Сурожская Русь. Заморские гости — видение истории нашего древнего города. Есть и такое мнение…. Сурожская русь Сурожская русь

Как в СССР замалчивали славянские находки на полуострове Крым. Официальная археология любит открывать в Северном Причерноморье и в Крыму античные, генуэзские, караимские, турецкие и какие угодно другие памятники. Но тавро-скифский пласт при этом афишировать как-то не принято (хотя он и признаётся). И уж совсем запрещено говорить о том, что скифский пласт по сути своей предельно близок славянской культуре. Независимый исследователь истории древней Руси Александр Асов рассказывает о своей встрече с выдающимся учёным и краеведом Алексеем Горшковым, который долгие годы был главным археологом и хранителем Судакской крепости. Ещё в советские годы Алексей Матвеевич обнаружил тавро-скифские слои на территории Крыма и поплатился за это карьерой учёного. Ему не позволили даже опубликовать свои научные работы. Он умер в безвестности, хотя открытие, которое он совершил, является важной вехой в познании прошлого нашего народа.

В этом сюжете Александр Асов делится своим видением истории Древней Тавриды, основываясь на русских летописных, археологических и мифологических источниках. По его мнению, в Крыму располагалась Сурожская Русь, столицей которой был славянский город Сурож, нынешний Судак.

СУРОЖСКАЯ РУСЬ

Существует мнение, что "русские" начали осваивать Крым еще с VIII века до н.э. (практически одновременно с эллинами) в рамках проекта "Сурожская Русь" - славянской купеческой республики наподобие Великого Новгорода или Дубровника. Здесь господствовала языческая религия, с верой в бога солнца Сурью, давшего название городу Сурож (затем Сугдея и ныне Судак), и бога скота Велеса, он же Тавр (от чего и возникло слово "Таврида"). Сурожане соперничали с греками, надолго попадая в зависимость от них (437 год до н.э. - 212 год н.э.), конкурировали с готами (конец III века н.э.).

Язычество сменилось христианством, сначала в форме арианства, принятого под готским влиянием, а затем и православия, пришедшего из Византии задолго до официально признанного "крещения Руси", а именно в 580-590-х гг. Победа новой веры вовлекла крымских славян в орбиту влияния Константинополя и привела к сворачиванию собственного проекта. Тем не менее, славянская община являлась преобладающей в Судаке до 1475 года, когда, опасаясь атаковавших полуостров турок, сурожане покинули край.

Гипотеза о "Сурожской Руси" не получила пока официального признания, однако она привлекательна...

На крутой обрывистой горе над самым морем еще целы развалины древней Сугдеи, пресловутого Сурожа наших старинных летописей, которому еще в "Слове о полку Игореве" "див кличет вверху древа", который дал имя свое "и морю Сурожскому", и "купцам сурожанам", что приезжали в нашу Москву белокаменную торговать "суровским товаром".

Сурож был в средние века своего рода Марселью или Феодосиею для южной России. Здесь была еще до генуэзцев почти независимая греческая муниципальная республика Сугдея, основанная в глубокой древности; у генуэзцев (Солбая) так же была важною крепостью, охранявшею ее черноморские колонии. А когда турки завоевали генуэзские колонии, то и у них Судак продолжал быть одним из оплотов берега. Крепость при захвате русскими была очень обширна, и со стороны моря, куда скала обрывается отвесною стеною, совершенно неприступна. Даже и теперь, после разрушения множества стен, башен и казарм, уцелевшие развалины представляют собою довольно грозный вид. Вообще судакские развалины уцелели лучше многих других, и в них найдено много интересных итальянских надписей и других памятников.

Как в СССР замалчивали славянские находки на полуострове Крым. Официальная археология любит открывать в Северном Причерноморье и в Крыму античные, генуэзские, караимские, турецкие и какие угодно другие памятники. Но тавро-скифский пласт при этом афишировать как-то не принято (хотя он и признаётся). И уж совсем запрещено говорить о том, что скифский пласт по сути своей предельно близок славянской культуре. Независимый исследователь истории древней Руси Александр Асов рассказывает о своей встрече с выдающимся учёным и краеведом Алексеем Горшковым, который долгие годы был главным археологом и хранителем Судакской крепости. Ещё в советские годы Алексей Матвеевич обнаружил тавро-скифские слои на территории Крыма и поплатился за это карьерой учёного. Ему не позволили даже опубликовать свои научные работы. Он умер в безвестности, хотя открытие, которое он совершил, является важной вехой в познании прошлого нашего народа.

Александр Асов делится своим видением истории Древней Тавриды, основываясь на русских летописных, археологических и мифологических источниках. По его мнению, в Крыму располагалась Сурожская Русь, столицей которой был славянский город Сурож, нынешний Судак.

Александр Асов: Дело было так, я был просто в отпуске, приехал в Судак, и ходил по Сурожской крепости, читал газету местную, и нашел там статьи Горшкова, которые мне показались очень интересными. Просто в местной прессе статьи археолога, хранителя крепости Горшкова, мне казалось, это крайне интересно, и я решил через редакцию с ним познакомиться. Приехал домой, он был очень рад, что есть люди, интересующиеся древней историей, это было во временя, когда была Украина, и интересующихся людей было найти не так просто, наверное, этой теме. Меня он просто поразил, он был такой волшебник, так скажем, то есть он выглядел, длинная седая борода, он прекрасный, кстати говоря, художник, в маленькой квартирке, она была вся завалена картинами, рукописями, археологическими всякими артефактами, все это было крайне все очень любопытно. Очень интересная такая вот это была встреча. Почему мне было важно встретиться с человеком, который хорошо знает археологию Судака и Сурожа? Дело в том, что Велесова книга написана в Суроже, вот о чем говорит сама Велесова книга. Она описывает в значительной степени истории Сурожского княжества и вообще Южной Руси, и она была создана в храмах, славянских храмах древнего Сурожа. Все совершенно противоречило официальной истории, такого было быть не может, то есть как это может быть, как может быть Сурож, давайте искать ее где-нибудь в другом месте, Сурож, невозможно ее искать в Тавриде в Крыму. И вот я с этим вопросом прихожу к главному археологу Сурожа, Судака, хранителя Сурожской крепости, Вы не представляете, как он обрадовался. Он говорит, это моя тема последние 40 лет, я всегда считал, я доказывал, что Сурож является аналогом древнего Новгорода, и он показывает мне свои неопубликованные горы просто рукописей. Объясняет мне, вот такой вот слой мы поднимали, вот смотрим, вот это время, когда там были генуэзцы, вот время с третьего века, когда он еще не может быть, Сурож по официальной версии истории, который существует в официальной науке, его не может быть, а он строится, и строится две линии стен Судакской крепости, еще до генуэзцев задолго, за тысячу лет до генуэзцев. Строится и строится по тому же принципу, как строился одновременно Константинополь, очевидно совершенно, теми же приемами и той же, может быть даже, строительной командой, которая строила Константинополь, то есть вот этот Сурож, когда он получал современные нам очертания, Сурожской, Генуэзской, так называемой, крепости, он был построен изначально, когда он был столицей Сурожской Руси, это был стольный град и со стенами, сравнимыми, скажем, с Московским кремлём. Вот такого качества была постройка, очень могущественное было княжество, и называли его, не знаю, «Владыкой морей», «Владыкой Черного моря», как минимум. Такое было мощное княжество, его строила та же команда, что и строила Константинополь тогда, стены Константинополя возводила. Он это все доказывал, показывал, что это было. А что генуэзцы потом, он говорит, дальше что было. Вот мы находим крепость современную, называем ее Генуэзской, там на камнях есть клейма мастеров. Он говорит, вот посмотрите, в Феодосии там да, понятно, Феодосию строили генуэзцы, это совершенно очевидно, но Сурож они не строили, они реставрировали старую крепость, вот что делали эти мастера. Он говорит, все известно, генуэзцы все сохранили, сколько было мастеров, какое их было количество, какие были наряды, подряды, что они делали, все известно, говорит, они не строили эту крепость, они ее реставрировали и делали ее уже на свой манер, имеющиеся уже крепостное сооружение, простоявшее здесь уже тысячу и больше лет, вот о чем он говорил, и о чем он рассказывал. Вот это, мне кажется, крайне интересно, крайне важно. Ему было действительно откровенен, что именно эта тема, которую он доказывал всю жизнь, она подтверждается той же самой Велесовой книгой. Для него она, конечно, сразу же стала подлинником и крайне важным источником, конкретно для Горшкова. Вот то, что было тогда в Крыму, в древней Тавриде.

