Толерантность - смертельный диагноз в природе и в обществе. Биологические основы толерантности человека Социальная толерантность - что это такое

Изначально термин использовался в медицине: Толерантность к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам - снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта. Приспособляемость организма к воздействию некоторых вредных веществ.

Толерантность в социологии (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность в психологии это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию.

В медицине и гуманитарных науках:

Толерантность – характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости человека к различным воздействиям. Нельзя не признать, что психологическая устойчивость во все времена была одной из важнейших характеристик, обеспечивающих равновесие между, с одной стороны, выживанием и адаптацией человека, с другой – утверждением его индивидуальности. Весь жизненный путь человека можно представить как бесконечную череду попыток установления такого равновесия, как постоянное стремление к стабильности под влиянием различных коллизий и трудностей. Рост в нашей жизни числа фрустрирующих и стрессогенных факторов делает проблему психологической устойчивости все более важной. Попытки ее решения – это поиски выходов личности из проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций.

Толерантность в психологии: Выносливость или сопротивляемость человека к различным воздействиям, которые он может оценивать для себя как "вредные". Снижение чувствительности к влиянию таких неблагоприятных факторов может быть связано с отсутствием или ослаблением реагирования на них. Толерантность как психическую устойчивость личности можно определить как способность индивида противостоять внешним воздействиям и самостоятельно, с высоким быстродействием возвращаться в состояние психического равновесия (Трифонов, 2002).

Социально–психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно–психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. Например, Майкл Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобий (Уолцер, 2000).

На основе вышесказанного: Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

Татьяна А. Романова, кбн, доцент; Масато Такеучи, MD, PhD

1. Толерантность в биологии

В то время как в социологии и психологии толерантность определяется как терпимость умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования , термин «толерантность» в биологических и медцинских науках подразумевает невосприимчивость, устойчивость к воздействию фактора путем развития состояния отсутствия реакции даже на увеличивающуюся силу и частоту воздействия фактора. Иными словами, в биологии имеет место скорее нереагирование, индиферентность, нежели терпимость как терпение, то есть, контролирование имеющей место, даже в слабом проявлении, нетерпимости.

Иной, но менее эффективный механизм устойчитовсти к дейстию внешних факторов – резистентность, что означает: сопротивляемость, то есть активную реакцию организма. Низкая эффективность данного метода подразумевет быстрое истощение биологических ресурсов в случае длительного действия агрессивного внешнего фактора и далее - гибель.

Таким образом, эволюционно сформировались два способа поддержания жизнеспособности: резистентность – активная сопротивляемость с затратами энергии и толерантность – пассивная невосприимчивость, индиферентность. Важно заметить, что оба этих механизма оправданы как наиболее эффективные в противоположных ситуациях: резистентность – в случае сильного, но кратковременного воздействия фактора; толерантность – в случае слабого, но длительного воздействия. Более того, наличие обоих механизмов обеспечило выживание и эволюционное развитие систем на разных уровнх биологической иерархии: от субклеточного (внутри клетки) до биосферного (в масштабах планеты).

Обсуждая толерантность, как позитивно направленое поведение или отношение, нет необходимости углубляться в субклеточные механизмы в то время как блестящим примером того служит важнейший орган репродуктивной системы – матка или в ее более поэичном названии, материнское лоно.

2. Материнское лоно как уникально толерантный орган

Каждый живой организм без исключения снабжен рядом систем органов, работа которых направлена на поддержание жизнеспособности собственного организма. Репродуктивная система – исключение, она существует для формирования другого живого организма. Более того, лишь особи женского пола наделены такой уникальной возможностью: передавать наследственную информацию от предыдущих поколений к последующим и взращивать новую жизнь внутри свовго тела.

Невозможно ожидать иного способа выполнения этой роли кроме поддержки и взаимной кооперации. Никакого вида строгие ограничения и рамки не способны обеспечить благоприятные условия для развития нового организма. Прежде всего материнское лоно лишино стандартного иммунитета на чужеродное - это так называемая иммунологическая толерантность беременности, когда плод, даже абсолютно генетически иной, как в случае суррогатного материнства, не отторгается, а принимается и взращивается. Имеет место и механически проявляемое «уважение» к нуждам и потребностям растущего внутри организма. Так если подвижность плода возрастает, в ответ на это увеличивается и внутренний объем матки, давая больше пространственной свободы плоду. В то время как при ухудшении самочувствия плода, матка наоборот уменьшается во внутреннем объеме, тем самым «обнимая» плод. Такое взаимодействия смело можно охарактеризовать как умеренное принятие потребностей и нужд другого организма, поддержку нового и непривычного поведения, без наложения строгих органичений. Это, пожалуй, один из наилучших примеров взаимного уважения и кооперации двух, абсолютно разных организмов:

1) плода, даже в таком совершенно неестественном случае, как суррогатное материнство, когда в матку одной женской особи исскуственным путем внесен эмбрион от других родителей, и

2) материнского лона женского организма .

