История смуты. Смутное время: хронология событий

Период Российской истории с осени 1598 по 1618 называют Смутным Временем. На протяжении этих лет страну раздирала гражданская война, а соседи - Речь Посполитая и Швеция - отторгли от России земли на ее западных и северо-западных границах. На грани своего существования оказалась российская государственность – в годы смуты она практически рухнула. Появлялись самозванцы, одновременно существовало несколько царей и правительств, которых поддерживали различные части страны, а центральная власть, по сути, исчезла.

Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношениях в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

· Династический кризис – в 1591-погибает в Угличе царевич Дмитрий, последний из Рюриковичей.

· Избрание нового царя на Земском соборе – вступление Годунова на трон московских царей многим представлялось незаконным, следствие – появление слухов что Борис Годунов убил Дмитрия, или царевич Дмитрий жив и скоро начнет борьбу.

· Нарастание недовольства среди крестьянского населения страны – отмена Юрьева дня в 1593, введение в 1597 урочных лет - срока сыска беглых крестьян.

· Голод 1601-1603 гг. => рост числа разбойников, хозяйственная дезорганизация (люди винят царя, кара за убийство Дмитрия).

· Опричнина.

· Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и т.д.) – интервенция.

Этапы Смуты:

1 этап. 1598-1606

Борис Годунов на престоле. Учреждение патриаршества, изменение характера внутренней и внешней политики (освоение южных земель, Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Происходит экономическая борьба и обостряется политическая.

1603 – объявление в Польше Лжедмитрия 1, поддержка поляками.

1604-1605 – смерть Бориса Годунова, царем становится его сын – Федор Борисович. Лжедмитрий торжественно въезжает в Москву и венчается на царство.

1605 – реформы Лжедмитрия 1:

Снижение налогов;

Отмена на 10 лет налогов в наиболее бедных землях.

1606 – Лжедмитрий разоблачен и убит (Василий Шуйский). Бояре и Василий Шуйский не хотели разоблачать Григория Отрепьева, так как хотели его шантажировать. Григорий – слуга Федора Никитича, который впоследствии становится патриархом (Филарет), а его сын Михаил Романов – царем.

2 этап. 1606-1610.

По решению Красной площади царем становится Василий Шуйский (очень лживый человек), принял присягу перед своими поданными решать все дела с боярами (подписал крестоцеловальную грамоту – обещание не нарушать прав бояр). Шуйского не любили в народе: некровный, неприятная внешность. В это время объявляется около 30 самозванцев, и один из них – Лжедмитрий 2 – правит из Тушино, в России возникает двоевластие.

Шуйский вызывает шведские войска для свержения Лжедмитрия 2 – интервенция.

1606-1607 – восстание Болотникова (крестьянская война против правительства).

1609 – Польша посылает войска для взятия Российских земель, они грабят население, усиливаются бунты.

1610 – поляки в столице.Бояре (с поддержкой Польши) свергают Василия Шуйского (в монастырь). Лжедмитрий 2 был убит, начинается боярское правление (семибоярщина ).

3 этап. 1611-1613.

Большая территория России оккупирована, отсутствует царь.

1611 – во главе с Прокопием Ляпуновым сформировано Первое ополчение. Отряд Пожарского прорвался в Москву, но начался пожар. Отряд разбит, Пожарский ранен. Поляки спрятались в Китай-городе и Кремле. Ополчение стало лагерем под Москвой. Создан Совет всей земли – временное правительство. Раздоры между руководителями, Ляпунов убит, его сторонники ушли из лагеря, ополчение не представляет угрозы, а руководитель не имеет силы.

Осень 1611 – по инициативе Минина сформировалось Второе ополчение. Создан Совет всей земли – второе временное правительство. Заруцкий против, посылает отряд, чтобы не допустить нижнегородцев в Ярославль, убийцу к Поражскому. План проваливается, Заруцкий уходит в южные земли страны, захватив Марину Мнишек с сыном. Второе ополчение присоединяет уезды, собирает налог на содержание Второго ополчения, представители уездов входят в состав Совета всей земли. В августе 1612 ополчение подошло к столице, Трубецкой присоединился к Пожарскому.

1613 год – Земский Собор в январе. Кандидаты на престол: польский королевич Владислав, шведский король Карл-Филипп, сын Лжедмитрия 2, М. Ф. Романов. В феврале избран новый царь Михаил Федорович Романов (сын патриарха Филарета).

4 этап. 1613-1618.

Расправа с Заруцким, наведение порядка на севере.

1617 - Конец войны со Швецией – Столбовский мир, по которому шведы возвращают Новгород, но ряд крепостей на с-з отход Швеции, Россия потеряла выход к морю.

1617 – Выступление Владислава на Москву, осенью 1618 в Москве. Пожарский их отбросил.

1618 – Деулинское перемирие на 14,5 лет. Смоленск, Чернигов, Новгород-Северская земли отошли Речи Посполитой, а Владислав не отказывается от претензии на русский трон.

Итоги:

· большие территориальные потери для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически все православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

· Россия все же отстояла свою независимость.

· Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. В ряде районов к 20-40 годам 17 века населенность была ниже уровня 16 века.

· Общее число погибших равно одной трети населения.

· Появление новой царской династии. Они должны были решить три главных проблемы – восстановление единства территорий, государственного механизма и экономики.

События начала 17 века в России получили название Смутного времени. Это был период децентрализации государства, когда происходила частая смена правителей, народные восстания, складывалась очень непростая экономическая ситуация. Во внутренние дела России вмешивались иностранные государства. Это был тяжелейший политический и социально-экономический кризис, поставивший страну на грань разрушения государственных начал и фактического распада. По мнению ряда историков Смута была первой гражданской войной в истории России.

