Журнал, к сожалению, все же прикрыли.
  8. Басни Крылов начал издавать ближе к 40 годам. Ранее он прославился как драматург. Много басен писателя - блестящие вольные переводы Лафонтена и Эзопа, но потом появились и собственные сочинения.
  9. Не один десяток лет Крылов прослужил в Императорской публичной библиотеке. Последние годы ему сохраняли должность главным образом из уважения, потому что на службе Иван Андреевич устраивался с книжкой на диванчике и засыпал. Он не любил, когда его беспокоили.
  10. Уйдя со службы в 70 лет, Крылов взял под опеку семью своей крестницы. Он занимался с детьми, обучал их, оказывал им материальную поддержку. Они тоже любили «дедушку» и заботились о нем до конца его дней. Так Крылов обрел семью и родных на склоне лет.

Иван Андреевич прожил счастливую жизнь, сумел выбиться из нищеты, обзавелся деньгами и роскошной обстановкой. Интересно, что острое его перо оказалось столь искусным, что, даже царапая венценосных особ, не стало причиной ссылки или опалы прославленного сатирика. Его сатира могла быть резкой или мягкой, но всегда она была точна. Крылов казался ленивым и добродушным человеком, а на самом деле это был вечный неутомимый труженик.