Одно из самых интереснейших с точки зрения археологии мест - это, конечно, Судак, который называется в русских летописях Сурожем. Мы знаем сурожских купцов, даже в Москве есть конец, где жили сурожские купцы. И всегда южных гостей, купцов называли сурожанами, сурожскими гостями. Очень важно понимать, очень интересно заметить, что русские никогда не называли города иноземные славянскими названиями. И если у какого-либо города есть славянское имя, а Сурож безусловно славянское имя, и таких Сурожей мы знаем не только в Тавриде в Крыму, мы знаем и на Украине, и в России такие города и селения с таким именем или со сходными именами. То есть это однозначно свидетельствует о том, что там жили славяне, и теперь, благодаря древним нашим источникам и той же Велесовой книги, мы знаем, что была также Сурожская Русь. Был город-княжество, подобный Новгородской Руси на самом юге в Тавриде в Крыму. Это было, и остатки этого города и память о нем сохранялись до средневековья, поэтому их так и звали Сурожем, эту местность и этот город, который в турецкое время, после турецкого завоевания получил имя Судак. Оказывается, и со времен древних, со времен античных, со времен существования древней цивилизации славянской Русколани, Таврида была славянской, и в ней было Сурожское княжество, и город Сурож сохранялся и потом, и в средние века, и вплоть до того времени, как уже там княжество Феодора и другие княжества византийского времени, которые существовали, он существовал параллельно с ними, преимущественно славянский город, вплоть до турецкого завоевания. Конечно, при турецком завоевании он был полностью вырезан, славянское население, или не полностью, потому что все-таки сурожские купцы, приходящие потом на Русь во времена турецкого владычества, они были и греками, и как-то они очень хорошо потом освоили славянский язык и становились славянами, даже входили в какие-то типа рода Гавраса, известный у нас дворянский уже в Российской империи род, Сам Сурож, это очень древнее имя, наряду с именем Херсонес, это солнечное имя, славяне и предки славян, селившиеся в этих местах, в солнечных местах, так и называли свои города в честь солнечных богов. Поэтому Сурож в честь Сурина, такое ведическое имя, которое есть и в наших ведических источниках, как имя Солнца. Другое имя - это имя Хорс, бог солнца Хорс, в честь него назван, очевидно, Херсонес, находящийся рядом, то есть это солнечные имена, древние солнечные имена городов, располагавшихся на юге славянского мира.

Не понимаю, почему наша археологическая и историческая наука не ищет корни славян на юге славянского мира, в частности в Тавриде и в Крыму. Там ищут и находят своих предков и немцы-готы, Готия, древняя Готия, находят их в Тавриде, в Крыму, предки немцев, византийцев, греков и естественно хазар, всех находят в Крыму, одних только славян там никак не могут найти, даже не ищут. Тем не менее, свидетельства пребывания славян и память об этом есть в славянском эпосе и в славянских священных книгах, в Велесовой книге, в исторических свидетельствах, коих довольно много. Конечно, подтверждает вот это все настоящая, подлинная археология. Люди, которые занимались археологической наукой, в частности хорошо знакомый мне сурожский археолог Горшков, он хранитель Сурожской крепости был долго время в советское время, возглавлял длившуюся десятилетием археологическую экспедицию и раскопками древнего Сурожа и Судака. Одна из основных его идей, одна из основных его тем, что Сурож и Судак во время и от античного времени, вплоть до средневековья в этом городе жили славяне, их было много. И для него Сурожская Русь вообще-то реальность, наряду с Новгородской Русью. Он находил там славянскую керамику, множество изделий, которые чисто археологически атрибутируются исключительно как славянские. Он написал диссертацию на эту тему, предлагал эти работы на опубликование, но тогда в то время, еще даже в советское время эта тема была тоже отверженной, поскольку считалось, что средства выделяются только на античную, на греческую, на изучение греческой истории, классической греческой истории Крыма и Тавриды. Это считалось допустимым, остальное считалось вот такой археологической ересью. Но он ничего не мог поделать с тем, что он находит, он находит свидетельство того, что в Сурожи жили предки славян, он находит это, и это не какие-то там его фантазии, он просто строгий академический ученый, для него это было очевидно. И если говорить об истории Сурожа, истории Судака с точки зрения той картины, которая предстала Горшкову, исходя из археологических раскопок, нужно понимать, что это такая вот Троя, Судак, это как для него в самом деле аналог Трои на нашем южном берегу, поскольку здесь люди жили в течение, наверное, многих тысячелетий. И археологических слоев, прекрасно сохранившихся тоже Сурожской крепости, которые он капал и капает один слой, второй, третий, и конца эти слоям нет, так их и не видно. То есть самый древнейший слой, который он раскопал, это слой, скажем, таврский слой, Таврида названа в честь древнего скифского и таврского рода тавр, так назвали таврами. Изначально здесь жили тавры, потом, по Горшкову, здесь начали с четвертого века до нашей эры, поселились греки, и здесь был город Афинеон. Он нашел свидетельства этого города, это одна была из основных его тем о греческой колонии, классической греческой колонии на южном берегу в Причерноморье, наряду с Херсонесом, с Феодосией и так далее, то есть он нашел древний город Афинеон. Он нашел и свидетельства о существовании этого города и в источниках античных, на картах древних, в пириплах древних нашел свидетельства о существовании этого города, древнегреческого города, который возник, когда в четвертом веке поселились здесь греки, приплывших из Афин, поэтому они назвали свою крепость тогдашнюю торговую, торговую факторию назвали Афинеон. Кстати говоря, это тоже казалось темой запретной, поскольку в классической археологической науки с 19 века в перечислении городов-государств древнегреческих, он отсутствовал, просто тогда археологи об этом еще не знали, историки, не заметили, не все источники перелопатили, не все просмотрели.

Горшкову так и не удалось доказать, что в античное время существовал город на месте Сурожа и Судака античный древнегреческий город Афинеон, торговый город. Существует музей, небольшой музей, где представлены его археологические на этот счет доказательства, то есть древнегреческая керамика и статуэтки различные, найденные им в раскопках, именно того времени, когда здесь существовал древнегреческий город, полис Афинеон. Но так ему и не удалось опубликовать это дело в научной печати, то есть даже это оказалось ересью, видимо, личные амбиции сказались каких-то уже забытых, наверное, археологов или еще что-то, как обычно это бывает в исторической, археологической науке.

То есть был Таврский период, древнескифский период существования города, тавры продолжали жить и дальше и вокруг этого города, и в черте его, и торговали с греками. Уже с третьего века на месте Судака, на месте Сурожа появилась уже поселение, и после походов уже русколан или алан, появился уже город тот, который славяне называют Сурожью, и тот, который имеет еще аланское имя Ардеба, имя которое имеет уже корни иранские и аланские корни. То есть, есть его имя, и есть указание на то, что этот город появился, и он появился уже и для официальной нашей исторической и археологической науки. После этого аланского, русско-аланского, как бы мы сейчас сказали уже, завоевания. Есть об этом приписка уже в Синаксаре, это древняя христианская летопись, она была найдена на территории Турции в одном христианском храме, и там как раз есть приписка о том, что была такая война, было такое основание города аланами. С этого времени он уже существует официально и в официальной исторической науки, и он уже является городом для официальной науки аланским городом, как и другие города, многие города в Тавриде в Крыму. Совершенно очевидно, как и во всех городах в Причерноморье, там жило много родов и народов, там жили и ираноязычные аланы, предположим, конечно, жили, жили там и славяне, собственно говоря, сурожцы, и греки жили, и римляне жили, и много кто жил. Всегда во всех городах Крыма жили десятки народов, разных народов, но поскольку он всегда носил древнеславянское имя Сурож и не просто носил имя, а был столицей Сурожской Руси, он преимущественно был славянским. Это совершенно очевидно, и это следует из нашей традиции, и просто исходя из здравого смысла. И когда археолог Горшков раскапывал и находил там славянскую керамику в огромных количествах, славянскую именно керамику и предметы быта, и он сравнивал эти свои находки с новгородскими и говорил, что это одно и тоже, что это совершенно однозначно археологически свидетельствует, что в Сурожи жили славяне испокон века, все века, и во времена греков, и во времена римского, во времена Византии, во все времена и вплоть до средневековья, вплоть до турецкого завоевания, когда, очевидно, уже прекратилось славянское население, он стал уже турецким городом Судак. Вот вплоть до того, как он стал Судаком, здесь всегда жили славяне и преимущественно славяне, это была столица Сурожской Руси, вот о чем говорит исследование, как археологическое конкретно замечательного археолога Горшкова, так и наши ведические источники, древние рукописи, летописи.

Начиная с Советского Союза тщательно замалчивалось и скрывались находки в , принадлежащие древнему славянскому народу. Археологи часто любят находить различные исторические находки в таких местах, как Причерноморье. Особенно часто открывают они различные античные памятники, турецкие, любые другие, кроме славянских, и даже в и сказаниях информация исчезает… Подробнее в видео далее:

Кстати, на удивление, тавро-скифский пласт, при всем его явном наличии признаков славянской культуры, признавать и говорить о нем, категорически запрещено. Александр Асов (исследователь истории и культуры древней Руси) поделился своими мыслями и догадками недавней встречи с Алексеем Горшковым (ученым и знаменитым краеведом). Алексей был много лет главным археологом и на тот момент бессменным хранителем знаменитой в городе Судак, в Крыму.
История, случившаяся с Алексеем Горшковым, весьма странная и печальная, а все дело в том, что после того, как ученый нашел тавро-скифские слои на территории крымского полуострова, сразу лишился звания ученого. Его научные труды, работы и догадки, мысли на счет древних славян в Крыму, остались не высказанными, ему просто не дали их выпустить в свет. Алексея не стало, и умер этот чудо человек в совершенной безызвестности, хотя те работы и те открытия, совершенные им, на самом деле не просто были важны, а могли полностью перевернуть сознание нашего населения.