Существует несколько вариантов периодизации Смутного времени:

1598 -1618 – с начала династического кризиса, связанного с прекращением династии Рюриковичей, до заключения Деулинского перемирия с Польшей.

1604-1605 – 1613 – с момента появления Лжедмитрия II до избрания Михаила Романова.

1603 – 1618 – с дестабилизации обстановки из-за голода до заключения перемирия с Польшей.

Причины Смутного времени :

1. - политическая – династический кризис, связанный с прекращением династии Рюриковичей и недостаточным авторитетом Бориса Годунова.

2. – экономическая – тяжелейшее экономическое положение, связанное с голодом 1601 – 1603 гг., резкий рост цен на хлеб, на продовольствие и недовольство широких народных масс. Правительство Бориса Годунова с ситуацией не справилось.

3. – социальные – рост недовольства проводимой политикой разных слоев населения (крестьяне – недовольны дальнейшим закрепощением, 1581 – вводились «заповедные лета», когда временно запрещался переход крестьян в Юрьев день, 1597 – появился указ об «урочных летах», устанавливавший пятилетний срок розыска беглых крестьян + тяжелое экономическое положение; казачество - недовольно наступлением на их права + к ним присоединялись беглые крестьяне из центральных районов страны; знать, бояре - недовольны урезанием их родовых прав; служилое дворянство - недовольно тем, что правительство не может остановить бегство крепостных крестьян; посадскоенаселение – увеличением налогов).

Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Основные события Смутного времени :

В 1584 году после смерти Ивана Грозного стал править его сын Федор Иванович (1584 – 1598). Сын Иван был убит в 1581 году, царевич Дмитрий был слишком мал, а в 1591 году умер в Угличе. Федор Иванович был слабым правителем, человеком тихим и богобоязненным, больше интересовался молитвой и беседой с монахами, любил церковное пение и колокольный звон. Для руководства страной при нем создан регентский совет. Фактически страной правил Борис Годунов, брат жены царя. После смерти не осталось наследников по мужской линии, прервалась династия Рюриковичей.

В 1598 году на земском соборе правителем был избран Борис Годунов (1598 – 1605). Он был сильной личностью, реформатором:

2. –заботится об укреплении границ – строятся крепости на юге, востоке, Смоленск – на западе.

3. – укрепляется крепостное право,

4. – посылал дворян учиться за границу, приглашал иностранных специалистов.

5. – провел «посадское строение» - учет населения посадских слобод, возврат ушедших на частновладельческие земли. Это должно было обеспечить выполнение государственных повинностей и уплату налогов.

6. – при вступлении в должность освободил заключенных из тюрем и простил недоимки по налогам и податям.

Все хорошие начинания Бориса Годунова погубил страшный голод 1601-1603 годов. Три года подряд повторялся неурожай – летом лили дожди, а потом были ранние заморозки. Погибли сотни тысяч людей, многие бежали в города, бояре выгоняли лишних людей. Народные волнения охватили огромные территории. В 1603 году произошло восстание Хлопка, охватившее юго-звападные уезды страны, где было много беглых крестьян. Громя дворянские усадьбы, войско двигалось по направлению к Москве. С большим трудом его разгромили, руководитель был схвачен и казнен. Борис Годунов пытался с голодом бороться – организовывал строительные работы, раздавал деньги, хлеб, но этого было мало. Авторитет царя падает. На этом фоне появляются слухи о законном царе – Лжедмитрии I.

Он выдавал себя за чудесным образом спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Имя самозванца – Григорий Отрепьев. Он был галичским дворянином, постригшимся в монахи Чудова монастыря в Москве, а затем бежавшим в Литву. При поддержке Польши начинает движение к Москве.

Ставку на «законного царя» делают многие, преследуя свои цели:

- Польша – ослабление России, получение земель и утверждение католичества.

- московские бояре – стремились к власти и свержению Бориса Годунова.

- народ (крестьяне, казачество, посадское население) – видели в нем законного царя, доброго, справедливого, способного избавить от тягот и притеснителей.

В августе 1604 года войско Лжедмитрия I c отрядом в 4 тысячи человек выступает из Львова по направлению к Москве. На его сторону переходит несколько городов, войско пополняется казаками, его численность растет. В январе 1605 года войско самозванца было разбито царским войском под руководством Мстиславского под Добрыничами. Лжедмитрий бежит в Путивль, но в апреле 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов, и путь на царский престол оказался открыт.

Лжедмитрий I (1605 -1606) на российском троне пробыл недолго. В июне 1605 года Москва присягнула самозванцу. Но надежды на доброго и справедливого царя не оправдались. Он объективно не мог выполнить обещания, данные всем. Поляки ведут себя в Москве как в завоеванном городе. Недовольство вызвала и женитьба на Марине Мнишек. В ночь на 17 мая 1606 года в результате заговора, возглавленного братьями Шуйскими, Лжедмитрий I был убит.

Новым царем Земский собор избирает Василия Шуйского (1606 – 1610). При вступлении на престол он дал клятву («крестоцеловальную запись») не судить бояр без участия Боярской Думы, вотчин у них не отбирать, не слушать ложных доносов. Историки считают это попыткой ограничить власть царя.

Василий Шуйский решал две основные задачи:

1. – боролся с восстанием Ивана Болотникова.

2. – боролся с Лжедмитрием II – новым самозванцем, который объявился летом 1607 года и выдавал себя за чудесным образом спасшегося Лжедмитрия I. Личность его не установлена, есть только предположения. Под его знаменами оказались отряды поляков, казаки, дворяне, остатки войск Болотникова. С территории Польши он направляется к Москве. взять город ему не удалось, и он остановился лагерем в Тушино, за что получил прозвище «тушинский вор». Его признает Марина Мнишек (за 3 тысячи золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве). Фактически складывается двоевластие – часть страны контролируют войска Лжедмитрия II, часть – войска Василия Шуйского. 16 месяцев (с сентября 1608 – по январь 1610) оборонялся Троице-Сергиев монастырь.

