Коч и шебека, корабли с парусами новгородцев и поморов. Коч и шебека, корабли с парусами новгородцев и поморов Личность в истории

Часть IV
Испанская шебека (The Xebec)


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Чрезвычайно мелкая осадка
. плохо ходит в неспокойных морях
. латинские (треугольные) паруса позволяют шебеке идти круче к ветру, чем могут суда с квадратной оснасткой.
. легкий остов придает корпусу грациозность и делает его более хрупким, чем крепкие дубовые корпуса традиционных западных судов.
. на шебеке нет настоящего бушприта, но у нее длинный вытянутый нос.
. нет вантов, поэтому трудно работать с высоко расположенной оснасткой (впрочем, верхняя оснастка у шебеки встречается редко).

рис.: шебека

Своей конструкцией шебека обязана в основном галерам и галеасам Средиземного моря ранней эпохи. Название ее происходит, вероятно, от арабского слова "маленький корабль", и на английском языке пишется по-разному: "chebec", и "zebec"; впрочем, это слово существует и во многих других языках (в русском языке "шебека" - исторический термин, означающий такое судно, а "шебекка" - название похожего судна, которое строят современные яхтсмены), что доказывает его популярность (или, по крайней мере, осведомленность о его существовании) в других странах Европы.

Эти суда имеют узкий длинный корпус и у них сохранились весла, как у их предшественниц - галер. Концепция шебеки - быстрый и очень маневренный корабль, способный идти под парусом и на веслах.

В XVII и XVIII веках христианским мореплавателям в Средиземном море угрожали берберские корсары - пираты-мусульмане, базирующиеся в Северной Африке. Излюбленными судами этих пиратов сначала были галеры, способные настигать торговые суда при небольшом ветре за счет весельного хода. Но время шло, и торгующие нации ответили на угрозу, развернув флоты из военных судов, чтобы решить проблему корсаров. Галеры были быстрыми и вмещали много людей, но они не были задуманы, чтобы сражаться с орудиями современных военных кораблей.

Варвары-корсары ответили на этот шаг преобразованием своих галер в новую конструкцию, способную потягаться с преследующими их военными кораблями. Чтобы установить на корабле орудия, расширили корпус, увеличив палубное пространство и повысив устойчивость, а также убрали всех или почти всех гребцов. В результате этих изменений движущей силой судна отныне были не гребцы, а три огромных треугольных паруса. Так родилась грациозная и своеобразная форма шебеки.

Ее фок-мачта обычно наклонена вперед, а грот и бизань либо прямые, либо слегка отклонены назад. Массивные треугольные реи настолько велики, что часто они состоят из двух брусьев, связанных в одно целое, что вообще-то больше характерно для мачт, чем для рей. Обычно на шебеке нет бушприта, но часто бывает фигурный удлиненный выступ на носу корабля.

Некоторые из западных народов пытались поставить на грот-мачту шебеки, а иногда даже на бизань-мачту квадратные паруса. Грот-мачта, оснащенная квадратными парусами, вроде бы имела марсель и даже брамсель, бизань - квадратный марсель (хотя нижний парус оставался треугольным). Шебека, оснащенная таким образом, был известна под названием Полакр-шебеки.

Обыкновенно, стандартная латинская (треугольная) оснастка шебеки состояла из одного треугольного паруса на каждой мачте, без всяких квадратных марселей или брамселей. Латинская оснастка имела много преимуществ по сравнению с квадратной, и самым важным было то, что она давала возможность идти намного круче к ветру, чем это позволяли квадратные паруса. А это значило, что, идя в крутом бейдевинде, такие суда могли быстро догонять и быстро же уходить от кораблей с квадратными парусами. При этом необходимое количество людей, задействованных на управлении парусным вооружением, было меньше, что позволяло использовать их в абордаже.

Корсары любили шебеку за ее скорость и маневренность, и за ее мелкую осадку, которая тоже помогала удирать от больших кораблей. Эти качества признавали за ней многие европейские мореходы, - и судно было быстро взято в средиземноморские эскадры, где его использовали как противопиратский патруль и торговый рейдер. В роли военного корабля шебека может нести на себе до 36 орудий на верхней палубе. В зависимости от калибра орудий, это давало ей возможность тягаться с военно-морскими шлюпами, а иногда и с фрегатами (так пишут, но лично я в этом сомневаюсь - бронированный фрегат своими тяжелыми пушками просто раскроит эту легкую грациозную конструкцию - не для того шебеки строились, чтобы тягаться с кораблями, способными сражаться в линии, а чтобы подавлять вооружением и численностью людей другие легкие парусники).