Иными словами, материнское лоно дает необходимую заботу, «понимание», подержку развивающемуся организму который, в свою очередь, также наделен биологической способность не нарущать жизненные функции материнского организма, который принял и взращивает его. Может ли этот базовый биологический феномен сосуществования через принятие различий быть перенесен на уровень социума? Эта концепция, соединяющая биологию и общество получила название Концепция сознания материнского лона (Womb Conscious ).

3. Материнское лоно и Земля в ряде традиционных верований и учений

Сам факт уникальности и обожествления материнского лона имеет глубокие исторические корни. Если западным религиозным учениям свойственно уважение и поклонение Святому Отцу, то в ряде религий это место отведено Матери Земле . Еще на заре цивилизаций у древних японцев в верованиях Синто (Shinto ) и амерканских индейцев с их традиционым шаманизмом уделялось больше внимание самому факту рождения и перерождения. Уже тогда, в мировозрении целостности мироздания и круговорта рождений и смертей, люди видели аналогию между матерью, рождающей новое живое существо и Матерью Землей, «рождающей» всех и затем принимающей обратно для нового перерождения после смерти. Для традиционной религии японцев – Синто, взаимодествие человека, общества, природы, космоса есть бызовое понятие. Земля населена множеством божеств, сама является божеством и люди, как живые, так и покинувшие этот мир, также отнесены к божествам. Такое, часто подсознательное, понимание связи природы и общества как единого целого присуще и современным японцам. Нельзя не упомянуть и учение Дао, где вся Вселенная рассмтаривается как единое материнское лоно, что и есть Дао, а мир, рожденный из хаоса, сохряняет связь со своей матерью – Дао, как новорожденный младенец с кормящей . Даосы уделяют много внимания своеобразной эмбриологии, учению о ступенях созревания плода, ибо эти ступени являются образом ступеней мировой эволюции из утробы-дао и аналогией процесса созревания "бессмертного зародыша". Плод человека в материнском лоне оформляется за 10 месяцев и только тогда рождается. Аналогично и духовному зародышу для созревания необходимо 10 месяцев. Дух обретает полноту и тогда выходит – рождается .

Таким образом, сама Концепция сознания материнского лона не является неким нео-подходом, а несет в своей основе глубокие исторические и духовные корни, лишь выводя на поверхность связь природы и социума, как единого целого.

4. Концепция сознания материнского лона как метод формирования толерантности

В основу Концепции сознания материнского лона заложены базовые составляющие положительного, в отличие от нейтрального или отрицательного, отношения к другому (отличному): принятие, доброта (доброжелательность) и поддержка (помощь).

Принятие

Материнское лоно способно принимать чужеродный биологический материал, как то мужские половые клетки и эбрион, независимо от того родственный ли он организму матери или чужеродный. И лишь в случае полной нежизнеспособности нового организма он будет отторжен и изгнан. Ни генетическое отличие, ни раса или национальность родителей не играют роли в данном процессе: материал будет принят и окружен условиями для благоприятного развития. Это лучший пример того, что есть принятие другого (иного). Здесь имеет смысл акценторовать внимание на двух понятиях: «принятие» и «отличия» которые неким образом сочетаются в способности матки поддерживать развитие нового организма. Как работает этот подход? Прежде всего матка «распознает» эти отличия и затем принимает их.

В попытке адаптировать этот подход для социума, Концепцией сознания материнского лона предложены несколько ключеных стадий в иерархическом порядке, которые должны помочь отдельно взятому члену социума элиминировать предвзятое отношение как к отличиям других, так и к собственным:

1. Отличия существуют;

2. Все индивидумы или объекты имеют отличия;

3. Каждое отличие делает индивидума или объект уникальным;

4. Примите эти уникальные отличия ;

5. Если все имеют уникальные отличия, то и вы уникалны;

6. Мы все равны поскольку каждый из нас наделен уникальными отличиями;

7. Примите собственные уникальные отличия;

8. Оставайтесь собой !