В своих воспоминаниях о встрече, ученый Александр Асов поделился своим видением и точкой зрением на историческую информацию о Древнем Крыме. В своих догадках он основывался на летописных русскоязычных источниках, а также мифологии, и археологических находках. По мнению ученого, на территории Крымского полуострова находилась Сурожская Русь, а столицей был город сегодня всем известный, шикарный Сурож славянского происхождения, который сегодня является современный курортным городом Судак.
Асов познакомился с Алексеем Горшковым благодаря городской прессе, в которой была очень интересная и подробная статья знаменитого хранителя крепости. Асов решил найти учёного и пообщаться с ним.

На вопрос для чего так нужно было Асову встретиться с тем ученым, который прекрасно знает археологию древнего города Судак и той самой загадочной Сурожской крепости? А всё дело было в том, что легендарная Велесова книга, та самая, была написана как раз в Суроже, повествует об истории древнейшего славянского происхождения Сурожского княжества, крепости и всей южной территории древней Руси.
А согласитесь, что вся эта информация противостояла всей официальной истории, и «не должна была вообще существовать, как таковая научная точка зрения». С вот этой противоречивой информацией и обратился к Горшкову ученый Асов. А тот необыкновенно обрадовался постановке вопроса и самым интересом молодого ученого. Ведь больше сорока лет Горшков отдал этой истории, этим поискам. Всю свою сознательную жизнь ученого, Горшков доказывал, что Сурож - это некий аналог древнего города Новгород. При встрече он и показал Асову все свои записи, рукописи и схемы.
Горшков подобно рассказывал, как они снимали слои, как определяли время находок. По официальной, озвученной во всех учебниках, преподаваемой в школах и университетах версии, Сурож, как славянского города, как вообще чего-то, как-то связанного со славянами, не могло быть. Это тогда как доказательства и находки показывают, что он строился в две основные мощные линии стен сегодняшней Судакской крепости, то есть получается, далеко задолго до народа генуэзцев, почти за тысячу лет до них!
Строился Сурож, как рассказывал Горшков, по принципу Константинополя и вполне возможно по тем же специальным историческим технологиям и теми же строительными бригадами наемных рабочих, то есть получается современный Сурож, который мы знаем по книгам и путеводителям, возможно, уже был давно выстроен, и уже был столицей настоящей славянской великой Сурожской Руси. По догадкам Горшкова, это был стольный град, имеющий стены, мощностью и типом, чем-то отдаленно напоминающим Московский Кремль.

Как говорил Горшков, по , например, понятно, что её строили генуэзцы. Но Сурож - дело рук совсем других мастеров и строителей. Сурож генуэзцы лишь восстанавливали, то есть реставрировали, заново давая старинной крепости новую жизнь.
По мнению самого Горшкова, получается, что самым верным доказательством того, что Сурожская крепость – рукотворное достояние славян, является Велесова книга . Он старался доказать это всю свою жизнь.

Одним из самых любопытных и занятных археологических мест для ученых был, конечно, сегодняшний курортный город Судак, который, если верить древнейшим описательным летописям, ранее назывался Сурожем. Известны нам по истории древние судакские или же сурожские купцы и следы их исторические оставлены даже в Белокаменной столице, то есть в Москве. И хочется отметить отдельно, ведь на Руси никогда не нарекали города какими-то иностранными званиями, а только лишь своими славянскими. Сурож, само название, присутствует не только в Крыму, но и по территории всей России, соседней Украины, древней . То есть получается, это все живые свидетельства реального существования славянской, исконно русской Сурожи, И если верить Велесовой книге, то, действительно, имелось такое княжество, как Сурожская Русь.
Великое Сурожское княжество и сам город под названием Сурож, благополучно существовали и славились вплоть до средних веков, и ещё до тех времен, пока там не появились уже другие княжества византийского часа, а затем следы славян растворились, уступив турецкому влиянию на эти земли. Частично приходящие в Сурож завоеватели, брали что-то из славянской культуры, и даже входили в дворянский, уже, получается, российский род.
Даже если разобраться, откуда походит название города - Сурож, то можно отождествлять его с солнцем. И заметьте, другое имя Сурина – Хорс, бог Солнца, а теперь проведем аналогию в названиях Крымских земель. Ничего нет созвучного? А Херсонес? Да, эта земля, располагавшаяся рядом.
Горшкову, знающему все это, было совершенно не понятно, почему, все так явное и реальное, отвергается официальной наукой и историей. На землях Сурожи ищут византийцев, греков, успешно находят даже немцев, а также таких поселенцев, как хазары, а вот славян там почему-то никак не могут или не хотят искать. Тем не менее, рассказанная ученым информация - всего лишь кроха тех свидетельств того что славяне были и жили на этой земле, и мало того, они были практически основателями и первыми жителями этих поселений и городов.

СУРОЖСКАЯ РУСЬ

Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Чёрном море, где славяне жили с VIII века до н.э.
Потом были там византийцы, готы, греки, потом венецианцы и генуэзцы, затем татары и турки… Каждый народ, живший на этой земле, давал городу свои имена (ирано-аланское Сугрея, генуэзскок Солдайя, турецкое Судак, русское Сурож).

Существуют древние свидетельства о таврах-уличах в «Махабхарате». В книге царских собраний «Сабха-парве» (кн. 21) «О завоевании северных стран» можно найти рассказ о том, как после знаменитой битвы на поле Курукшетра герой Арджуна двинулся на завоевание северных кимерийских стран Кимпурушаварша, лежащих за Гималаями. И покорил некие племена «улука» рядом с «синдами», кои поклонялись Индре-Парджанье (Перуну). Очевидно, речь идёт именно об уличах-таврах, которые жили рядом с синдами (кавказские синды из окрестностей Синдики, древней Анапы). И «Книга Велеса» также помнит о этом походе Арджуны, которого именуют древним славянским и арийским князем Яруной, пришедшим из Пенжа. Именно он, согласно традиции, распространял в этих землях ведическую веру, традицию почитания Вышня-Всевышнего.

Греки в Суроже

Когда-то был античный город на месте Сурожа. В «Книге Велеса» сказано о том, как греки в IV веке до н.э. захватили Сурож. «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, всё осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой» (Троян II, 2).

Так Сурож стал греческим. Известно что войска афинского полководца Перикла в это время (а именно в 437 году до н.э.) сделали рейд по причерноморским городам. Афиняне этот город назвали Афинион, в честь Афин, откуда явились тогда греки.

Сарматы-аланы в Суроже

В 212 году н.э. сарматы-аланы пришли на помощь угнетённым славянам и изгнали греческих поработителей. Тогда же на месте деревянных и насыпных укреплений Сурожа возвели каменные стены. Город стал тогда называться по-алански Сугдеей (от иранского «священный»).

В одной христианской рукописи XII века, в Синаксарии («Житии святых»), сохранившейся в монастыре на острове Халки, в Турции, написано: «Построена крепость Сугдеи в 5720 г.». Речь идёт о 212 годе н.э. «Мы – славные потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы – кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов и с пением идём во Сваргу синюю» (Род IV, 4:3). Согласно славянским мифам, Дажьбог был внуком Велеса, рождённого Коровой Земун. Одно из сакральных имён Велеса: Тавр. И значит это имя «бык». То есть тавры, древние жители Крыма-Тавриды – это и есть сурожцы. Их же «Книга Велеса» именует тиверцами.
Археологически культура тавров (керамика) совершенно идентична более поздней культуре тиверцев-уличей, живших у устья Днестра в раннем Средневековье.

Таврами их называли греки, а сами себя они называли по именам своих прародителецй. Во-первых: русами, ибо были потомками Роси, матери Дажьбога. Во-вторых тиверцами, ибо были также потомками Тавра-Велеса. Сурья и Земун родили Велеса, потом Велес и Азова родили Рось, а она от Перуна родила Дажьбога. От Дажьбога и пошли русы, которых и «Книга Велеса» и «Слово о полку Игореве» именует Дажьбожьими внуками. Сурожцы помнили о первом отце Солнце-Сурье, в честь которого они и назвали Сурож-град. И другое их название – уличи напоминает о том, что они разводили в ульях пчёл, и делали из мёда священный солнечный напиток: сурицу.
Само имя древних жителей Тавриды, «тавров», обычно толкуется как «коровичи», ибо «таврос» по-гречески также значит «бык»…

Готы в Суроже

Потом на краткое время власть в городе перешла к готам, и эта местность была завоёвана в 237 году конунгом Книвом. В то время граница между прагерманскими (вандальскими) и праславянскими (венедскими) родами ещё не была проведена, потому в дощечках «Книги Велеса» в отличие от германских анналов, этот конунг имеет также славянское имя Кий Готский.