Василий Шуйский для борьбы с Лжедмитрием II обращается за помощью к шведскому королю. В 1609 году в Выборге был заключен договор, по которому Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, отдавала Швеции город Корелу с уездом. Швеция же направляла 7-тысячный отряд во главе с Делагарди. Вместе со Скопиным-Шуйским они освободили значительные территории, занятые Лжедмитрием II. Самозванец бежал в Калугу, где в 1610 году был убит.

В 1609 году открытую интервенцию начинает Польша. Повод – приглашение Швеции, с которой Польша находится в состоянии войны. Войсками Стефана Батория осажден Смоленск, который держался 20 месяцев.

Василий Шуйский в 1610 году был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть оказалась в руках семи бояр во главе с Мстиславским. Это правление получило название «семибоярщина» (1610 – 1613). Они пригласили на престол польского королевича Владислава. Переговоры об этом шли. Польские войска вошли в Москву. Шведы тоже начинают интервенцию.

Т.о., страна оказывается на грани катастрофы: на западе – поляки, на северо-западе – шведы, на юге – остатки войск Болотникова и Лжедмитрия II, cильной власти нет, Москва занята поляками.

В этой трудной ситуации на борьбу за сохранение государства поднимается народ, уставший от беспорядков. По городам ходят призывные грам оты патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова организовать народное ополчение.

Народных ополчений было два:

1. – первое земское ополчение – рязанское - во главе с Прокопием Ляпуновым . В нем участвовали дворяне, казаки из южных уездов, посадские люди. Был создан орган власти – «Совет всея земли». Весной и летом 1611 года ополчение осаждало Москву, но успеха не добилось. Распалось из-за внутренних противоречий. Ляпунов был убит.

2. – второе земское ополчение – нижегородское – во главе с посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским .формировалось из отрядов, присланных многими городами. Весной 1612 года двинулось к Ярославлю. Здесь происходило его окончательное формирование. В июле ополчение двинулось к Москве и освободило ее от поляков. Отряд гетмана Ходкевича прорваться на помощь польскому гарнизону, засевшему в кремле, не смог, и тот сдался в октябре 1612 года. Столица была полностью освобождена.

В январе 1613 года состоялся Земский собор (700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков), который решал вопрос об избрании нового царя. Было множество претендентов – польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, Иван – сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек, представители знатных боярских фамилий. Выбор пал на Михаила Романова - 16 лет, племянник первой жены Ивана Грозного, за ним сильная фигура отца Федора Никитича Романова, патриарха Филарета. У России появилась новая правящая династия. Теперь главная задача – ликвидировать последствия Смутного времени, вернуть утраченные земли.

Смутное время (кратко)

Краткое описание смутного времени

Смутным временем историки называют один из самых сложных периодов развития государства. Оно длилось с 1598 по 1613 годы. Государство на рубеже шестнадцатого – семнадцатого веков перенесло самый жестокий политический и экономический кризис. Ливонская война, татарское нашествие и опричнина (внутренняя политика, проводимая Иваном грозным) смогли привести к максимальному усилению различных негативных тенденций и росту общественного недовольства. Это и явилось основными причинами периода Смуты на Руси. Историками и исследователями выделяются некоторые, особо значимые даты Смутного времени.

Первый период Смуты охарактеризовался жёсткой борьбой за правящий престол среди множества претендентов. Унаследовавший власть сын Ивана Грозного был слабым правителем и управлением страной руководил Борис Годунов, приходившийся братом супруги царя. Историки считают, что именно с его политики и начались народные недовольства.

Однако фактическое начало смуте было положено явлению в Польше Григория Отрепьева, который объявил себя выжившим царевичем Дмитрием. Но и без поддержки поляков Лжедмитрия признала большая часть государства. Также он был поддержан в 1605 году воеводами Руси и самой Москвой. В июне этого же года Лжедмитрия признали царём, но его ярая поддержка крепостничества послужила причиной к восстанию в ходе которого его убили семнадцатого мая 1606 года. После этого престол занимает Шуйский, но и его власть была недолгой.

Второй период Смутного времени ознаменовался восстанием Болотникова. Так в ополчение вошли все слои общества. Участвовали в восстании как посадской люд, так и холопы, землевладельцы, казаки, крестьяне и пр. Восставшие были разбиты под Москвой, а самого Болотникова казнили. Возмущения народа нарастали.

Позже Лдедмитрий Второй бежит, а Шуйского стригут в монахи. Так в государстве начинается Семибоярщина. В итоге сговора бояр с поляками Москва присягает польскому королю. Позже Лжедмитрия убивают война на власть продолжается.

Третий, заключительный этап Смуты – борьба с интервентами. Русский народ объединяется для борьбы с поляками. Ополчение Пожарского и Минина доходит к Москве к 1612 году, освободив город и прогнав поляков.

Историки связывают окончание периода Смуты с появлением на русском троне династии Романовых. Двадцать первого февраля 1613 года на Земском соборе избирают Михаила Романова.

Краткое изложение событий русского Смутного времени XVII века может выглядеть так. После смерти царя Федора Иоанновича и прекращения династии Рюриковичей был 21 февраля 1598 избран на престол Борис Годунов . Ожидаемого боярами формального акта ограничения власти нового царя не последовало. Глухой ропот этого сословия вызвал со стороны Годунова тайный полицейский надзор за боярами, в котором главным орудием служили холопы, доносившие на своих господ. Далее следовали пытки и казни. Общая расшатанность государственного порядка не могла быть налажена царем, несмотря на всю проявляемую им энергию. Голодные годы , начавшиеся с 1601, усилили общее недовольство Годуновым. Борьба за трон в верхах боярства, постепенно дополняемая брожением снизу, и положила начало Смутному времени. В связи с этим всё царствование Бориса Годунова может считаться первым его периодом.