Принятие себя таким как есть через принятие уникальных отличий других – это один из принципов Концепции сознания материнского лона.

Доброжелательность и поддержка

Зарождение новой жизни в материнском лоне сопряжено с одновременным началом взаимополезных изменений, результатом которых является выработка подхода сосуществования и принятия природных особенностей каждой из сторон. Из этого простого примера видно, что лишь взаимоуважение и кооперация это единственный путь сосоуществования различного, прогрессивного развития новой жизни. Данный биологический принцип теоретически может быть экстраполирован и на социальный уровень.

Формирование изначально положительного отношение, доброжелательность и поддержка других, отличных от самого себя – это второй принцип Конценпии сознания материнского лона.

Таким образом, Концепцию сознания материнского лона можно описать как: здоровое, в физическом и социальном плане, существование индивидумов, основанное на принятии самих себя, уважении к другим, отличным от себя, а также на доброжелательности и поддержке не взирая на различия и преодолевая предвзятое отношение .

5. Критика Концепции сознания материнского лона как способа формирования толерантности в социуме

Казалось бы отчего столь естественная биологическая модель, которая также имеет связь и с историческими религиозными и философскими представлениями о базовости связи материнского лона, Земли и космоса в целом, звучит, на первый взгляд, столь утопически? Отчего человеку и обществу не свойственно принимать и поддерживать, а более «естественно» (в понятии: общепринято) находить различия, маркировать по ним отрицательно и выклассифицировать в «других» и «чужих»?

Весьма подробно причины противостояния «Мы» и «Они» разобраны в работе «Искусство счастья в сложном мире» авторами которой являются духовный лидер Далай Лама и известных псхиатр Ховард Катлер (Howard C . Cutler ). Не смотря на постулирование Далай Ламой принципа: «Мы все одинаковые», в работе, тем не менее, отмечается, что различия существуют и они не настолько поверхностны как может казаться. В основе всего лежит исторически сформировавшаяся потребность в социальной катеоргизации на расоые, этнические, половые группы. Корни этой категоризации уходят в ранний период эволюции человеческого мозга, когда быстрота распознавания своих и чужих являлась ключевым моментом выживания и продолжения рода. Некоторые исследователи называют этот уровень развития могза – мозг катастров, поскольку основной задачей на тот период было распознавание непривычного, неестественного, опасного, в то время как идентификация положительного не имела значения. Именно в тот период сформировалась специфическая часть мозга, что и по настоящий момент отвечает за категоризацию на «своих», то есть похожих и привычных и «чужих» - отличных, а следовательно, возможных врагов. По какой причине этот древний способ восприятия и анализа по-прежнему используется нашим мозгом? Массивный объем информации, поступающий каждую секунду проще анализировать кластерно, то есть выделив поверхностные характеристики и отнеся к уже созданной в сознании группе с похожими признаками. Это и есть социальная категорицазия: предвзятость, основанная даже не на априори негативном отношении, а на желании упорядочить и далее оперировать в знакомых терминах и с известными образами. Логично, что все новое, отличное от себя и своих, будет занесено в группу «другой, чужой, возможный враг». Важно отметить, что такая категоризация происходит при помощи очень древней части мозга и в тот момент, когда позднее развитая логическая часть вступает в активную стадию обработки информации, последняя уже маркировала субъект как «другой, чужой», то есть отрицательно .

Возвращаясь к Концепции сознания материнского лона стои отметить, что выполняя задачу полового размножения для создания и продолжения биологического разнообразия маткой, наоборот, «выработан» механизм толерантности к генетически отличому. В то же время, иммунная система всего организма выполняет ту же фукнцию что и древний отдел головного мозга: распознавание чужеродного с целью защиты. Матка, эволюционно, «избавилась» от такого механизма, что обеспечивает развитие плода до состояния организма.

Сейчас мы подошли к ключевому моменту: формирование толерантности обречено на успех лишь в том случае, если индивидум заинтересован в этом. Как в случае с материнским лоном, которое, эволюционно сформировало толерантность, «будучи заинтересованным» в этом. Мотивировать людей относится толерантно представляется наиболее сложной задачей. Лишь понимание того, что каждый человек уникален и это заслуживает уважения, различия не есть признак отрицательного, а определение индивидуальности, может стать началом отказа от предвзятости по отношению к отличному. Образование, персональное общение и принятие различий как интересных особенностей индивидума – один из реальных путей развития толерантности, именно так происходит в случае материнского лона и нового организма (физический контакт, элиминирования иммунного ответа, формирование нового общего «коопетаривного» органа - плаценты).