Затем Сурож (Суренжаньское княжество) входит в империю Германареха, внука Книва, то есть становится частью Остроготии.

Германарех сватается к сестре Буса и затем женится на Светлиде. Радовер и Светлида (Рандер и Сванхильда) изменяют Германареху и гибнут.

И так Яр Бус и Эвелисия, приняв венцы золотые, стали править в Кияр-граде в Белых горах. И Эвелисия взяла по мужу имя – Ярославна.
А на запад от Русколани в Асенъ-граде Готском правил царь Германарех, сын Аскиальва. Матерью же Германареха была аскиня, дочь Корсуни Златогорки. И ещё у Германареха был сын Радовер, что был молод и красив собою.
И задумал Германарех покорить весь белый свет. И так, собравши воинов своих, двинулся в поход. И покорил он полсвета, и так дошёл до границ Русколани. И тут сказал ему сын Радовер: «Не покорится нам Русь, ибо там Бус вместе с братьями своими и сёстрами сражается на два поля. Бус – с гуннами, а против нас бьётся сестра его Светлида, что сильна, будто сама Матерь Слава!»
Но Германарех возразил: «Коль не хочет покоряться Русь в бою, подчиню её, как муж – жену свою! И так буду свататься я к Светлиде, ибо семьи наши не раз роднились!» Услышав о том, сын его Радовер усмехнулся в сердце своём, ибо отец его пережил девяносто лет и уже похоронил всех своих жён: «В том тебе помочь может только сам владыка Нави!»
Только это сказано было, как явился им змей Каранджель чёрным Странником. И так рёк Германареху: «Твои годы, царь, невелики, раз молод ты желаниями! Вспомни, как праотец Старый Арий женился на Росиде, когда ему уже минуло двести лет, а отец его гулял на той свадьбе и отмечал свой пятисотый год! И я помогу тебе заполучить в жёны сестрицу Буса!»

И так отправились Германарех, сын его Радовер и служивший им волшебник-змей Каранджель через море к Сурож-граду, где в зимнюю пору жила Светлида в замке на горах. И тот Сурож-град был велик и славен, как сам Царьград, и построен был теми же ромейскими мастерами, коих присылал Бусу император Константин в знак дружбы.
И шли в том граде праздники Зимнего Солнца, когда Сивый спорил с богом Ярилою из-за суженой его Зимцерлы Суревны. И, по совету Каранджеля, Сивым предстал на празднике сам царь Германарех и стал свататься к царевне.
Но рекла ему Бусова сестра:
- Исполни три трудные задачи. Вначале построй лодку из прялки моей, проплыви на ней по морю и привези с той стороны Чёрного моря – розу. Затем покажи силу свою и мудрость – метни прочь с дороги войны камень Марабель. И исполни третье заданье – одолей меня вбою!»

Германарех тогда поклонился и начал, как умел, мастерить из прялки лодочку. Да только можно ли будет на ней плыть? И тут у ног его завился чёрной змейкой дракон Каранджель и зашипел по-змеиному: «Это дело не осилить без чар колдовских!»
И так обратил он старого царя – в паука. И тот паук стал прясти, и ткать, и вышивать узоры: вышил он Чёрное море, и посреди него - чёрную скалу, а на острове – чёрную розу. Вслед за тем паук завернулся в паутину, завертелся и вновь обернулся царём, и преподнёс невесте цветок.

Затем змей Каранджель, обладавший перстнем с осколком камня Марабель, исполнил и второе желание царевны: метнул камень раздора прочь за горы высокие. И так Германарех заключил мир меж Готией и Русколанью. А когда время пришло для исполнения третьего заданья, Каранджель сам принял лик Германареха и сошёлся в бою с Лебедью. Был он облачён в кольчугу Сварога, и владел неодолимым мечом-крестом, и выбил из рук царевны её меч.

И так три задания были выполнены, и Германарех обручился со Светлидою, а вскоре была сыграна и свадьба. И на ту свадьбу прибыли Бус Белояр с Ярославною, и все его братья и сёстры. И так говорил Бус сестре своей: - Ты должна вернуться со мною в Кияр-град! Улети со свадьбы Белой Лебедью! И так ты снова станешь вольною! Ибо новой войны – не избежать, коли у старика молодая невеста…
Но отвечала сестра ему с печалью:
- Я – царевна и должна исполнять закон и держать слово своё!

А после свадьбы вернулся Германарех с невестою в Асенъ-град. И приняла там Светлида готское имя – Сванхильда. И жила она со стариком, будто птица в клетке. И вот прошло три года, и нарушил своё слово Германарех, и пошёл войною по полночному краю, подвластному Русколани. Сванхильду же, супругу свою, оставил вековать в замке, а сторожем при ней оставил сына Радовера. И того Радовера змей морской Каранджель подговаривал овладеть лебединой девой и стать втайне отцом наследника, и так самому занять место старого отца на троне, ибо тот уже засиделся и пережил всемя своё… Радовер, распалившись от слов тех, явился ко княгине на крыльцо в ночи и тихо позвал её: «Открой мне, сердце моё! Грозный отец мой ныне далече, за тридевять земель воюет! Я же не могу без тебя, как без Солнца ясного, и не могу ни есть, ни пить, ни даже спать в ночи тёмной!»
И открыла двери Сванхильда дерзкому юноше, и говорила ему, что не имеет сил противиться, ведь со старцем жить – быть всегда одинокой.
И вот в положенный срок понесла Сванхильда, и родила дитя, и дала ему имя: Хлодвиг. И провозгласили его сыном Германареха, рождённым чудом от двух отцов благодаря морскому богу Каранджелю, ибо сам царь Германарех был три года в походе. И потому прозвали младенца, зачатого будто от ветра морского,- также и Моревеем.

И тут явился Каранджель к царю Германареху и поведал ему о той измене. И вскипела кровь в жилах у грозного царя. И спешно поскакал он в стольный град свой. И, явившись в замке, увидел он в люльке младенца и грозно вскричал:
- Есть ли ещё у меня верные слуги? Схватите жену мою неверную и сына, изменившего мне, государю и отцу своему, и предайте их лютой казни!
И так обезумевший царь казнил сына своего, и закачалось на виселице тело его посреди чистого поля, где клевали его очи вороны чёрные. А затем слуги царя и княгиню Сванхильду казнили – привязали ко двум коням и размыкали её тело белое по кочкам и оврагам, и растащили клочки её звери дикие. И только внука своего, младенца невинного Хлодвига Моревея, пощадил грозный царь.
И привело то злодеяние великое, свершённое по козням змея, к бедам неисчислимым, крушению царства и пролитию рек крови…

Война меж Готией и Русколанью из-за гибели Светлиды. Битва на Дунае и гибель Златогора. Славяне занимают Балканы, Карпаты и Тавриду (345 – 349 гг.). смерть Германареха в 358 году.

И было это на семнадцатом году правления Буса. И тогда в ответ на злодеяние и обиду рода русского князь Бус Белояр вместе с братьями своими двинулся на готов как лавина или как лев на охотников, напавших из засады. И прокатилась та война, как пожар, по степям и лесам, и по всей Руси от Волги до Дуная кровь лилась реками. И так длилась та война пять лет. И вот Германарех увидел, что объединились и ополчились на него все племена и роды полночных княжеств и стран, и ужаснулся, и бежал в беспамятстве от страха великого в пределы Готии. А когда подошли рати русколанские ко Карпатам и Дунай-реке, выслал навстречу послов для замирения. И так сказал послам тем Бус Белояр:
«Ступайте и передайте царю своему от брата Сванхильды, замученной им. С давних пор роды готских царей были чтимы предками моими, как роды братские и дружественные, и сыновья и дочери наши не раз соединялись в браке друг с другом. Но ныне нанесена нам обида великая, и не должны мы теперь сего, и потому призываем мы старого царя готов к суду правому, а нет – будет сеча, и пусть Отец наш Сварог – рассудит нас!» И как сказаны были слова те, сошлись в битве русколаны и готы, и многие славные витязи головы положили в битве тойлютой.

И было так, что среди битвы выступил из рядов русколан князь Златогор с мечом Святогора. И призвал он Германареха помериться силою и постоять за честь рода: «Приди, царь, сразимся мы с тобой, один на один – ты да я».
И был Златогор исполинского роста и одет в витую кольчугу, на голове златокудрой носил клёпаный шлем, и пластина защищала лоб в три пяди. Древко же копья его было выточено из цельного ствола столетнего кедра. А меч предка Святогора сверкал пламенем и одним только видом своим наводил ужас на вражьи рати. И тут испугался Германарех, чуя гибель свою, но дракон Каранджель принял лик царя и, выйдя на поле брани вместо него, обнажил корд-меч Седыя, сотрясающий Вселенную.