Вскоре появились слухи о спасении считавшегося ранее убитым в Угличе царевича Дмитрия и о пребывании его в Польше. Первые известия о нем стали проникать в Москву в самом начале 1604 года. Первый Лжедмитрий был создан московским боярством при помощи поляков. Его самозванство не было тайной для бояр, и Борис прямо говорил, что это они подставили самозванца. Осенью 1604 Лжедмитрий с собранным в Польше и на Украине отрядом вступил в пределы Московского государства через Северщину – юго-западную пограничную область, которую быстро охватили народные смуты. 13 апреля 1605 умер Борис Годунов, и самозванец беспрепятственно приблизился к Москве, куда и въехал 20 июня. В течение 11-месячного правления Лжедмитрия не прекращались заговоры бояр против него. Он не удовлетворил ни боярство (из-за самостоятельности и независимости своего характера), ни народ (вследствие проведения им необычной для москвичей «западнической» политики). 17 мая 1606 заговорщики, во главе которых стояли князья В. И. Шуйский, В. В. Голицын и другие, низвергли самозванца и убили его .

Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади) Эскиз к картине С. Кириллова, 2013

После этого был избран царем Василий Шуйский , но без участия земского собора, а лишь боярской партией и преданной ему толпой москвичей, «выкрикнувших» Шуйского вслед за гибелью Лжедмитрия. Правление его было ограничено боярской олигархией, взявшей с царя ограничивающую его власть клятву. Это царствование охватывает 4 года и 2 месяца; все время это Смута продолжалась и росла. Первой восстала Северская Украина во главе с путивльским воеводой князем Шаховским во имя якобы спасшегося Лжедмитрия I. Главою восставших выступил беглый холоп Болотников , явившийся как бы агентом, посланным самозванцем из Польши. Первоначальные успехи мятежников заставляли многих пристать к мятежу. Рязанскую землю возмутили Сунбулов и братья Ляпуновы , Тулу и окрестные города поднял Истома Пашков. Смута проникла и в другие места: Нижний Новгород осадила толпа холопов и инородцев, предводимых двумя мордвинами; в Перми и Вятке замечались шатость и смятение. Астрахань возмутил сам воевода князь Хворостинин; по Волге свирепствовала шайка, выставившая своего самозванца, некоего муромца Илейку, который назывался Петром – небывалым сыном царя Федора Иоанновича. Болотников приблизился к Москве и 12 октября 1606 разбил московское войско под селом Троицким Коломенского уезда, но вскоре был сам разбит М. В. Скопиным-Шуйским под Коломенским и ушел в Калугу, которую пробовал осаждать брат царя, Дмитрий. В Северской земле появился самозванец Петр, который в Туле соединился с ушедшим от московских войск из Калуги Болотниковым. Сам царь Василий двинулся к Туле, которую осаждал с 30 июня по 1 октября 1607. Во время осады города, в Стародубе появился новый грозный самозванец Лжедмитрий II.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

Гибель сдавшегося в Туле Болотникова не прекратила Смутного времени. Лжедмитрий II , поддерживаемый поляками и казаками, очутился около Москвы и расположился в так называемом Тушинском лагере. Значительная часть городов (до 22) на северо-востоке подчинилась самозванцу. Только Троице-Сергиева Лавра выдержала продолжительную осаду его отрядами с сентября 1608 по январь 1610. В трудных обстоятельствах Шуйский обратился за помощью к шведам. Тогда Польша в сентябре 1609 объявила Москве войну под тем предлогом, что Москва заключила договор с враждебными полякам Швецией. Так внутренняя Смута дополнилась вмешательством иностранцев. Польский король Сигизмунд III направился к Смоленску. Посланный для переговоров со шведами в Новгород весной 1609 Скопин-Шуйский вместе со шведским вспомогательными отрядом Делагарди двинулся к Москве. Москва была освобождена от Тушинского вора, бежавшего в Калугу в феврале 1610. Тушинский лагерь разбрёлся. Бывшие в нём поляки ушли к своему королю под Смоленск.

С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Русские приверженцы Лжедмитрия II из бояр и дворян во главе с Михаилом Салтыковым, оставшись одинокими, тоже решили послать уполномоченных в польский лагерь под Смоленск и признать царем Сигизмундова сына Владислава. Но они признавали его на известных условиях, которые были изложены в договоре с королем от 4 февраля 1610. В этом договоре высказались политические стремления среднего боярства и высшего столичного дворянства. Прежде всего в нем утверждалась неприкосновенность православной веры; все должны были судиться по закону и наказываться только по суду, возвышаться по заслугам, все имеют право выезда в другие государства для образования. Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями: земским собором и боярской думой. Земский собор , состоящий из выборных от всех чинов государства, имеет учредительный авторитет; государь лишь вместе с ним устанавливает основные законы и изменяет старые. Боярская дума имеет авторитет законодательный; она вместе с государем решает вопросы текущего законодательства, например, вопросы о налогах, о поместном и вотчинном землевладении и т. п. Боярская дума есть и высшее судебное учреждение, которое вместе с государем решает важнейшие судебные дела. Государь ничего не делает без думы и приговора бояр. Но пока шли переговоры с Сигизмундом, совершились два важных события, сильно повлиявших на ход Смутного времени: в апреле 1610 умер племянник царя, популярный освободитель Москвы М. В. Скопин-Шуйский, а в июне гетман Жолкевский нанес жестокое поражение московским войскам под Клушиным . Эти события решили участь царя Василия: москвичи во главе с Захаром Ляпуновым низвергли Шуйского 17 июля 1610 и заставили постричься.

