Основные законы экономического развития общества. Закон экономического развития (сокращённый вариант) Равновесие спроса и предложения

Возвращаясь к схеме на Рис.7, хочется снова задать вопрос: Так что все же за закон удалось получить? И не является ли он тем самым, о чем говорят в своих монографиях уважаемые ученые, той самой единственно верной экономической теорией, той самой истиной, которая не зависит ни от времени, ни от пристрастий, ни от политических взглядов, ни от государственного устройства?

Может быть, это и есть то самое ядро, включающее в себя тот самый некоторый набор всеми (или большинством) признаваемых понятий, об отсутствии которого высказывался академик Д.С. Львов?

Исследуя, полученную формулу применительно к нашей деятельности в жизни: производственной, педагогической и иной, приходишь к выводу, что там, где мы строим свою деятельность в соответствии с данной истиной (Формула-схема Рис.7), там неизменно сопутствует успех и мы, в итоге, получаем максимально-возможный положительный конечный результат. А, если противостоим, и не важно - по незнанию, или преднамеренно, наши действия обречены на неудачу.

Говоря о новой экономической теории, глубоко уверен в том, что закон, представленный в виде схемы на Рис. 7 в «Кратком формате …», это и есть «Основной закон экономического развития», тот самый инструмент, с помощью которого удастся разорвать тот самый порочный замкнутый круг, по которому мы постоянно движемся, приходя в итоге в исходную точку. Применяя же новую экономическую теорию, мы тоже будем совершать круговые движения, но, только не по замкнутому кругу, а уже по спирали вверх, виток за витком, набирая обороты.

В представленной в «Кратком формате Основного закона экономического развития» новой экономической теории нет заумья иностранных слов, накручивания схоластики, бесконечных рассуждений о том, что могло бы быть, если бы было следующее… , то есть всего того, что критикуют уважаемые ученые Д. С. Львов, Б.Л. Кузнецов, Ю. Мухин, В.К. Нусратуллин.

Сформулировав название данной статьи, как «Краткий формат Основного закона экономического развития», приходишь к выводу, что не таким уж и кратким он получился. Но, формируя материал краткого формата, я исходил из целесообразности того, чтобы изначально представленная в нем информация была доступна пониманию не только любому человеку, но и, прежде всего, школьнику, пусть и старшей возрастной группы, поскольку современные образовательные стандарты требуют: и умения осознанно мотивировать свои действия, и строить систему действий по достижению результата (проектная деятельность), и владеть универсальными учебными действиями (У.У.Д.). В работе приводятся важнейшие понятия, которые рассматриваются с позиции истины и без которых осмысление, представленной на Рис. 7, схемы было бы несколько затруднено, особенно для школьника. В «Кратком формате …» раскрывается суть всех важнейших элементов, звеньев закона и приводятся соответствующие им понятия. Так же предлагается и обосновывается новое, более универсальное определение понятию ТЕХНОЛОГИЯ. По сути дела, «Краткий формат Основного закона экономического развития», это и есть результат большой исследовательской работы по выявлению важнейших знаний из всех тех, которые выработало человечество за свою историю эволюционного развития, и их систематизации, объединению в единую совершенную и завершенную логическую цепочку, позволяющую раскрыть и понять суть механизма эволюционного развития, механизма достижения успеха, механизма востребованности. Понимание и применение новой экономической теории позволит достичь желаемого результата не только в производственной, предпринимательской или любой другой деятельности, касающейся нашей жизни, но и деятельности в области учебно-воспитательного процесса, в деятельности направленной на решение проблем, связанных с содержанием общего и всех ступеней профессионального образования.

Уверен, что новая экономическая теория, представленная в «Кратком формате …», способствует формированию и обретению целостного взгляда на содержание образования и может являться, ныне отсутствующей, фундаментальной теоретической основой Ядра содержания образования. Но это уже будет тема для другого разговора, название которой «Основной закон экономического развития и учебно-воспитательный процесс (содержание образования)».