И не хотел отпускать Бус Белояр на поединок брата своего, но не послушал его Златогор, защищая честь свою и рода Святогорова.
И так Златогор украсил стройный стан княжескими доспехами, усыпанными жемчугами, надел на златокудрую главу шлем, подобный маковке на храме, а окованный булатом щит перебросил чрез левое плечо, а меч Святогоров укрепил с левого бока. Затем он подхватил правой рукой копьё и, вскочив на коня златогривого, поскакал навстречу врагу. И они сшиблись в поле чистом, и обломали копья, и ударились затем мечами, и от стука их мечей будто гром гремел, и слышен он был с утра до девяти часов пополудни.
Но иссякли силы Златогоровы от ударов корда Седыя, ибо каждый тот удар подрезал нить его жизни, и он слабел, будто проносились над главой его годы, и златые кудри его седели, а из рук уходила сила богатырская. И как был в прошлом поражён от ударов того меча сам Святогор, так и Златогор рухнул будто дуб, подрубленный Смертью.
И тогда сам князь Яр Бус, подняв над головою горсть родной земли, воззвал к Матери Славе и Вышнему: - Матерь Слава и Всевышний! Явите силу свою нам! Изгоните дракона Каранджеля! Сокрушите зло Марабель-камня!
И тут Вышний-бог с небес метнул злату молнию в Марабель-камень. И содрогнулся дракон Каранджель, и бежал за горы высокие, и нырнул в море Чёрное! И тут явились на призыв Матери Славы из лесов волшебницы во главе с сестрами Буса – Любляною, Миреною и Ирьяною. И повели они рати лесных дев в бой лютый.
А Бус Белояр повёл рати русов. И тут готы в страхе попятились и побежали, будто прах, гонимый бурею. И птица Матерь Слава летала над конницей вражьей, сметая ворогов. И готы в страхе прятались в чащах и болотах, где и погибали без славы…

А Бус Белояр, обнаживши златой меч, везде искал Германареха. И вот увидел он шатёр царский, и, зайдя, нашёл там Германареха, стоящего на коленях пред колыбелью детской, в которой спал внук его Хлодвиг. Узрев Буса, царь вскочил, дабы поразить его мечом. Но Бус отразил меч и сам нанёс удар Германареху, разбил латы и ранил его в бок…
И пал Германарех, обливаясь кровью… Но тут в люльке заплакал младенец, и Бус опустил свой меч, и так укорил поверженного:
- Ты наказан за пролитую кровь! Но мы ищем не мести, а только лишь справедливости суда. Ты не знал, что есть в мире прощенье, так вот тебе оно! Ступай же с ним прочь, безумный старик!
И бежал Германарех сам-друг, и явился в Асенъ-граде без войска. А готские бояре, узнав о его поражении тяжком, меж собой заговорили: «До каких пор ещё будут течь потоки крови мужей готских? Доколе нам в страхе дрожать от кровожадного царя? Разве не истреблял он достойных сородичей наших и не сгубил сына своего и жену?»
Это и ещё многое иное говорили о нём друг другу бояре, и не подчинялись ему более, и не дали воинов. И так он погубил славу свою, и жил затем в болезни и хуле ещё семь лет, пока не призвал он сам Марену, дабы та срезала нить его никчёмной жизни.

А на Дунае тогда Бус Белояр учреждал союз меж славянами: «И так отныне мы обрели эту землю, которую полили кровью своей! И пусть род Волгара – займёт Балканы, а в Тавриде – будет править род Гвидона! А здесь, на Карпатах, где Морава втекает в Дунай Белый, будет сидеть род Словена, далее же за Дунаем – будут земли Мирены, Ирены и Любляны!
А Словен-князь пред войском такую речь рёк:
- Здесь сядет наш род, и то будет вено за кровь Светлиды! Сей край нам указала сама Матерь Слава и отвоевала его крыльями своими! А после на тризне в память князя Златогора пел Боян, сын Бусов, и слушали его песнь русичи, поминая всех павших воинов… И затем князь Бус Белояр и русичи вернулись с честью и славой в Белые горы и на Русь Святую.
Великий князь Русколани Бус из рода Белояров отвоевал Тавриду и освободил суренжан от очередных поработителей. Сурож вместе со всей Тавридой стал вновь славянским краем.
В это время Сурож пережил небывалый расцвет, он стал чуть не самым значительным городом Причерноморья, стал спорить по своему значению, по торговле, по количеству жителей и храмов с Константинополем. Никогда со времени Буса Сурож не достигал таких вершин славы. С тех пор, вначале медленно и незаметно, он клонился к упадку. А в то время была полностью застроена Крепостная гора, великолепный храмовый комплекс занимал Болванную гору, также ограждённую крепостными стенами. В этих храмах, по свидетельству «Книги Велеса», славили солнечных богов Сурью, Хорса и Ярилу. Также там были святилища прародителей солнечной династии славянских царей: Яра, Ария Оседня, Яруны, Арияны и самого Буса Белояра.

В книге Е.И. Лопушинской «Крепость в Судаке» утверждается, что Приморское укрепление, раскопанное Фронджуло М.А. в 1968 году, принадлежит не VI, как он считал, а IV веку н.э., то есть временам Буса Белояра. Она полагала, что тогда стены были возведены на манер византийских, и сделала этот вывод на основании сходства найденной кладки с кладкой Золотых Ворот в Константинополе. Со времён Буса Белояра в Суроже также начало крепнуть христианство.вначале, надо полагать, в виде арианства, а потом и в виде византийского православия. Христианскую религию византийцы стали использовать с целью нового порабощения и эллинизации Причерноморья. И это быстро привело византийцев к успеху. Уже через двести лет после времени Буса, то есть в 580-590-е годы н.э. князь Криворог из рода Белояров был вынужден совершить поход из Воронежской Руси на Сурож, ибо в нём греки захватили власть, славянские храмы были разорены и боги славян были «повержены в прах». Это был поход в защиту древней веры.

Белояр Криворог победил греческое (христианское) войско. С этого времени Сурож, согласно «Книге Велеса», перестал считаться русской землей, несмотря на то, что в нём продолжали жить в основном славяне, ибо по вере он стал преимущественно греческим. Белояр Криворог только прекратил преследования славян древнего вероисповедания и восстановил служение в некоторых храмах. Где, судя по всему, оно продолжалось до VIII века н.э., когда понадобилось вновь на защиту древних святынь идти вначале Бравлину I (ок. 660 г.н.э.), а потом и Бравлину II (790 г.).

Итак, Ягайло принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным походом был поход 811 года на греко-римские колонии Черноморья. К нему готовилась тогда великая армия. Из Новгорода пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ратям Бравлина присоединилась ясмудь. А в Киеве собрались также воины местных родов: поляне, древляне, северяне и т. д. К тому же Бравлин ждал всю зиму 810-811 годов подкрепления от западных родичей, от вендов.

После затмения Бравлин сказал, "чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас" (Лют II, 7).

То есть Бравлин и Ягайло надеялись на поддержку родичей, с коими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: "Итак сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца.
И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили". К тому же это оказалось очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским царем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам император Никифор и Крум сделал из его черепа позолоченный кубок.

Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии согласованно, потому ее колонии в Крыму остались без защиты метрополии. В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайло. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и готами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его отвоевывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и вечевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.

Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там "наши боги повержены во прах...", ибо в Суроже началась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за поверженные святыни. Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В Житии Стефана Сурожского о сем сказано так: "И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришел к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошел к церкви, к Святой Софии..."

Причем очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морской набег и на Южный берег Черного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно Житию Иоанна Амастридского). Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайло Ган тогда стал идейным вдохновителем создания империи Бравлина, раскинувшейся от Балтики до Понта (Черного моря). В те же времена, когда Ягайло вместе с воинами Бравлина воевал в южных краях, к нему попали летописи Руси Сурожской и Тмутараканской, где хранились также манускрипты Древней Русколани.

Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время праздника Радогоща, стали включаться предания о временах Буса Белояра и более древних. Тогда же, очевидно, он более тесно ознакомился и с традицией христианской в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому времени восьмивековую историю. И тут следует заметить, что так называемые язычники выступали против поругания своих святынь, но не рушили чужих. И думаю, именно потому в "дощечках" появляются и несколько выражений, созвучных христианской литургии, а также оригинальная, исходящая из славянской традиции трактовка некоторых событий, известных также по библейской истории. И именно в то время Ягайло обратился с призывом к единению всех славянских и союзных славянам родов в мощный союз...

После правления Бравлина малосвязанная политически "империя" стала распадаться. В Новгороде власть перешла к князю Буривому. А в Киеве стал править, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн Руста называл Хакан Рус), и он потом правил до 40-х годов IX века. Все эти тридцать лет Ягайло, судя по всему, был далек от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, даже их имен нет в "Книге Велеса".

И есть основание полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайло рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (Перунца), в коей нетрудно узнать Юпитера. Так, включая в славянскую ведическую службу элементы античного богослужения, Ягайло стремился укрепить древнюю веру среди греко-римской части населения Сурожа...

Потом, по свидетельству Ягайлы, "Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи" (Лют III, 6). Итак, в 864 году, на 73-м году жизни (как мы полагаем), Ягайло был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. С семьей он возвратился на родину, в Новгород Великий...