Настал последний период Смутного времени. Под Москвой расположился с войском польский гетман Жолкевский, требовавший избрания Владислава, и вновь пришедший туда Лжедмитрий II, к которому была расположена московская чернь. Во главе правления стала Боярская дума, во главе с Ф. И. Мстиславским, В. В. Голицыным и другими (так называемая Семибоярщина). Она завязала переговоры с Жолкевским о признании русским царём Владислава. Жолкевский 19 сентября ввёл в Москву польские войска и прогнал от столицы Лжедмитрия II. Тогда же из присягнувшей королевичу Владиславу столицы было отправлено посольство к Сигизмунду III, состоявшее из знатнейших московских бояр, однако король задержал их и объявил, что сам лично намерен быть царем в Москве.

1611 год был отмечен быстрым подъемом посреди Смуты русского национального чувства. Во главе патриотического движения против поляков сперва находились патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов. Претензии Сигизмунда соединить Россию с Польшей как подчинённое государство и убийство вождя черни Лжедмитрия II, чья опасность заставляла многих поневоле уповать на Владислава, благоприятствовали росту движения. Восстание быстро охватило Нижний Новгород, Ярославль, Суздаль, Кострому, Вологду, Устюг, Новгород и другие города. Везде собирались ополчения и стягивались к Москве. К служилым людям Ляпунова присоединились казаки под начальством донского атамана Заруцкого и князя Трубецкого. В начале марта 1611 ополчение приблизилось к Москве, где при вести об этом вспыхнуло восстание против поляков. Поляки сожгли весь московский посад (19 марта), но с подходом отрядов Ляпунова и других вождей вынуждены были вместе со своими сторонниками из москвичей запереться в Кремле и Китай-Городе. Дело первого патриотического ополчения Смутного времени кончилось неудачей, благодаря полной разобщенности интересов отдельных групп, входивших в его состав. 25 июля убит был казаками Ляпунов. Еще ранее, 3 июня, король Сигизмунд, наконец, овладел Смоленском, а 8 июля 1611 Делагарди взял приступом Новгород и заставил признать там государем шведского королевича Филиппа. Во Пскове появился новый вожак босяков Лжедмитрий III.

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

В начале апреля второе патриотическое ополчение Смутного времени прибыло в Ярославль и, медленно подвигаясь, постепенно усиливая свои отряды, 20 августа приблизилось к Москве. Заруцкий со своими шайками ушел в юго-восточные области, а Трубецкой присоединился к Пожарскому. 24-28 августа воинами Пожарского и казаками Трубецкого был отбит от Москвы гетман Ходкевич, прибывший с обозом припасов на помощь осажденным в Кремле полякам. 22 октября был занят Китай-город, а 26 октября очищен от поляков и Кремль . Попытка Сигизмунда III двинуться к Москве была неудачна: король повернул назад из-под Волоколамска.

Э. Лисснер. Изнание поляков из Кремля

В декабре разосланы были повсюду грамоты о присылке в Москву лучших и разумных людей для избрания Государя. Они собрались в начале следующего года. 21 февраля 1613 Земским собором был избран в русские цари Михаил Федорович Романов , венчавшийся в Москве 11 июля того же года и основавший новую, 300-летнюю династию. Главные события Смутного времени окончились этим, однако

термин для обозначения событий к. XVI - нач. XVП вв. в России. Введен рус. писателями XVП в.

СОЦИАЛИЗМ (фр. socialisme лат. socialis - общество) - 1) название ряда учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов соц. справедливости, равенства и свободы; 2) общественный строй, воплощающий эти принципы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМУТНОЕ ВРЕМЯ (Смута)

трагические события русской истории, происходившие в период от смерти Иоанна IV Васильевича Грозного (1584) до воцарения на русском престоле Михаила Федоровича Романова (1613).

В 1601 митр. Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре "недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским". И действительно, молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, - шутя Отрепьев усваивал то, что другим не давалось, - он в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрение в ереси. Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем на Москве.

Годом позже, по рассмотрении дела, Борис Годунов велел дьяку Смирному-Васильеву отправить Григория за ересь на Соловки или в Белозерские пустыни - на покаяние. Однако при пособничестве другого дьяка, свойственника Отрепьевых, Евфимьева, Григорий вместо отправки на далекий неласковый север бежал в Литву. Чем только не пришлось ему там заниматься: якшался с сектантами-анабаптистами, разбойничал в казацкой шайке старшины Герасима Евангелика, учился в латинской школе в Гоще...

Заимев духовника-иезуита, Отрепьев "открылся" ему в час тяжкого "смертельного" недуга, что он якобы есть Дмитрий, законный наследник русского трона. В 1604 папский нунций Рангони представил его в Кракове польскому королю Сигизмунду. Тот признал Лжедмитрия сыном Иоанна, обещал поддержку, но официально в его защиту выступать не стал, разрешив, однако, своим шляхтичам "в частном порядке" помочь восстановлению "законного наследника" на престоле русских государей. Тогда же Лжедмитрий тайно перешел в католичество и подписал брачный контракт с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы, широким жестом подарив невесте Новгород и Псков, а будущему тестю - княжества Смоленское и Северское.

15 августа 1604, собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч малороссийских казаков-головорезов и небольшого отряда донцов, Лжедмитрий начал поход на Россию. Полгода погуляв по западнорусским областям и выиграв несколько стычек, 21 января 1605 он был наголову разбит пятидесятитысячным русским войском под Добрыничами, едва при этом спасшись с несколькими ближайшими соратниками. Казалось, конец неминуем, и окончательная расправа с самозванцем представлялась лишь делом времени, когда 13 апреля в Москве внезапно скончался царь Борис.