Шебека под парусами представляла собой красивой зрелище, и, как уже говорилось, ее конструкция делала ее одним из самых быстрых и ловких кораблей на Средиземном море. Но те же качества, что делали ее столь совершенной при спокойном море, приводили к тому, что в бурю она никуда не годилась. Низкий надводный борт и мелкая осадка делали судно уязвимым к заливанию волнами, и оно с трудом выдерживало сколько-нибудь серьезное волнение. Поэтому то, что было ее достоинствами при плавании во внутренних морях, делало ее плохим выбором для хождения в открытом океане.

Шебека была кораблем легкой постройки. В отличие от линейных кораблей с их массивными, объемными шпангоутами, шебека была грациозной и хрупкой. Это были, так сказать, не битюги, а газели. Это отражалось и на тактике ведения боя. Капитаны шебеки очень неохотно вступали в перестрелку с противником, имевшим равное вооружение. Они больше полагались на свою скорость, маневренность и крутые развороты, чтобы прорваться сквозь идущий бой и забросить на палубы противника своих матросов для захвата чужих кораблей.

Скорость и мелкая осадка шебеки, ее способность идти очень круто по ветру, были оценены по достоинству и торговыми мореходами - особенно теми, кто занимался береговой торговлей, и ее близкой родственницей - контрабандой. Хотя она требовала несколько более многочисленного экипажа и имела меньшую грузовместимость, чем другие суда таких же размеров, ее навигационные характеристики и боевые качества делали ее прекрасным выбором для тех, кому нужно было стремительное и модное береговое судно.

Исторически, шебека в Карибах была не слишком широко представлена. Переход из Европы был нелегким делом, по одной причине. Капитан шебеки рисковал затонуть при первом же сильном волнении и непогоде вдали от сравнительно спокойных вод Средиземного моря, для которых судно, собственно, и было предназначено. Но развивающаяся судостроительная индустрия Карибов была достаточно активной и гибкой, а конструкция шебеки настолько удивительной и интересной, что карибские корабелы не смогли устоять против искушения сделать доступным вариант шебеки местной постройки. С некоторыми незначительными изменениями появилась карибская шебека.

ТАКТИКА

Шебека была излюбленным судном берберских пиратов северного побережья Африки. И правда, это судно по своей конструкции как будто изначально предназначено быть “охотником”. Его осадка позволяет прятаться в мелких бухточках и уходить от более тяжеловесных преследователей по рифам и отмелям. Его большие треугольные паруса придают ему огромную скорость очень круто к ветру - еще один полезный трюк, когда нужно ускользнуть от судов с квадратной оснасткой, бывших на вооружении западных флотов. Палуба, хотя и суженная, даже у шебеки средних размеров могла вмещать до 14 пушек и свыше 100 моряков. Даже огромные латинские реи были полезны во время абордажа: их можно было наклонить к палубе жертвы, сделав импровизированный мост, по которому можно было переходить на чужой корабль.

Капитаны шебеки, столь же быстрые и жестокие, как и их суда, должны были постоянно помнить о своих многочисленных ограничениях. Те же паруса, которые давали им такие преимущества во время плавания, были чрезвычайно уязвимы для разрушительного огня картечью. Утрата трех рей делала шебеку совершенно беспомощной на воде. Оставалось только ставить весла и использовать последнее серьезное преимущество конструкции, чтобы быстро убраться из-под огня тяжелых пушек. Кроме того, гладкий, легкий корпус шебеки с трудом выдерживал тяжелый обстрел. Даже ее мелкая осадка имела свою оборотную сторону, затрудняя плавание в ненастье и при высоком волнении.

Капитаны шебеки - узкие специалисты. Они отказались от всесторонности шлюпов и шхун в пользу убийственной эффективности судна, предназначенного для охоты. Отдавая отчет во всех своих ограничениях, они избегают прямых столкновений с превосходящими силами противника и сокрушительными бортовыми орудиями, которые легко могут раздавить их легкие судна. Словно дикие хищники, они подстерегают слабую, не очень быструю добычу: наносят внезапный смертельный удар, подавляя противника в абордаже за счет превосходящей численности своего экипажа, и быстро уходят, прежде чем им отрежут путь к отступлению.

Шебеки иногда использовали как легкие военные корабли в составе государственного флота, часто для борьбы с теми же пиратами и каперами, которые тоже находили этот тип судов весьма привлекательным. И по сути, те же мореходные характеристики, из-за которых шебеки очень хорошо подходят для охоты, делают их весьма удобными и для прибрежных торговцев и контрабандистов, ценящих скорость и мелкую осадку выше, чем грузовместимость.