Византия постаралась вытравить все остатки былой Сурожской Руси, что сказывалось и в договорах с Игорем и Святославом, чтобы русы не имели никаких притязаний на земли бывшей Сурожской Руси, и особенно остро это чувствовалось тогда, когда в Тавриде появилось Удельное Русское Тмутараканское княжество и когда даже столица - Боспор - именовалась в императорских указах как Россия, через два "с".

Сурожская крепость

Славяне, коренные суренжане, наряду с греками и готами, потом жили в Суроже (Сугдее, Солдайе), по-видимому, вплоть до времени турецкого завоевания, то есть до конца XV века н.э., постепенно уменьшаясь числом. Они пережили и время владычества Византии, и Хазарии, и Дешт-и-Кыпчака, и Золотой Орды. В XIII веке в Суроже появились венецианцы и геннуэзцы, которые отреставрировали старую крепость, построенную ещё во времена Буса Белояра и возвели новые башни на месте старых, разрушенных временем. При этом старая планировка Сурожской крепости. Две линии её крепостных стен (вначале деревянных, а потом каменных) упоминаются ещё в «Книге Велеса».

Сохранились многочисленные документы того времени, и, согласно им, тогда город приходил в упадок, генуэзцам и венецианцам не хватало средств даже на реставрацию крепости, да и сам городской гарнизон составлял не более трёх десятков человек. И во всех документах говорится об упадке города, о его запустении из-за конкуренции с соседней Кафой (Феодосией)… А современные историки приписывают строительство города, мощных укреплений этому времени! Нет, расцвет Сурожа принадлежит более древним эпохам. И только после того как турки в 1475 году взяли Сурож, крепость была разрушена, а население бежало. На Руси же выходцами из Сурожской Руси основано два Сурожа (в Брянской и Витебской областях), а также город Судогда во Владимирской области…

Три столетия древний Сурож лежал в развалинах при турках, а новый город Судак стал расти уже после прихода в Крым русских войск в XVIII столетии.

© Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.

Скачать файл 1.93 МВ.




Сурожская Русь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Согласно «Книге Велеса», Сурож был русским городом, столицей Сурожской Руси на Чёрном море, где славяне жили с VIII века до н.э.Потом были там византийцы, готы, греки, потом венецианцы и генуэзцы, затем татары и турки… Каждый народ, живший на этой земле, давал городу свои имена (ирано-аланское - Сугрея, генуэзское - Солдайя, турецкое - Судак, русское - Сурож).

Существуют древние свидетельства о таврах-уличах в «Махабхарате». В книге царских собраний «Сабха-парве» (кн. 21) «О завоевании северных стран» можно найти рассказ о том, как после знаменитой битвы на поле Курукшетра герой Арджуна двинулся на завоевание северных кимерийских стран Кимпурушаварша, лежащих за Гималаями. И покорил некие племена «улука» рядом с «синдами», кои поклонялись Индре-Парджанье (Перуну). Очевидно, речь идёт именно об уличах-таврах, которые жили рядом с синдами (кавказские синды из окрестностей Синдики, древней Анапы). И «Книга Велеса» также помнит о этом походе Арджуны, которого именуют древним славянским и арийским князем Яруной, пришедшим из Пенжа. Именно он, согласно традиции, распространял в этих землях ведическую веру, традицию почитания Вышня-Всевышнего.
.

Греки (эллины) в Суроже

В «Книге Велеса» сказано о том, как греки в IV веке до н.э. захватили Сурож. «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, всё осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой» (Троян II, 2).

Так Сурож стал греческим. Известно что войска афинского полководца Перикла в это время (а именно в 437 году до н.э.) сделали рейд по причерноморским городам. Афиняне этот город назвали Афинион, в честь Афин, откуда явились тогда греки.

Сарматы-аланы в Суроже

В 212 году н.э. сарматы-аланы пришли на помощь угнетённым славянам и изгнали греческих поработителей. Тогда же на месте деревянных и насыпных укреплений Сурожа возвели каменные стены. Город стал тогда называться по-алански Сугдеей (от иранского «священный»).

В одной христианской рукописи XII века, в Синаксарии («Житии святых»), сохранившейся в монастыре на острове Халки, в Турции, написано: «Построена крепость Сугдеи в 5720 г.». Речь идёт о 212 годе н.э. «Мы - славные потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы - кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов и с пением идём во Сваргу синюю» (Род IV, 4:3). Согласно славянским мифам, Дажьбог был внуком Велеса, рождённого Коровой Земун. Одно из сакральных имён Велеса: Тавр. И значит это имя «бык». То есть тавры, древние жители Крыма-Тавриды - это и есть сурожцы. Их же «Книга Велеса» именует тиверцами.

Археологически культура тавров (керамика) совершенно идентична более поздней культуре тиверцев-уличей, живших у устья Днестра в раннем Средневековье.

Таврами их называли греки, а сами себя они называли по именам своих прародителецй. Во-первых: русами, ибо были потомками Роси, матери Дажьбога. Во-вторых тиверцами, ибо были также потомками Тавра-Велеса. Сурья и Земун родили Велеса, потом Велес и Азова родили Рось, а она от Перуна родила Дажьбога. От Дажьбога и пошли русы, которых и «Книга Велеса» и «Слово о полку Игореве» именует Дажьбожьими внуками. Сурожцы помнили о первом отце Солнце-Сурье, в честь которого они и назвали Сурож-град. И другое их название - уличи напоминает о том, что они разводили в ульях пчёл, и делали из мёда священный солнечный напиток: сурицу.

Само имя древних жителей Тавриды, «тавров», обычно толкуется как «коровичи», ибо «таврос» по-гречески также значит «бык»…

Готы в Суроже

Потом на краткое время власть в городе перешла к готам, и эта местность была завоёвана в 237 году конунгом Книвом. В то время граница между прагерманскими (вандальскими) и праславянскими (венедскими) Родами ещё не была проведена, потому в дощечках «Книги Велеса» в отличие от германских анналов, этот конунг имеет также славянское имя Кий Готский.

Затем Сурож (Суренжаньское княжество) входит в империю Германареха, внука Книва, то есть становится частью Остроготии.

Германарех сватается к сестре Буса и затем женится на Светлиде. Радовер и Светлида (Рандер и Сванхильда) изменяют Германареху и гибнут.

И так Яр Бус и Эвелисия, приняв венцы золотые, стали править в Кияр-граде в Белых горах. И Эвелисия взяла по мужу имя - Ярославна.

А на запад от Русколани в Асенъ-граде Готском правил царь Германарех, сын Аскиальва. Матерью же Германареха была аскиня, дочь Корсуни Златогорки. И ещё у Германареха был сын Радовер, что был молод и красив собою.

И задумал Германарех покорить весь белый свет. И так, собравши воинов своих, двинулся в поход. И покорил он полсвета, и так дошёл до границ Русколани. И тут сказал ему сын Радовер: «Не покорится нам Русь, ибо там Бус вместе с братьями своими и сёстрами сражается на два поля. Бус - с гуннами, а против нас бьётся сестра его Светлида, что сильна, будто сама Матерь Слава!»

Но Германарех возразил: «Коль не хочет покоряться Русь в бою, подчиню её, как муж - жену свою! И так буду свататься я к Светлиде, ибо семьи наши не раз роднились!» Услышав о том, сын его Радовер усмехнулся в сердце своём, ибо отец его пережил девяносто лет и уже похоронил всех своих жён: «В том тебе помочь может только сам владыка Нави!»

Только это сказано было, как явился им змей Каранджель чёрным Странником. И так рёк Германареху: «Твои годы, царь, невелики, раз молод ты желаниями! Вспомни, как праотец Старый Арий женился на Росиде, когда ему уже минуло двести лет, а отец его гулял на той свадьбе и отмечал свой пятисотый год! И я помогу тебе заполучить в жёны сестрицу Буса!»

И так отправились Германарех, сын его Радовер и служивший им волшебник-змей Каранджель через море к Сурож-граду, где в зимнюю пору жила Светлида в замке на горах. И тот Сурож-град был велик и славен, как сам Царьград, и построен был теми же ромейскими мастерами, коих присылал Бусу император Константин в знак дружбы.

И шли в том граде праздники Зимнего Солнца, когда Сивый спорил с богом Ярилою из-за суженой его Зимцерлы Суревны. И, по совету Каранджеля, Сивым предстал на празднике сам царь Германарех и стал свататься к царевне.

Но рекла ему Бусова сестра:

— Исполни три трудные задачи. Вначале построй лодку из прялки моей, проплыви на ней по морю и привези с той стороны Чёрного моря - розу. Затем покажи силу свою и мудрость - метни прочь с дороги войны камень Марабель. И исполни третье заданье - одолей меня вбою!»

Германарех тогда поклонился и начал, как умел, мастерить из прялки лодочку. Да только можно ли будет на ней плыть? И тут у ног его завился чёрной змейкой дракон Каранджель и зашипел по-змеиному: «Это дело не осилить без чар колдовских!»

И так обратил он старого царя - в паука. И тот паук стал прясти, и ткать, и вышивать узоры: вышил он Чёрное море, и посреди него — чёрную скалу, а на острове - чёрную розу. Вслед за тем паук завернулся в паутину, завертелся и вновь обернулся царём, и преподнёс невесте цветок.