Обсудив критечески возможность развития толерантного отношения по примеру сознания материнского лона, мы, тем не менее, продолжаем развивать данную коцепцию, связывая во едино природу, общество и отдельно взятого индивидума.

Литература

1. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Статья «Толерантность» // Энциклопедия социологии, 2003.

2. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.

3. Womb Conscious: Why a Womb?

4. Shinto: Meditations for revering the Earth. // Stuart D. B. Picken, Stone Bridge Press, Berkeley, California, 2002, 126 p.

5. Игнатьев И.П. Учение о человеке и проблемы нравственности в раннем даосизме // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982.

6. У Чун-сюй. Тяньсянь чжэн ли чжилунь цзэнчжу (Прямые рассуждения об истинном принципе небесных бессмертных с комментариями). Тайбэй, 1965.

7. Е.А.Тоpчинов, Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния, СПб.: Центp "Петеpбyргское Востоковедение" 1998, http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm

8. Tatiana A. Romanova, and Masato Takeuchi, Womb Conscious ©

9. The Art of Happiness in a Troubled World. // His Holiness the Dalai Lama and Howard C. Cutler, Hodder and Stoughton Ltd., 2009, 338 p.

Материал доложен на :
Второй Международной научно-практической конференции «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие в условиях глобализации: на пути к формированию гражданской идентичности», 17 -19 ноября, Казань, Россия.

16 ноября прошел день толерантности. В тот день я прочел очень много интересных публикаций на тему того, что такое толерантность. И некоторые меня шокировали. Проходит много конференций по толерантности, где будет ставиться вопрос: нужна она вообще или нет? Меня туда тоже время от времени приглашают, начинаю с того, что попрошу народ для себя определиться, что такое толерантность. Термин многосмысленый, каждый волен вкладывать в него тот смысл, какой захочет.

В социологию термин «толерантность» пришел из естественных наук – биологии, медицинских наук, химии и проч. Причем в разных науках есть разные оттенки смысла, иногда совершенно противоположные.

В биологии толерантность – аналог экологической пластичности. Означает способность биологических организмом переносить климатические, экологические или другие отклонения от нормально среды. Если утки живут летом на ручье, а зимой могут не улетать и зимовать тут же – это пример толерантности. Здесь толерантность – это свойство. Оно может быть, а может не быть. И в любом случае это врожденное и приобретается эволюционно.

Толерантность в медицинских науках имеет двоякий смысл: во-первых, толерантность к веществам – это невосприимчивость к некоторым веществам. То есть толерантность к определенным наркотикам у представителей монголоидной расы означает, что этот представитель может раз в месяц нюхать героин, и ему не будет грозить зависимость. Также толерантность означает привыкание, снижение реакции на повторяющееся введение вещества, когда для определенного эффекта нужно дозу все больше и больше. Например, при привыкании к анальгину. Таким образом, это совершенно противоположный смысл уже в рамках одной только медицинской науки.

Иммунологическая толерантность – это состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела. Причина многих аутоиммунных заболеваний и отторжения пересаженных органов, включая пластические операции.

В химии толерантность веществ используется в противоположность слову «реактивность», то есть неспособность вступать в реакцию с другими веществами (или способностью не вступать?). То есть опять же термин близкий к термину «игнорировать».

Все, с кем я общался на тему толерантности, давали разные определения этого термина. Я понял, что большинство понимают его как «терпимость», но почти всегда отличают его от «терпимости», хотя для определения именно это слово и используют. Однако терпимость – это перенесение ущерба, что уже отличает его от почти всех перечисленных ранее определений. Терпимость – это не невосприимчивость, это умышленное смирение с причиненным вредом. Причем под понятием «вред» мы подразумеваем, в том числе и изменение привычной социальной среды на непривычную. В широком смысле появление на прилавках халяльной говядины – уже вред. Хотя это не обиходный смысл, общество в целом понимает «вред» гораздо конкретнее, когда он ощутим. Также терпимость это не привыкание. Можно привыкнуть терпеть (испытывать терпимость, обрести свойство терпимости), но это все равно не одно и то же.

Другая группа отличает терпимость от толерантности, и говорит, что толерантность подразумевает не перенесение ущерба, а способность понять другого и через это примириться с его образом мышления. Поэтому это более универсальное понятие, включающее не только этническую толерантность, но и толерантное отношение к геям, представителям других конфессий и разным дендрофилам. Однако у этого смысла есть другой термин. Изначально это был термин «симпатия». После того как «симпатия» стала означать в массовом сознании узкий смысл эмоциональной близости, этим термином стала «эмпатия», которая означает симпатию в ее первоначальном значении.