Шебека - крупное парусно-гребпое судно, получило широкое распространение в Средиземноморье в XVIII в Шебеки были как военные, так и купеческие. Военные шебеки имели бортовое артиллерийское вооружение, то есть пушки на станках, установленные между банками, и тем отличались от галер, имевших на бортах лишь вертлюги с малокалиберными орудиями.
Парусное вооружение большинства средиземноморских шебек состояло из

Гемам «Торнео»

Носовая часть гемама «Торнео»

Русская шебека «большого типа» (рис. А.Е. Лютова)

трех мачт с косыми парусами. Особенностью шебек было то, что фок-мачта (передняя мачта) ставилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед. В отдельных случаях на мачтах шебек были прямые паруса.
Впервые русские моряки познакомились с шебеками в Архипелаге в 1770- 1774 гг. В составе русской Средиземно- морской эскадры было несколько шебек, из которых особенно прославилась «Забияка». Шебеки ходили под Андреевским флагом, по офицеры и команда были из греков, албанцев и др. Таким образом, они были фактически корсарскими судами. Данные по размерам и устройству корсарских шебек не сохранились.
В 1789 г. в корсарской эскадре Гулье- мо Лоренца, плававшей под Андреевским флагом в Средиземном море, состояли шебеки «Святой Николай» (16 пушек, фалькопета) и «Минерва» (8 пушек, фалькопета).
20 октября 1776 г. на заседании Адми- ралтейств-коллсгии было решено начать строительство на Балтийском флоте шебек средиземноморского типа. Однако строительство их было начато через 12 лет.
«Летучая». Длина 36,6 м. Ширина м. Глубина интрюма 2,5 м. 3 мачты. 40 весел. Заложена 8 мая 1788 г. на Галерной верфи в С.-Петербурге, спущена сентября 1788 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбат- рею «Побеждающая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Вооружение: 4-18-фн пушки (нос и корма), 20- 12-фп пушек по бортам, 22- 3-фн фальконета.
Тип «Скорая» (3 единицы). 50 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,1 м. Глубина интрюма 2,5 м. 40 весел. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге.
Вооружение: 4-18-фн пушки, 20- фн пушек, 22-3-фн фальконета.
Конструкция русских шебек в целом была неудачной, под парусами их скорость не превышала 5 уз., а на веслах - 2 уз. Из-
за плохих ходовых качеств шебеки было решено переделать в плавбатареи.
«Скорая». Заложена 24 октября 1778 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г: переделана в плав- батрею «Крепкая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Малая». Заложена 24 октября 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Храбрая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Быстрая». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Свирепая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Тип «Минерва» (4 единицы). 32 пушки. Длина 36,6 м. Ширина 10,4 м. Глубина интрюма 3,5 м. 40 весел - по 3 чел. на весло. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге. По проекту вооружение состояло из: 24-24-фн пушек и 8- 6-фн пушек. Фактически же их вооружение состояло из 20-12-фн пушек и 10- 6-фп пушек.
«Минерва». Заложена I декабря г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13- августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Беллопа». Заложена I декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Прозерпииа». Заложена 1 декабря г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Диана». Заложена [декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
Шведские турумы, взятые 13 ав1уста г. в первом Роченсальмском сражении. Название «турума» происходит от названия финской области Turunmaa. Турума - двухпалубное парусно-гребное судно. Три мачты, вооружение фрегатское. С некоторой натяжкой турумы можно отнести к шебекам.
«Биорк-Эрнсида»23. 48 пушек. Длина м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. В 1801 г. в составе эскадры выходила на Северный фарватер для обороны о. Котлин. В 1808 г. затоплена в Кронштадте для заграждения фарватера.
«Рогвальд». 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. Построена в 1774 г. в Карлскроне. В 1791 г. последний раз выходила в практическое плавание в Финский залив.
«Селлан-Вере». 4 мая 1790 г. участвовала в Фридрихсгамском сражении, где была захвачена шведами.
«Макапий». 18 пушек. Бывшая французская шебека, взята в плен кораблем «Богоявление Господне». 9 октября 1800 г.