Затем змей Каранджель, обладавший перстнем с осколком камня Марабель, исполнил и второе желание царевны: метнул камень раздора прочь за горы высокие. И так Германарех заключил мир меж Готией и Русколанью. А когда время пришло для исполнения третьего заданья, Каранджель сам принял лик Германареха и сошёлся в бою с Лебедью. Был он облачён в кольчугу Сварога, и владел неодолимым мечом-крестом, и выбил из рук царевны её меч.

И так три задания были выполнены, и Германарех обручился со Светлидою, а вскоре была сыграна и свадьба. И на ту свадьбу прибыли Бус Белояр с Ярославною, и все его братья и сёстры. И так говорил Бус сестре своей: — Ты должна вернуться со мною в Кияр-град! Улети со свадьбы Белой Лебедью! И так ты снова станешь вольною! Ибо новой войны - не избежать, коли у старика молодая невеста…

Но отвечала сестра ему с печалью:

— Я - царевна и должна исполнять закон и держать слово своё!

А после свадьбы вернулся Германарех с невестою в Асенъ-град. И приняла там Светлида готское имя - Сванхильда. И жила она со стариком, будто птица в клетке. И вот прошло три года, и нарушил своё слово Германарех, и пошёл войною по полночному краю, подвластному Русколани. Сванхильду же, супругу свою, оставил вековать в замке, а сторожем при ней оставил сына Радовера. И того Радовера змей морской Каранджель подговаривал овладеть лебединой девой и стать втайне отцом наследника, и так самому занять место старого отца на троне, ибо тот уже засиделся и пережил всемя своё… Радовер, распалившись от слов тех, явился ко княгине на крыльцо в ночи и тихо позвал её: «Открой мне, сердце моё! Грозный отец мой ныне далече, за тридевять земель воюет! Я же не могу без тебя, как без Солнца ясного, и не могу ни есть, ни пить, ни даже спать в ночи тёмной!»

И открыла двери Сванхильда дерзкому юноше, и говорила ему, что не имеет сил противиться, ведь со старцем жить - быть всегда одинокой.

И вот в положенный срок понесла Сванхильда, и родила дитя, и дала ему имя: Хлодвиг. И провозгласили его сыном Германареха, рождённым чудом от двух отцов благодаря морскому богу Каранджелю, ибо сам царь Германарех был три года в походе. И потому прозвали младенца, зачатого будто от ветра морского,- также и Моревеем.

И тут явился Каранджель к царю Германареху и поведал ему о той измене. И вскипела кровь в жилах у грозного царя. И спешно поскакал он в стольный град свой. И, явившись в замке, увидел он в люльке младенца и грозно вскричал:

— Есть ли ещё у меня верные слуги? Схватите жену мою неверную и сына, изменившего мне, государю и отцу своему, и предайте их лютой казни!

И так обезумевший царь казнил сына своего, и закачалось на виселице тело его посреди чистого поля, где клевали его очи вороны чёрные. А затем слуги царя и княгиню Сванхильду казнили - привязали ко двум коням и размыкали её тело белое по кочкам и оврагам, и растащили клочки её звери дикие. И только внука своего, младенца невинного Хлодвига Моревея, пощадил грозный царь.

И привело то злодеяние великое, свершённое по козням змея, к бедам неисчислимым, крушению царства и пролитию рек крови…

Война меж Готией и Русколанью из-за гибели Светлиды. Битва на Дунае и гибель Златогора. Славяне занимают Балканы, Карпаты и Тавриду (345 - 349 гг.). смерть Германареха в 358 году.

И было это на семнадцатом году правления Буса. И тогда в ответ на злодеяние и обиду рода русского князь Бус Белояр вместе с братьями своими двинулся на готов как лавина или как лев на охотников, напавших из засады. И прокатилась та война, как пожар, по степям и лесам, и по всей Руси от Волги до Дуная кровь лилась реками. И так длилась та война пять лет. И вот Германарех увидел, что объединились и ополчились на него все племена и роды полночных княжеств и стран, и ужаснулся, и бежал в беспамятстве от страха великого в пределы Готии. А когда подошли рати русколанские ко Карпатам и Дунай-реке, выслал навстречу послов для замирения. И так сказал послам тем Бус Белояр:

«Ступайте и передайте царю своему от брата Сванхильды, замученной им. С давних пор роды готских царей были чтимы предками моими, как роды братские и дружественные, и сыновья и дочери наши не раз соединялись в браке друг с другом. Но ныне нанесена нам обида великая, и не должны мы теперь сего, и потому призываем мы старого царя готов к суду правому, а нет - будет сеча, и пусть Отец наш Сварог - рассудит нас!» И как сказаны были слова те, сошлись в битве русколаны и готы, и многие славные витязи головы положили в битве тойлютой.

И было так, что среди битвы выступил из рядов русколан князь Златогор с мечом Святогора. И призвал он Германареха помериться силою и постоять за честь рода: «Приди, царь, сразимся мы с тобой, один на один - ты да я».

И был Златогор исполинского роста и одет в витую кольчугу, на голове златокудрой носил клёпаный шлем, и пластина защищала лоб в три пяди. Древко же копья его было выточено из цельного ствола столетнего кедра. А меч предка Святогора сверкал пламенем и одним только видом своим наводил ужас на вражьи рати. И тут испугался Германарех, чуя гибель свою, но дракон Каранджель принял лик царя и, выйдя на поле брани вместо него, обнажил корд-меч Седыя, сотрясающий Вселенную.

И не хотел отпускать Бус Белояр на поединок брата своего, но не послушал его Златогор, защищая честь свою и рода Святогорова.

И так Златогор украсил стройный стан княжескими доспехами, усыпанными жемчугами, надел на златокудрую главу шлем, подобный маковке на храме, а окованный булатом щит перебросил чрез левое плечо, а меч Святогоров укрепил с левого бока. Затем он подхватил правой рукой копьё и, вскочив на коня златогривого, поскакал навстречу врагу. И они сшиблись в поле чистом, и обломали копья, и ударились затем мечами, и от стука их мечей будто гром гремел, и слышен он был с утра до девяти часов пополудни.

Но иссякли силы Златогоровы от ударов корда Седыя, ибо каждый тот удар подрезал нить его жизни, и он слабел, будто проносились над главой его годы, и златые кудри его седели, а из рук уходила сила богатырская. И как был в прошлом поражён от ударов того меча сам Святогор, так и Златогор рухнул будто дуб, подрубленный Смертью.

И тогда сам князь Яр Бус, подняв над головою горсть родной земли, воззвал к Матери Славе и Вышнему: — Матерь Слава и Всевышний! Явите силу свою нам! Изгоните дракона Каранджеля! Сокрушите зло Марабель-камня!

И тут Вышний-бог с небес метнул злату молнию в Марабель-камень. И содрогнулся дракон Каранджель, и бежал за горы высокие, и нырнул в море Чёрное! И тут явились на призыв Матери Славы из лесов волшебницы во главе с сестрами Буса - Любляною, Миреною и Ирьяною. И повели они рати лесных дев в бой лютый.

А Бус Белояр повёл рати русов. И тут готы в страхе попятились и побежали, будто прах, гонимый бурею. И птица Матерь Слава летала над конницей вражьей, сметая ворогов. И готы в страхе прятались в чащах и болотах, где и погибали без славы…

А Бус Белояр, обнаживши златой меч, везде искал Германареха. И вот увидел он шатёр царский, и, зайдя, нашёл там Германареха, стоящего на коленях пред колыбелью детской, в которой спал внук его Хлодвиг. Узрев Буса, царь вскочил, дабы поразить его мечом. Но Бус отразил меч и сам нанёс удар Германареху, разбил латы и ранил его в бок…

И пал Германарех, обливаясь кровью… Но тут в люльке заплакал младенец, и Бус опустил свой меч, и так укорил поверженного:

— Ты наказан за пролитую кровь! Но мы ищем не мести, а только лишь справедливости суда. Ты не знал, что есть в мире прощенье, так вот тебе оно! Ступай же с ним прочь, безумный старик!

И бежал Германарех сам-друг, и явился в Асенъ-граде без войска. А готские бояре, узнав о его поражении тяжком, меж собой заговорили: «До каких пор ещё будут течь потоки крови мужей готских? Доколе нам в страхе дрожать от кровожадного царя? Разве не истреблял он достойных сородичей наших и не сгубил сына своего и жену?»

Это и ещё многое иное говорили о нём друг другу бояре, и не подчинялись ему более, и не дали воинов. И так он погубил славу свою, и жил затем в болезни и хуле ещё семь лет, пока не призвал он сам Марену, дабы та срезала нить его никчёмной жизни.

А на Дунае тогда Бус Белояр учреждал союз меж славянами: «И так отныне мы обрели эту землю, которую полили кровью своей! И пусть род Волгара - займёт Балканы, а в Тавриде - будет править род Гвидона! А здесь, на Карпатах, где Морава втекает в Дунай Белый, будет сидеть род Словена, далее же за Дунаем - будут земли Мирены, Ирены и Любляны!