В «Кратком формате …» не приводятся примеры, подтверждающие истинность новой теории в силу того, что объем содержания будет чрезмерно раздут и восприятие сути самого закона, логической связи всех его элементов окажется затруднительным. Поэтому считаю целесообразным сделать это в отдельном разделе, который будет фактически являться энциклопедическим накопителем опыта, взятого из жизни. Здесь же можно размещать и лучшие Творческие проекты, выполненные учащимися, а также сюжеты проблемных ситуаций, которые можно положить в основу проектной деятельности учащихся, направленной на формирование у них универсальных учебных действий (У.У.Д.).

По той же причине в кратком формате не приводятся ключевые аспекты функционирования экономики, не показывается механизм формирования экономических отношений в обществе о которых говорят уважаемые учёные, поскольку это тема отдельного разговора, которая будет отражена в статье «Механизм формирования экономических отношений в обществе».

P . S . Над перечисленными выше статьями, ведется работа и подготовка к их публикации. Следите за публикациями.

Для удобства и экономии времени, заинтересовавшимся мнениями ученых по проблеме создания новой экономической теории и её (проблемы) обоснованности, привожу в приложениях полные версии статей, которые были доступны для скачивания. На остальные материалы, из которых цитирую высказывания, привожу ссылки, а также электронный адрес в разделе ЛИТЕРАТУРА.


Апрелев Виктор Евгеньевич
  • I. Определение основной и дополнительной зарплаты работников ведется с учетом рабочих, предусмотренных технологической картой.
  • III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  • Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течении длительного периода времени отмечается рост реального душевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

    · сокращение либо сохранение неизменным числа живущих за чертой бедности;

    · сохранение или уменьшение степени неравенства в распределении доходов.

    Мировое сообщество постоянно вырабатывает меры по снижению неравенства, безработицы.

    Поэтому экономическое развитие рассматривается как основной закон мировой экономики. Общество не может существовать без увеличения жизненных благ и повышения уровня жизни населения. Если жизненный уровень растет, то мы имеем классическое понимание смысла экономического развития мировой экономики (человек не живет ради работы, а работает ради жизни).

    Одной из форм социально-экономического развития является рост потребностей населения.

    Рост потребностей населения – объективная категория мировой экономики. В настоящее время объемы потребления возросли даже в слаборазвитых странах.

    Международной организацией труда (МОТ) в конце 70-х гг. была выдвинута концепция «базовых потребностей», призвавшая сконцентрировать внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения в противовес экономической эффективности производства. Соответственно изменились и критерии оценки экономического развития, где на первое место вышли социальные показатели.

    При условии исчерпания возможностей развития наступит абсолютный кризис человечества (возможна вероятность переселения на другие планеты).

    Экономика отдельных стран, регионов может длительное время находится в кризисе и такие страны могут существовать за счет помощи других стран. Отсюда, развитие мировой экономики нужно рассматривать как глобальную систему.

    Развитие мировой экономики и изменения, связанные с развитием, имеют две стороны: количественную и качественную.

    Количественные изменения – это экономический рост, т.е. количественное увеличение объема экономической деятельности.

    Качественные изменения – это устойчивые структурные изменения. Они содержат в себе как соотношения между различными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д.), так и между различными регионами, странами – территориальная структура. Экономическое развитие осуществляется в том случае, если количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными структурными сдвигами в экономике.

    Количественные изменения характеризуются показателями экономического развития:

    · динамикой процесса;

    · достигнутым уровнем развития.

    В свою очередь показатели экономической динамики подразделяются на абсолютные и относительные.

    Абсолютный показатель характеризует общий масштаб роста.

    Относительный показатель учитывает изменения по отношению к какому-то периоду или региону страны.


    | | | | | | | | 9 | |

    Экономическая наука имеет дело с фундаментальными проблемами жизни общества; она касается всех и принадлежит всем.

    Людвиг фон Мизес

    Люди, которые никогда систематически не изучали экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра.