В определенном смысле такая трактовка более инновационна, так как отдаляет толерантность от ее первоначального смысла – терпение. И, одновременно, становится истинное значение слова «толерантность», отличное и от терпимости, и от невосприимчивости, и от привыкания. Это значение лежит где-то посередине в этом треугольнике, но в нашей культурной среде не поддается рефлексии и в зависимости от контекста меняется в пользу одного из этих трех смыслов. Отсюда и противоречивые оценки толерантности, ведь «привыкание» и «терпимость» – это противоположные процессы. Привыкание подразумевает усилие по дружественному сближению, а терпимость – усилие по безопасному отчуждению представителей различных культур и самих культур при этом.

Далее мы должны понять, каким путем идет Россия. В силу правовых моделей и обязательств мы не можем рассматривать силовые методы преодоления или сохранения этнокультурных различий – ассимиляцию и апартеид. Поэтому сконцентрируемся на двух ненасильственных методах – мультикультурализм и интеграция.

Мультикультурализм подразумевает сохранение этнических различий и создание институтов и законов по их воспроизводству. Интеграция означает создание таких условий, при которых иммигранты получают ощутимые выгоды от принятия чужих этнических черт и культуры, а коренные народы (в русской политической науке – национальные меньшинства) от ревизии своих культурных маркеров, чтобы сблизить их с другой культурой.

В политическом сообществе постоянно идут дискуссии, где применять мультикультурализм, а где интеграцию. Этот вопрос до конца никем еще не решен. Но главное не это, а то какое место в той или иной политике подразумевается развитие и углубление толерантности.

Если мы посмотрим на оба процесса, то поймем, что толерантность свойственна только политике мультикультурализма, так как интеграция – создание условий по изменению идентичности в пользу одной из этнических групп или всех групп на какую-то третью идентичность (региональную, например), сама по себе нетолерантный процесс. А в отношении мигрантов в основном интеграция и применяется. То есть, какой смысл в развитии толерантности, если политика государства нацелена на политическое искоренение культурных различий принимающего общества и иммигрантов?

Мультикультурализм в основном применяется по отношению к этническим коренным меньшинствам. Эта политика закреплена в Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Должна ли она действовать на протяженности всей страны или только в регионах компактного проживания таких меньшинств? Должна ли политика мультикультурализма распространяться на этнодиаспорные группы? На эти вопросы каждое государство отвечает для себя по-своему. Некоторые, довольно либеральные, политику мультикультурализма применяют достаточно широко, консервативные – в строгих рамках этнотерриториальных групп. Мультикультурализм немыслим без толерантности (как привыкание и как терпимость), взаимного признания чужих отличий и согласие на их политическое оформление.

Когда вопрос с российской миграционной и национальной политикой будет решен, будут выбраны пути и концепции, согласно которым они будут реализованы, тогда будет понятно нужна ли нам толерантность, и какое у этого термина будет определение.

Откуда взялся этот термин понятно. В ситуации лингвистического вакуума был заимствован термин, под который были подогнаны несколько общепринятых определений и программы, финансово, идеологически и институционально обеспеченные.

Причем заимствование получилось интересным. Обычно термин заимствуется, когда есть смысл, который нельзя выразить силами собственного языка, а словотворчество по какой-то причине не состоялось. Например «киллер». Киллер – это наемный убийца. Его следует отличать от “killer” – просто убийцы. Наемный убийца в английском языке, киллер – это “hitman”. Таких примеров полно – “magazine” и «магазин», допустим. Это тоже разные слова. Внешне «толерантность» и “tolerance” это тоже что-то разное. Английское “tolerance” – это и есть это самое терпение. Абсолютно так оно и переводится с латинского языка. В России же кальку сняли, а смысл еще не подогнан. То есть когда говорят «толерантность», пытаются говорить на одном языке с европейцами, но по существу речь идет о семулякре, который никто не понимает и воспринимает как попытку принуждения с чем-то смиряться.

По-моему, пока у слова нет смысла, нет никакой необходимости в нем. Во всяком случае, пока не будет выбрана и широко обсуждена миграционная и национальная политика России. Потому что у всех свое видение и у всех своя толерантность.