А Словен-князь пред войском такую речь рёк:

— Здесь сядет наш род, и то будет вено за кровь Светлиды! Сей край нам указала сама Матерь Слава и отвоевала его крыльями своими! А после на тризне в память князя Златогора пел Боян, сын Бусов, и слушали его песнь русичи, поминая всех павших воинов… И затем князь Бус Белояр и русичи вернулись с честью и славой в Белые горы и на Русь Святую.

Великий князь Русколани Бус из рода Белояров отвоевал Тавриду и освободил суренжан от очередных поработителей. Сурож вместе со всей Тавридой стал вновь славянским краем.

В это время Сурож пережил небывалый расцвет, он стал чуть не самым значительным городом Причерноморья, стал спорить по своему значению, по торговле, по количеству жителей и храмов с Константинополем. Никогда со времени Буса Сурож не достигал таких вершин славы. С тех пор, вначале медленно и незаметно, он клонился к упадку. А в то время была полностью застроена Крепостная гора, великолепный храмовый комплекс занимал Болванную гору, также ограждённую крепостными стенами. В этих храмах, по свидетельству «Книги Велеса», славили Светлых Богов Сурью, Хорса и Ярилу. Также там были святилища прародителей солнечной династии славянских царей: Яра, Ария Оседня, Яруны, Арияны и самого Буса Белояра.

В книге Е.И. Лопушинской «Крепость в Судаке» утверждается, что Приморское укрепление, раскопанное Фронджуло М.А. в 1968 году, принадлежит не VI, как он считал, а IV веку н.э., то есть временам Буса Белояра. Она полагала, что тогда стены были возведены на манер византийских, и сделала этот вывод на основании сходства найденной кладки с кладкой Золотых Ворот в Константинополе. Со времён Буса Белояра в Суроже также начало проникать и крепнуть с Византии христианство. Вначале, надо полагать, в виде арианства, а потом и в виде византийского правоверия. Христианскую религию византийцы стали использовать с целью нового порабощения и эллинизации Причерноморья. И это быстро привело византийцев к успеху.
Уже через двести лет после времени Буса, то есть в 580-590-е годы н.э. князь Криворог из рода Белояров был вынужден совершить поход из Воронежской Руси на Сурож, ибо в нём греки захватили власть, славянские храмы были разорены и Боги славян были «повержены в прах». Это был поход в защиту древней ВЪры.

Белояр Криворог победил греческое (христианское) войско. Но по сути с этого времени Сурож, согласно «Книге Велеса», перестал считаться русской землей, несмотря на то, что в нём продолжали жить в основном славяне, ибо по вере он стал преимущественно греческим. Белояр Криворог только прекратил преследования славян древнего вероисповедания и восстановил служение в некоторых храмах. Где, судя по всему, оно продолжалось до VIII века н.э., когда понадобилось вновь на защиту древних святынь идти вначале Бравлину I (ок. 660 г.н.э.), а потом и Бравлину II (790 г.).

Итак, Ягайло принимал участие во всех славных походах князя Бравлина. И первым победоносным походом был поход 811 года на греко-римские колонии Черноморья. К нему готовилась тогда великая армия. Из Новгорода пришли словене и венды, а также ильмеры. По пути к ратям Бравлина присоединилась ясмудь. А в Киеве собрались также воины местных родов: поляне, древляне, северяне и т. д. К тому же Бравлин ждал всю зиму 810-811 годов подкрепления от западных родичей, от вендов.

После затмения Бравлин сказал, «чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своём золотом ложе (то есть на западе, на прежней родине). И там их земля есть. Об этом Сварог Отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас» (Лют II, 7).

То есть Бравлин и Ягайло надеялись на поддержку родичей, с коими тогда (всего тридцать лет спустя после исхода из Старгорода) сохранялись родственные связи. И помощь пришла: «Итак сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца.

И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили». К тому же это оказалось очень удобное время для похода, ибо тогда Византия была вовлечена в войну с болгарским царем Крумом, в коей вскоре (в том же 811 году) пал сам император Никифор и Крум сделал из его черепа позолоченный кубок.

Можно даже предположить, что Бравлин II и болгарский хан Крум действовали против Византии согласованно, потому её колонии в Крыму остались без защиты метрополии. В поход на Сурож воинов воодушевлял волхв Ягайло. Он рассказывал о битвах прошлых столетий с греками и готами в землях Сурожской Руси и о том, как греки приходили и захватывали Сурож, а русичам не раз приходилось его отвоёвывать. Это свершал и Бус Белояр, и Белояр Криворог, и последний раз восстановил древнее богопочитание и вечевую власть дед Бравлина II, князь Бравлин I.

Но вот снова греки стали русичей притеснять, и потому там «наши Боги повержены во прах…», ибо в Суроже началась насильственная христианизация. И это значит, что нужно отплатить грекам и готам за поверженные святыни. Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушающим. В Житии Стефана Сурожского о сем сказано так: «И пленил (Бравлин) все от Корсуня до Керчи, а затем со многою силою пришёл к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошёл к церкви, к Святой Софии…»

Причем очевидно, что битвы шли и на море, ибо потом воины Бравлина совершили разрушительный морской набег и на Южный берег Черного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно Житию Иоанна Амастридского). Так Бравлин собрал воедино чуть не все славянские земли. И волхв Ягайло Ган тогда стал идейным вдохновителем создания державы Бравлина, раскинувшейся от Балтики до Понта (Чёрного моря). В те же времена, когда Ягайло вместе с воинами Бравлина воевал в южных краях, к нему попали летописи Руси Сурожской и Тмутараканской, где хранились также манускрипты Древней Русколани.

Именно тогда в проповеди Ягайлы, читаемые во время праздника Радогоща, стали включаться предания о временах Буса Белояра и более древних. Тогда же, очевидно, он более тесно ознакомился и с традицией христианской в храмах Сурожа, Херсонеса, Феодосии, имевших к тому времени восьмивековую историю. И тут следует заметить, что так называемые «язычники» выступали против поругания своих святынь, но не рушили чужих. И думаю, именно потому в «дощечках» появляются и несколько выражений, созвучных христианской литургии, а также оригинальная, исходящая из славянской традиции трактовка некоторых событий, известных также по библейской истории. И именно в то время Ягайло обратился с призывом к единению всех славянских и союзных славянам родов в мощный союз…

После правления Бравлина малосвязанная узами держава стала распадаться. В Новгороде власть перешла к князю Буривому. А в Киеве стал править, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн Руста называл Хакан Рус), и он потом правил до 40-х годов IX века. Все эти тридцать лет Ягайло, судя по всему, был отдалён по каким то причинам от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, даже их имён нет в «Книге Велеса».

И есть основание полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайло рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (Перунца), в коей нетрудно узнать образ Юпитера. Так, включая в славянскую службу элементы античного богослужения, Ягайло скорее всего стремился поддержать древнюю ВЪеру среди греко-римской части населения Сурожа…

Потом, по свидетельству Ягайлы, «Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи» (Лют III, 6). Итак, в 864 году, на 73-м году жизни (как мы полагаем), Ягайло был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. С семьей он возвратился на родину, в Новгород Великий…

Византия постаралась вытравить все остатки былой Сурожской Руси, что сказывалось и в договорах с Игорем и Святославом, чтобы русы не имели никаких притязаний на земли бывшей Сурожской Руси, и особенно остро это чувствовалось тогда, когда в Тавриде появилось Удельное Русское Тмутараканское княжество и когда даже столица — Боспор — именовалась в императорских указах как Россия, через два «с».

Славяне, коренные суренжане, наряду с греками и готами, потом жили в Суроже (Сугдее, Солдайе), по-видимому, вплоть до времени турецкого завоевания, то есть до конца XV века н.э., постепенно уменьшаясь числом. Они пережили и время владычества Византии, и Хазарии, и Дешт-и-Кыпчака, и Золотой Орды. В XIII веке в Суроже появились венецианцы и геннуэзцы, которые отреставрировали старую крепость, построенную ещё во времена Буса Белояра и возвели новые башни на месте старых, разрушенных временем. При этом старая планировка Сурожской крепости сохранилась. Две линии её крепостных стен (вначале деревянных, а потом каменных) упоминаются ещё в «Книге Велеса».

Сохранились многочисленные документы того времени, и, согласно им, тогда город приходил в упадок, генуэзцам и венецианцам не хватало средств даже на реставрацию крепости, да и сам городской гарнизон составлял не более трёх десятков человек. И во всех документах говорится об упадке города, о его запустении из-за конкуренции с соседней Кафой (Феодосией)… А современные историки приписывают строительство города, мощных укреплений этому времени! Нет, расцвет Сурожа принадлежит более древним эпохам. И только после того как турки в 1475 году взяли Сурож, крепость была разрушена, а население бежало. На Руси же выходцами из Сурожской Руси в последствии было основано два Сурожа (в Брянской и Витебской областях), а также город Судогда во Владимирской области…

Три столетия древний Сурож лежал в развалинах при турках, а новый город Судак стал расти уже после прихода в Крым русских войск в XVIII столетии.