    Поль Самуэльсон

    Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки

    Потребности человека очень разнообразны. Основным источником их удовлетворения является экономика, экономическая деятельность людей, поскольку именно они создают для этого необходимые условия. Экономика позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага.

    Понятие экономика (от гр. oikonomia, буквально - искусствоведения домашнего хозяйства) ныне применяют в четырех значениях:

    • - народное хозяйство определенной страны, группы стран или всего мира;
    • - сфера хозяйственной деятельности человека, в которой создаются, распределяются и потребляются жизненные блага;
    • - совокупность экономических отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребление продукции, образующих определенную экономическую систему.

    Экономика как сложная, разнообразно структурированная система является объектом изучения специальной науки - экономической науки.

    Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

    Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей (Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Сенеки, Колумеллы), а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Они исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, а также земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т. п.

    Экономическая наука как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала зарождаться лишь в XVI-XVII вв., когда рыночное хозяйство стало приобретать общий характер. Основные этапы развития экономической науки показаны на рис. 1.1.

    Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а богатство отождествляли с накоплением металлических денег (золотых и серебряных). Взгляды представителей этой школы выражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли. Представители: А. Монкретьен, Т. Манн, Д. Юм, В. Стаффорд.

    Физиократы. В отличие от меркантилистов, физиократы впервые перенесли исследование из сферы обращения непосредственно в сферу производства. Но источником богатства считали только первичный сектор - труд в сельскохозяйственном производстве. По их мнению, промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, а работа людей в них лишь покрывает расходы на их существование и неприбыльна для общества. Представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо и др.

    Классическая политическая экономия. Возникла с развитием капитализма. Ее основатели У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо впервые дали системное изложение экономической науки как единой целостной научной дисциплины. Они концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер капиталистического производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они положили начало теории трудовой стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

    Марксизм , или политическая экономия труда. Основатели этого направления К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества с позиций интересов рабочего класса. Продолжая исследование теории трудовой стоимости, они провели анализ развития форм стоимости, предложили свою концепцию прибавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако некоторые положения марксизма - об отрицании частной собственности и рынка, усилении эксплуатации и роста обнищания трудящихся при капитализме, о единственном факторе формирования прибавочной стоимости, преимуществах общественной собственности, неизбежности краха капитализма не имели надлежащей научной обоснованности и не нашли практического подтверждения. Поэтому ныне они пересматриваются и подвергаются справедливой научной критике.

    Маржинализм (от англ. marginal - предельный) - теория, которая объясняет экономические процессы и явления на основе универсальной концепции использования предельных, крайних ("max" или "min") величин, характеризующих не внутреннюю сущность самих явлений, а их изменение в связи с модификацией других явлений. Исследование маржиналистов основываются на таких категориях, как "предельная полезность", "предельная производительность", "предельные затраты" и др. Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических процессов и явлений. Представители маржинализма - К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас.

    В современной западной экономической науке существуют разные направления, течения, школы, типология которых отличается как по методам анализа, так и по пониманию предмета и цели исследования. Концептуально отличаются и подходы к решению экономических проблем. Однако эти различия в значительной мере условные, поэтому всю совокупность современных немарксистских течений и школ можно сгруппировать в такие четыре основных направления: неоклассицизм, кейнсианство, институционализм, неоклассический синтез (рис. 1.2).

    Неоклассицизм исследует и развивает идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицает необходимость вмешательства государства в экономику, рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить необходимое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Основатели теории - А. Маршалл и А. Лигу. Последователи - Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гилдер, Ф. Кейган и др.

    Неоклассическое направление охватывает много разных концепций и школ: "монетаризм", "теорию общественного выбора", "теорию рациональных ожиданий" и др. Особой популярностью пользуется концепция монетаризма, признанным теоретиком которой является американский экономист Милтон Фридмен. Приверженцы монетаризма - Ф. Найт, Дж. Стиглер, Ф. Кейган, А. Голдмен.