выброшена в шторм на румелийский берег у местечка Келенгози в 80 милях от Босфора и разбита волнами.
«Азард»24. 14 пушек. Бывшая корсарская шебека, захвачена 17 февраля 1806 г. шестью шлюпками под командованием лейтенанта Сытина (командира шхуны «Экспедицион») у крепости Кастельново в заливе Бокка-ди-Катаро (Адриатическое море). В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
«Забияка». Бывшая французская шебека, захвачена фрегатом «Автроил» у г. Сполатро. В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
Вооружение: 2-8-фн пушки и 12- alt="" />фн пушек.
Полушебеки
Полушебеки отличались от шебек меньшими размерами и несли вместо трех две мачты. Парусное вооружение шхуны.
Тип «Лев» (10 единиц). Длина 23,2 м. Ширина 5,8 м. Глубина интрюма 2,4 м.
Первоначальное вооружение: 8-8-фн пушек, 8-6-фн пушек. В начале 1790 г. все полушебеки получили по 4-18-фн пушки на нос и корму и 6-6-фн пушек, установленных в шахматном порядке по три с каждого борта.
«Лев». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в 1789 г.

Участвовала в первом Рочснсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Орёл». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Дракон». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июня 1790 г.
«Кит». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июля 1790 г.
«Медведь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Рочснсальмском. сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Олень»25. Заложена в 1788 г. на верфи и Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сраже- нии 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Itorp». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Барс». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Рысь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г Взята и плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Волк». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. Согласно справочнику А.А. Чернышева, спаслась и к 25 августа 1790 г. вернулась в Фридрихсгам, но тут же Чернышев ставит знак вопроса. Таким образом, нет оснований не верить Ф.Ф. Веселаго, утверждавшему, что все русских полушебек были захвачены шведами.
«Ужасная». Бывшее французское судно «Тременда», 22 июня 1806 г взятое фрегатом «Венус» у г. Сполагро. Приведено в Корфу, нов боевых действиях не участвовало. Продано в ноябре 1809 г.

Шебека - крупное парусно-гребное судно, получило широкое распространение в Средиземноморье в XVIII в. Шебеки были как военные, так и купеческие. Военные шебеки имели бортовое артиллерийское вооружение, то есть пушки на станках, установленные между банками, и тем отличались от галер, имевших на бортах лишь вертлюги с малокалиберными орудиями.

Парусное вооружение большинства средиземноморских шебек состояло из трех мачте косыми парусами. Особенностью шебек было то, что фок-мачта (передняя мачта) ставилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед. В отдельных случаях на мачтах шебек были прямые паруса.

Впервые русские моряки познакомились с шебеками в Архипелаге в 1770- 1774 гг. В составе русской Средиземноморской эскадры было несколько шебек, из которых особенно прославилась «Забияка» . Шебеки ходили под Андреевским флагом, но офицеры и команда были из греков, албанцев и др. Таким образом, они были фактически корсарскими судами . Данные по размерам и устройству корсарских шебек не сохранились.

В 1789 г. в корсарской эскадре Гульемо Лоренца, плававшей под Андреевским флагом в Средиземном море, состояли шебеки «Святой Николай» (16 пушек, 4 фальконета) и «Минерва» (8 пушек, 2 фальконета).

20 октября 1776 г. на заседании Адмиралтейств-коллегии было решено начать строительство на Балтийском флоте шебек средиземноморского типа. Однако строительство их было начато через 12 лет.

«Летучая». Длина 36,6 м. Ширина 8,5 м. Глубина интрюма 2,5 м. 3 мачты. 40 весел. Заложена 8 мая 1788 г. на Галерной верфи в С.-Петербурге, спущена 1 сентября 1788 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатрею «Побеждающая».

Вооружение: 4-18-фн пушки (нос и корма), 20- 12-фн пушек по бортам, 22- 3-фн фальконета.

Тип «Скорая» (3 единицы). 50 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,1 м. Глубина интрюма 2,5 м. 40 весел. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге.

Вооружение: 4- 18-фн пушки, 20- 12-фн пушек, 22-3-фн фальконета.

Конструкция русских шебек в целом была неудачной, под парусами их скорость не превышала 5 уз., а на веслах - 2 уз. Из-за плохих ходовых качеств шебеки было решено переделать в плавбатареи.

«Скорая». Заложена 24 октября 1778 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Крепкая»

«Малая». Заложена 24 октября 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Храбрая» . 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.

«Быстрая». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Свирепая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.

Тип «Минерва» (4 единицы). 32 пушки. Длина 36,6 м. Ширина 10,4 м. Глубина интрюма 3,5 м. 40 весел - по 3 чел. на весло. 3 мачты. Построены на Галерной верфи и С.-Петербурге. По проекту вооружение состояло из: 24-24-фн пушек и 8- 6-фн пушек. Фактически же их вооружение состояло из 20-12-фн пушек и 10- 6-фн пушек.