Все вдруг изменилось как по волшебству. Уже 7 мая победоносное московское войско в полном составе перешло на сторону Лжедмитрия. 1 июня законный наследник престола, сын царя Бориса Феодор - "отроча зело чюдно, благолепием цветуще, от Бога преукрашен яко цвет дивный" - вместе с матерью был убит в Москве приверженцами самозванца.

20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Патриарх Иов, бесстрашно обличавший преступника, был низложен, и 21-го числа новоиспеченный лжепатриарх, архиеп. Рязанский грек Игнатий совершил "таинство" "венчания на царство" победившего самозванца.

Клятвопреступление стало фактом. Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника, душой и телом предавшегося давним врагам России.

Вот где таится подлинная причина Смуты, как бы ни казалось это странным отравленному неверием и рационализмом современному уму. Совершилось преступление против закона Божиего, которое и повлекло дальнейшие гибельные последствия всеобщего разора и мятежа.

Хорошо понимая, какими гибельными последствиями может грозить подобное отступничество земле Русской, патриарх Иов с духовенством до последней возможности стоял за царя законного. При жизни Бориса он по всей России разослал грамоты с повелением совершать ежедневное молебствие об успехах оружия царского и всенародно проклинал самозванца. Когда Годунов скоропостижно скончался, патриарх благословил всех присягать на верность сыну его, царевичу Феодору.

Когда же измена стала явной, русский первосвятитель, не убоявшись гнева самозванца, в храме, во время богослужения велегласно обличал обезумевших клятвопреступников. Не имея возможности сладить с непокорным старцем, Лжедмитрий велел низложить его силой. Узнав об этом, Иов снял с себя панагию, положил ее у чудотворной иконы Владимирской Божией Матери и воззвал молитвенно вслух всего народа: "Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и двенадцать лет хранил целость веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему".

Смута между тем продолжала углубляться. Не процарствовав и года, самозванец был свергнут народным восстанием и убит. Новым, "боярским" царем стал Василий Шуйский, возведенный на трон по договору между знатнейшими родами московской аристократии. Именно он годом раньше возглавлял то самое московское войско, которое разгромило ватаги самозванца под Добрыничами. После воцарения Лжедмитрия Василий возглавил боярскую оппозицию новому монарху, был уличен им в заговоре, приговорен к смертной казни, но, видимо из боязни боярского мятежа, - прощен, выслан из Москвы и тут же возвращен обратно.

Опирая свою власть на тесный круг высшей московской знати, Василий стал первым в русской истории царем, который, вступая на престол, клялся ограничить свое самодержавие боярской думой. С точки зрения политической, это могло означать только одно: государственная власть слабела, теряла силу и авторитет. Ее священный ореол, омраченный клятвопреступлением, боярским произволом и соглашательством с иноверцами, померк, и новый государь был вынужден искать опоры трону уже не в религиозно-нравственной, мистической области, но в балансе интересов и сил представителей сословной верхушки, раздираемой вечными местническими противоречиями и спорами.

Тем временем страна гибла в мятежах и распрях. Прошло лишь несколько месяцев после того, как воцарился Шуйский, а Москва уже была осаждена войсками приверженцев "законной династии", требовавших низложить "самозваного царя Василия". Их предводителем был Иван Болотников - то ли беглый холоп, то ли мелкопоместный тульский дворянин, пришедший в Россию то ли из Венгрии, где он воевал с турками, возглавляя десятитысячный казацкий корпус, то ли из Италии, куда попал, будучи галерным рабом на турецком корабле, взятом итальянцами в плен...

Не успело правительство принять меры против этого мятежника, как на южных рубежах появился Лжедмитрий II, пришедший в Россию во главе отряда польских авантюристов. К нему тут же примкнули остатки войск Болотникова, казаки и часть южнорусского дворянства. Через год новый самозванец уже стоял под стенами Москвы.

Борьба правительственных войск под предводительством молодого отважного полководца М.В. Скопина-Шуйского против второго самозванца, несмотря на свою успешность, спровоцировала новый виток Смуты. В поисках союзников московское руководство обратилось за помощью к Швеции, и отряд скандинавских наемников принял участие в боях с Лжедмитрием II. Но за его спиной стояла польская шляхта, а сама Речь Посполитая находилась в то время в состоянии войны со Швецией. Это и было использовано королем Сигизмундом III как повод для открытой интервенции против России.

Участие иноземцев в Смуте придало ей особую остроту. В сентябре 1609 двенадцатитысячное польское войско при поддержке десятитысячного казацкого корпуса вторглось в Россию. Интервенты осадили Смоленск, героическая оборона которого сковала их главные силы на целых два года. Внезапная смерть Скопина-Шуйского и предательство шведского отряда наемников в решающий момент кампании 1610 не позволили русским отрядам освободить город. Провинция практически вышла из-под контроля центрального правительства в Москве. Да и в самой столице было неспокойно.

Дело кончилось тем, что 17 июля Москва разразилась очередным мятежом, в ходе которого Василий Шуйский был свергнут с престола, пострижен в монахи и выдан полякам, которые заточили его в темницу, где Шуйский и скончался два года спустя. Договориться между собой о новом государе бояре уже не смогли, овладеть ситуацией в городе оказались неспособны. Опасаясь нового мятежа, "семибоярщина" пошла на заключение договора с командующим польскими войсками гетманом Жолкевским о признании русским царем польского королевича Владислава IV.

Но, единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться невозможно, и 21 сентября 1610, опасаясь народного возмездия за сговор с иноземцами и не умея его предотвратить, бояре решились на открытую измену. Тайно, ночью, "семибоярщина" впустила в город оккупационный корпус интервентов, состоявший из 3,5-тысячного отряда польско-литовских солдат и 800 немецких ландскнехтов. В условиях полного хаоса, административного и военного развала этого оказалось достаточным для того, чтобы с октября реальная власть в русской столице сосредоточилась в руках польского коменданта Гонсевского.