    Монетаризм - теория, которая предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономического равновесия, развития производства и изменения объемов валового внутреннего продукта (ВВП). По правилу монетаризма прирост денежной массы (монетарной базы) должен быть скоординирован с темпами роста ВВП, динамикой цен и скоростью обращения денег по такой схеме (рис. 1.3).

    Рис. 1.3. Монетарные рычаги регулирования ВВП

    Кейнсианство - одна из ведущих современных теорий, в противоположность неоклассикам обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через осуществление определенной кредитной и бюджетной политики. Основателем теории является выдающийся английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-х годах XX в. как ответ на необходимость преодоления Великой депрессии (1929-1933 гг.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы. Идеи Дж.М. Кейнса, изложенные в его главной работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), широко применялись ведущими странами мира в практике регулирования рыночной экономики и позволили относительно быстро преодолеть кризисные явления, достичь стабильных темпов экономического роста и динамического равновесия. Кейнсианская концепция стимулирования спроса приведена на рис. 1.4.

    Приверженцы и последователи Дж.М. Кейнса (Дж. Робинсон, П. Сраффа, А. Хансен, Н. Калдор, Р. Лукас и др.) выступают за активное участие государства в структурной перестройке экономики, считают необходимым внедрение антикризисного и антициклического регулирования, перераспределения доходов, увеличения социальных выплат и др.

    Институционализм , или институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, Я. Тинберген, Г. Мюрдаль и др., рассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами возникают под влиянием как экономических, так и правовых, политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для них являются "институты", под которыми они понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, менталитет, инстинкты людей и т. д.

    Неоклассический синтез - обобщающая концепция, представители которой (Д, Хикс, Дж. Бьюккенен, П. Самуэльсон, Л. Клейн и др.) обосновывают принцип объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, утверждают необходимость движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейвсианского направлений экономической теории.

    Экономическая теория, познавая объективную хозяйственную реальность, открывает и формулирует экономические категории, законы и принципы.

    Экономические категории - это абстрактные, логические, теоретические понятия, которые в обобщенном виде выражают родовые признаки определенных экономических явлений и процессов. Например: товар, собственность, капитал, прибыль, рынок, спрос, заработная плата, рабочая сила и др.

    Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости между экономическими процессами и явлениями. Понятие "закон" родственно понятию"сущность" чего-либо. Экономические законы выражают сущность экономических отношений.

    Экономические принципы - теоретические обобщения, которые содержат предположения, усреднения, выражающие определенные тенденции развития хозяйственной системы.

    Принципы, в отличие от экономических законов, объективно в природе не существуют. Они специально создаются в процессе систематизации экономических знаний и выступают в виде определенных постулатов, которые можно рассматривать как форму реализации, использования экономических законов. Принципы носят менее устойчивый и менее обязательный характер, чем законы.

    Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов (рис. 1.9), которая включает всеобщие, общие и специфические законы.

    Всеобщие законы считают законами социально-экономического прогресса, поскольку они выражают фундаментальные основы и последовательность развития человеческого общества на всех этапах.

    Специфические экономические законы , с одной стороны, раскрывают сущность социально-экономических отношений в определенной хозяйственной системе в процессе ее развития, а с другой - отдельные ее сферы.

    Экономические законы имеют как общие свойства, так и отличительные особенности по отношению к законам природы (закону земного притяжения, закону сохранения и преобразования энергии и др.).

    Общие свойства . Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер действия . Это означает, что экономические законы возникают и функционируют независимо от сознания и желания людей. Они возникают и функционируют в результате становления и развития определенных экономических отношений. С исчезновением тех или иных хозяйственных отношений исчезают и соответствующие им экономические законы. Но, с другой стороны, их действие не может протекать вне деятельности и устремлений людей. Люди могут познавать экономические законы и сознательно их использовать в своей хозяйственной деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что возникновение и действие экономических законов объективно, а познание и использование - субъективно. Отличия законов изображены на рис. 1.10.