«Минерва». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13- 14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Беллона». Заложена I декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 ав­густа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Прозерпина». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Диана». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 ав­густа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

Шведские турумы, взятые 13 августа 1789 г. в первом Роченсальмском сраже нии. Название «турума» происходит от названия финской области Turunmaa . Турума -двухпалубное парусногребное судно.

Три мачты, вооружение фрегатское. С некоторой натяжкой турумы можно отнести к шебекам.

«Биорк-Эрнсида» . 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. В 1801 г. в составе эскадры выходила на Северный фарватер для обороны о. Котлин. В 1808 г. затоплена в Кронштадте для заграждения фарватера.

«Рогвальд». 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. Построена в 1774 г. в Карлскроне. В 1791 г. последний раз выходила в практическое плавание в Финский залив.

«Селлан-Вере». 4 мая 1790 г. участвовала в Фридрихсгамском сражении, где была захвачена шведами.

«Макапий». 18 пушек. Бывшая французская шебека , взята в плен кораблем «Богоявление Господне». 9 октября 1800 г. выброшена в шторм на румелийский берег у местечка Келенгози в 80 милях от Босфора и разбита волнами.

«Азард». 14 пушек. Бывшая корсарская шебека , захвачена 17 февраля 1806 г. шестью шлюпками под командованием лейтенанта Сытина (командира шхуны «Экспедицион») у крепости Кастельново в заливе Бокка-ди-Катаро (Адриатическое море). В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.

«Забияка». Бывшая французская шебека, захвачена фрегатом «Автроил» у г. Сполатро. В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.

Вооружение: 2-8-фн пушки и 12- 14-фн пушек.

И, ж. chebec m., ит. sciabecco < араб. sabbak. Небольшое трехмачтовое судно парусного флота. БАС 1. Длинное узкое судно с 10 12 пушками в Средиземном море. Михельсон 1877. Из Анатолии идущая одна мачтовая шебека при двадцати человек экипажа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

1) небольшое трехмачтовое парусно гребное судно с косыми парусами и наклоненной вперед передней мачтой, использовавшееся в средние века на Средиземном море. По конструкции близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости и вооружению … Морской словарь

Жен. торговое, небольшое трехмачтовое судно. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Франц. chebec. Длинное, узкое, трехмачтовое военное судно с 12 40 пушками, в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 2 корабль (101) судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Небольшое трехмачтовое торговое судно в Средиземном море. Через нем. Sсhеbесkе – то же из ит. sсiаbессо от араб. šabbâk – то же; см. Маценауэр 411; Локоч 138; М. Любке 618 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Длинное, узкое, остроконечное судно в Средиземном море для легкой военной службы и крейсирования; имеет 3 мачты (передняя наклонена вперед); на палубе от 12 до 40 орудий. Прежде употреблялось морскими разбойниками … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. Небольшое трёхмачтовое судно парусного флота. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Шебека, шебеки, шебеки, шебек, шебеке, шебекам, шебеку, шебеки, шебекой, шебекою, шебеками, шебеке, шебеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ШЕБЕКА - Происхождение: итал. sciabecco, от араб. шаббак парусно гребное трехмачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Шебеки имели до 40 весел и 30 40, иногда до 50, пушек малого… … Морской энциклопедический справочник

Книги

  • Всё о парусных кораблях , Владимир Свержин. Эта книга является своеобразным путеводителем, позволяющим проследить эволюцию парусных кораблей – от тростниковых лодок древних египтян до быстроходных британских клиперов. Более ста…

Но превосходила первые по скорости, а вторые - мореходности и вооружению.

Длина шебеки составляла 25-35 метров. В задней части судна строилась палуба сильно выступающая за корму. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети её длины, форма подводной части была исключительно острой.

Вооружение шебеки включало в себя достаточно много пушек: от 16 до 24 орудий.

Напишите отзыв о статье "Шебека"

Примечания

Литература

  • Шебека // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (рус.) . .

Отрывок, характеризующий Шебека

Это был Радан, он был и правда необычайно красивым. Он, как и Радомир, с малых лет жил в Мэтэоре, рядом со своей матерью, Ведуньей Марией. Вспомни, Изидора, как много картин существует, в которых Мария написана с двумя, почти одного возраста, младенцами. Их почему-то рисовали все знаменитые художники, возможно, даже не понимая, КОГО по-настоящему изображала их кисть... И что самое интересное – это то, что именно на Радана Мария смотрит на всех этих картинах. Видимо уже тогда, будучи ещё младенцем, Радан уже был таким же весёлым и притягивающим, каким он оставался всю свою короткую жизнь...

И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.