Практически одновременно с этими событиями в июле 1610 началась и война Швеции против России. Непримиримые соперники, поляки и шведы проявили трогательное единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее да побольше, пока страна истекала кровью в хаосе смутного безвременья.

Открытая шведская интервенция началась пограничными столкновениями с населением Корельского уезда. Спустя месяц командующий шведским войском Делагарди предпринял неудачную осаду Ивангорода, а в сентябре осадил Корелу. Дело это, однако, оказалось гораздо более сложным, чем можно было сперва предположить. Героическая оборона крепости продолжалась почти год, а широкое партизанское движение создало при этом серьезную угрозу безопасности оккупантов.

Летом 1611 шведские войска начали наступление на Новгород, на который его западные соседи зарились уже не одно столетие. И здесь, так же как и в Москве, роковую роль сыграла измена боярской верхушки, утерявшей сознание своего национального и религиозного долга, страшившейся лишь за политические и сословные привилегии. 16 июля бояре впустили интервентов в Новгород. Показательно, как схоже развивались события в русской столице и в северных областях государства. Начав политическую торговлю с иноземцами, остановиться на полпути было уже никак нельзя, поэтому договор, заключенный между шведами и новгородскими боярами о признании русским царем одного из сыновей шведского короля Карла IX, стал закономерным результатом предательства русских национальных интересов.

К весне следующего года под властью шведов уже находились Копорье, Ям, Ивангород, Орешек, Гдов, Порхов, Старая Русса, Ладога, Тихвин. Казалось, раздираемая усобицей Русь, лишенная столицы, регулярного войска, системы государственной власти, последних выходов к европейским торговым путям - доживает последние дни...

Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении. В первом Лжедмитрий распознали вероотступника и еретика, "окаянного законопреступника и сатанина угодника", задумавшего разрушить промыслительное устроение земли Русской, оторвать Русь от Бога, Которому она веками стремилась служить без обмана и лести. Нечестивец покусился на самое святое - "отпаде от православной веры, яко и самому образу Божию поругатися, и церкви Божия олтари хотел разорити, и монастыри и обиталища иноческие раскопати".

Предательство духовное закономерно завершилось и изменой государственной: "умысли окаянный сотворити и наполнити Московское государство поганых иноверцев Литвы, и жидов, и поляков, и иных скверных, яко и русских людей в них мало зрети". Чаша терпения народного переполнилась, и судьба самозванца была решена.

После его смерти был сведен с кафедры и заключен в Чудовом монастыре лжепатриарх Игнатий, возведенный Лжедмитрием I на кафедру без соборного избрания, с тем чтобы способствовать и потворствовать католическим симпатиям нового владыки России. Законным предстоятелем Русской Церкви стал патриарх Гермоген, бывший до того митрополитом Казанским, известный твердостью в вере и духовным разумением.

31 июня 1606 при его непосредственном участии было совершено прославление нетленных мощей убиенного царевича Димитрия, "дабы утешить верующих и сомкнуть уста неверным". Царствование прежней династии пресеклось насильственно, и акт прославления державного отрока стал одновременно актом всенародного покаяния в этом злодействе. Новый государь, Василий Шуйский, нес раку с мощами лично, на плечах - из-за города и до Архангельского собора - "как бы желая усердием и смирением очистить себя", по словам летописца, от прежних прегрешений.

Вслед за тем, желая снять несправедливую опалу с памяти последнего русского венценосца, он велел пышно и великолепно перенести тело царя Бориса, убиенного царевича Феодора и его матери Марии в Сергиеву лавру. "Но еще не довольно смирился перед Богом царь Василий, - написал позже церковный историк М.В. Толстой, - чтобы погасить гнев Божий на Россию за нечистоты сердечные, за клятвопреступления и цареубийство. Повсюду начались волнения: сначала только потому, что Василий избран одною Москвою; далее стали говорить, что... Дмитрий спасся из Москвы во время восстания народного; появились и новые самозванцы".

Всем стало ясно, что для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные, но прежде всего - религиозно-нравственные, духовные. Тогда царь и Собор положили принести всенародное покаяние. В связи с этим, "для великого государева и земского дела" патриарх Гермоген пригласил в столицу своего славного предшественника - свт. Иова. "Молим со усердием святительство твое, - писал он архиерею-исповеднику, - и колена преклоняем: сподоби нас видети боголепное лице твое и слышати пресладкий глас твой... да сподобит премилостивый Бог за молитвы святые твои Российское государство жити в мире и в покое и в тишине".

Казалось, к людям вернулось понимание того, как должны решаться вопросы и укрощаться нестроения в Православном Царстве Русском. Казалось, что понимание это готово претвориться в деяния, которые положат конец усобице на Руси. Казалось, что народ прозрел и желает лишь одного - искупить свой грех.

Как писал М.В. Толстой, "Иов приехал и 20 февраля 1607 явился в соборном храме Успения, извне окруженном и внутри наполненном несметным количеством людей. Он стоял у патриаршего места в виде простого инока, но возвышаемый в глазах зрителей памятью его знаменитости и страданий за истину, смирением и святостию, отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с небом. В глубокой тишине общего безмолвия и внимания поднесли Иову бумагу и велели патриаршему архидиакону читать ее на амвоне. В сей бумаге народ (и только один народ, а не царь) молил Иова отпустить ему, именем Божиим, все его грехи перед законом, строптивость, ослепление, вероломство; клялся впредь не нарушать присяги, быть верным государю; требовал прощения живым и мертвым, дабы успокоить души клятвопреступников и в другом мире; винил себя во всех бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии одному самозванцу; наконец молил Иова благословить царя, бояр, христолюбивое воинство и всех христиан, да торжествует царь над мятежниками и да насладится Россия счастием тишины.