    Формы познания и использования экономических законов . Существуют две основные формы познания и использования экономических законов: эмпирическая, когда люди, не зная сущности экономических законов, применяют их неосознанно, интуитивно в своей практической деятельности, и научная, когда люди, познав и раскрыв сущность экономических законов, используют их сознательно, а, следовательно, более эффективно в своей хозяйственной деятельности.

    В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы и ее основные функции (рис. 1.12): познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

    Познавательная (гносеологическая) функция . Реализуется посредством исследования сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические категории и законы, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению хозяйственного развития общества.

    Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы конкретных экономических наук, поскольку раскрывает основоположные понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

    Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики государства, а также в разработке рекомендаций относительно применения форм и методов рационального хозяйствования.

    Экономическая политика - это целостная система мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Она призвана определять оптимальные варианты решения экономических проблем.

    Между экономической теорией и практикой существует тесная взаимосвязь (рис. 1.13). Любой процесс познания начинается с изучения реальной действительности, то есть с практики. Практика дает материал для научного анализа и формирует спрос на теоретические исследования. Вместе с тем любая теория без обратной связи с практикой теряет ценность и смысл. Практика - критерий истинности экономической теории, она дает окончательную оценку ее жизненности. Между практикой и теорией существует постоянный цикл связи: практика ведет к знанию, знание - к экономической политике, экономическая политика - к рациональным действиям, действия - к усовершенствованию практики. Такой цикл связей постоянно повторяется, каждый раз поднимаясь на более высокий уровень (рис. 1.13).

    Рис. 1.13. Взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики

    Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов, долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

    Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, аналитических способностей, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь профессиональных успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате настойчивой работы, проявления предприимчивости и инициативы, принятия обоснованных решений и способности принимать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.

    Однако нужно знать, что готовых, раз и навсегда пригодных рецептов экономического поведения теоретическая наука не дает. По этому поводу Дж.М. Кёйнс подчеркивал, что экономическая теория не является набором уже готовых рекомендаций для применения непосредственно в хозяйственной практике, она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто ею владеет, приходить к правильным выводам.

    Экономическое мышление - это совокупность взглядов, представлений и суждений человека о реальной экономической действительности, определяющих ее хозяйственное поведение.

    Есть два вида экономического мышления: обыденное и научное.

    Обыденное мышление - поверхностное, одностороннее и бессистемное восприятие человеком реальных хозяйственных процессов, на основании чего он делает субъективные, порой ошибочные, выводы и суждения относительно экономических проблем.

    Научное мышление - всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе использования научно-исследовательских приемов, которые позволяют раскрыть сущность хозяйственных процессов, объективно оценить их общественную значимость и прогнозировать тенденции развития в будущем (рис. 1.14).

    Рис. 1.14. Этапы формирования научного экономического мышления

    В современных условиях, когда наша страна осуществляет переход к качественно новому состоянию экономики, функциональная роль экономической теории существенно возрастает. Чтобы изменить условия нашей жизни, сделать их лучше, необходимо иметь глубокие экономические знания для раскрытия природы хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимостей, овладеть механизмами использования экономических законов рынка в хозяйственной деятельности.

    Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

    Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

    Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

    К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

    закон повышения потребностей;

    закон прогрессивного экономического развития;

    закон растущего разделения труда;

    закон возрастания альтернативных издержек.

    Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

    С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

    С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

    Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл, «...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности...» (Маршалл А. Принципы экономической науки . Т.1. М.: Прогресс, 1993).

    Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство – увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом .


    Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

    Прогресса в экономическом развитии удается достигнуть путем развития разделения труда между членами общества.

    Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

    Американский экономист К.Поланьи выделил два различных метода координации действий участников общественного производства при помощи обмена – редистрибуция (централизованное перераспределение) и рынок (децентрализованный обмен) (табл. 3).