Иов ответствовал грамотой, заблаговременно, но действительно им сочиненною, писанною известным его слогом, умилительно и красноречиво. Тот же архидиакон читал ее народу. Изобразив в ней величие России, созданное умом и счастием ее монархов, Иов соболезновал о гибельных следствиях Димитриева заклания... напомнил единодушное избрание Годунова в цари и народное к нему усердие, дивился ослеплению Народа, прельщенного бродягою, говорил: "Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории". Описав все измены, бедствия отечества и Церкви, свое изгнание, гнусное цареубийство, если не совершенное, то по крайней мере допущенное народом, воздав хвалу Василию, "царю святому и праведному", за великодушное избавление России от стыда и гибели, Иов продолжал: "Вы знаете, убит ли самозванец; знаете, что не осталось на земле и мерзкого тела его, а злодеи дерзают уверять вас, что он жив и есть истинный Димитрий! Велики грехи наши пред Богом, "в сии лета последняя", когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная, тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать отечество!" Наконец, исчислив все клятвопреступления, не исключая и данной Лжедмитрию присяги, Иов именем небесного милосердия, своим и всего духовенства объявил народу разрешение и прощение, в надежде, что он не изменит снова царю законному, и добродетель верности, плодом чистого раскаяния, умилостивит Всевышнего, да победят врагов и возвратят государству мир с тишиною.

Действие было неописанное. Народу казалось, что тяжкие узы клятвы спали с него и что Сам Всевышний устами праведника изрек помилование России. Плакали, радовались, и тем сильнее тронуты были вестию, что Иов, едва успев доехать из Москвы в Старицу, и преставился. Мысль, что он, уже стоя на пороге вечности, беседовал с Москвою, умиляла сердца. Видели в нем мужа святого, который в последние минуты жизни и в последних молениях души своей ревностно занимался судьбою горестного отечества, умер, благословляя его и возвестив ему умилостивление неба".

Сперва показалось, что начали сбываться благие надежды, что чаша гнева Господня источает свои последние скорбные капли. Молодой, отважный полководец Михаил Скопин-Шуйский - доверенное лицо царя Василия и любимец народа - рядом блестящих побед укрепил Московское государство, утопающее в пучине крамол. Но упованиям этим осуществиться было не дано. В расцвете сил, на 23-м году жизни, юный военачальник внезапно скончался, и Смута разбушевалась с новой силой.

17 июля 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген с жаром и твердостью защищал законного государя, напрасно изъяснял народу, что нет спасения там, где нет благословения свыше, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия. Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись всегдашние властные междоусобные счеты - и Москва оказалась во власти произвола и зависти, властолюбия и тщеславия, лицемерия и вражды.

Еще почти три года страданий и мук понадобилось Руси, чтобы вновь вернуться к мысли о том, что лишь покаяние в совершенных беззакониях и всеобщее, соборное избрание нового монарха, благословенное Церковью и принятое всем народом, могут спасти положение. Дважды за это время ходили русские полки освобождать столицу. Первое (рязанское) ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова оказалось безуспешным, но на второй раз войско князя Пожарского добилось своего - Москву очистили от поляков. 27 октября 1612 капитулировал последний польский гарнизон в Кремле.

В числе других знатных пленников тогда был освобожден и отрок Михаил Романов-Юрьев, будущий Самодержец Всероссийский, основатель и первенец новой династии Русских Православных Государей. Опасаясь поляков (да и своих мятежников), он с матерью, инокиней Марфой, тут же покинул Москву, уехав в свою костромскую вотчину.

В столице же тем временем "бояре и воеводы писали во все городы всяким людем, чтобы изо всех городов всего Российского царствия были к Москве митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных - по скольку человек пригоже - для Земского Совета и для Государского обиранья прислали к Москве ж". Собирался Великий Собор, Совет Всея Земли, который должен был решить, как жить России дальше.

На этот раз духовный разум и здравый смысл взяли верх. Несмотря на первоначальные волнения и несогласия, порешили "Литовского и Шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных не Православной веры на Московское государство не избирать, а "быти на всех великих преславных Российских государствах Государем всей Руси Самодержцем, Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву... служить и прямить ему во всем, против его всяких недругов и изменников стояти крепко и неподвижно, и биться до смерти". 21 февраля 1613 Михаил Феодорович был торжественно провозглашен Государем и Великим Князем Всея Руси Самодержцем. Благодарственное молебствие о здравии Богом избранного Государя, совершившееся во всех церквах с колокольным звоном, и всенародная присяга заключили это достопамятное событие.

Дело было за малым. Сам новоизбранный царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого избрания юный государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось, уговоры бессмысленны.

Тогда послы и народ прибегли к последнему средству, испытанному уже однажды при избрании на царство Бориса Годунова. Они решили поколебать благочестивые сердца Михаила и Марфы напоминанием о великой ответственности за все могущие последовать для Отечества бедствия. "То ли угодно вам, - вопросили они, - чтобы наши недруги торжествовали, попирали нашу православную веру, чтобы православные христиане были в расхищении и пленении? Все это: и поругание веры, и осквернение церквей, и гибель бесчисленного безгосударного народа, и междоусобные брани, и неповинную кровь взыщет Бог на вас в день Страшного и праведного Своего Суда..." Такое увещевание возымело силу, и согласие на царство было наконец получено. 1 июля 1613 в Москве состоялось и Таинство Венчания: Россия вновь обрела законного и богоданного Государя.

Отличное определение

Неполное определение ↓