Виталий Трофимов-Трофимов

Толерантность - что это такое? Что за этим понятием скрывается сегодня, когда оно так часто используется в современной риторике? Зачастую оно связывается с построением мультикультурных обществ и связанными с этим этнополитическими проблемами. Не преуменьшая значения подобных вопросов, следует также отметить, что данное понятие охватывает более широкий спектр значений.

Биологическая толерантность - что это такое?

Изначально этот термин использовался именно биологами, которые употребляли его, обозначая соответствующие свойства живых организмов. Переводя слово «tolerate» с латинского языка, мы получим буквально «терпение» и «привыкание». То есть так называется способность иммунной системы к приспособлению к антигенам. Иммунно-толерантный организм по каким-либо причинам не производит антитела для противодействия попавшим в его организм антигенам.

И следует отметить, развитие толерантности в этой области далеко не всегда негативно. Чаще даже наоборот, организм не воспроизводит антитела как раз в силу отсутствия необходимости в таковых. Например, развитие плода в материнском организме никогда не вызовет в ее организме отторжения. Это тоже толерантность, и она в данном случае является принципиально важной жизненной необходимостью. Используют и ученые-экологи Толерантность - что это такое для них? А вданном случае подразумевается способность организмов к восприятию и выживанию в весьма широком спектре условий климата. Тоже весьма важная и полезная характеристика организма, не правда ли?

Социальная толерантность - что это такое?

И в этом смысле понятие используется в весьма разных плоскостях. Оно может применяться по отношению к инвалидам, женщинам, сексуальным меньшинствам. В любом случае к каким-либо социальным категориям. Вместе с тем толерантность, значение которой чаще всего связывается с межнациональными проблемами, имеет ярко негативную окраску. Современные ультраправые в других государствах и в российских условиях приложили большие усилия, чтобы превратить толерантность в ругательное понятие, пытаясь выставить любой аргумент в ее защиту посмешищем. И все же необходимо помнить, что терпимость к представителям иной культуры, расы является основой нормального и длительного функционирования любого человеческого общества.

И она вовсе не предполагает какую-то автоматическую покорность неподобающим действиям, например, со стороны нацменьшинств. Часто так происходит, что мигранты, которые были воспитаны в совершенно другой системе общественных отношений и ценностей, пытаются перенести ее и в новые для себя страны. Однако толерантность никак не может быть распространена на акты, которые откровенно противоречат местным нормам. Они вовсе не должны подлежать терпению или смирению. Подобные проблемы необходимо решать никак не закрытием границ - глобализация все равно прогрессивное явление, которое едва ли можно остановить. Проблемы могут быть достаточно эффективно решены лишь посредством образования этих народов и подтягиванием их социально-экономического и культурного развития до уровня передовых обществ планеты.

Кроме социального обоснования имеется биологическое подтверждение важной роли толерантности в жизни человеческого организма. Биологической предпосылкой возникновения толерантности, на мой взгляд, является гомеостаз. Гомеостаз (от греч. homeo - одинаковый и stasis - состояние, статус) в физиологии - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма по отношению к внешним воздействиям. Гомеостаз - результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в целостном организме, так и на органном, клеточном, молекулярном уровнях. Благодаря приспособительным (адаптационным) механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Толерантность также обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям - она появляется как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам. Под действием стрессоров адаптивность начинает возрастать, и с нею вместе растет толерантность. В совокупности с гомеостазом и физиологической адаптивностью толерантность направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды.

Но толерантность скорее направлена на защиту организма от воздействий социальной среды, нежели воздействий, имеющих химическую, физическую или чисто биологическую природу. В реализации адаптивности, а значит, и толерантности, большое значение имеет реактивность организма, т.е. ответные реакции на различные воздействия, которые называются общим адаптационным синдромом (собственно стрессом), и повышение толерантного фона. Толерантность связана с одним из важнейших принципов развития биологических систем - их надежностью. Существуют врожденные механизмы толерантности (генетические, морфологические, физиологические) и приобретенные в онтогенезе (морфологические, функциональные и поведенческие). Развитие стрессовых реакций многостадийно: последовательно сменяют друг друга фаза тревоги, фаза резистентности и фаза истощения. Вторая стадия стресса - фаза резистентности - наиболее связана с явлениями толерантности. Приобретаемая организмом устойчивость (резистентность) обеспечивает переносимость стрессора повышенной силы, т.е. возникает толерантное состояние к его воздействию и наступает приспособление (организм адаптируется).

Таким образом, толерантность, с одной стороны, проявляется как генетически зависимая способность организма быть устойчивым к стрессору, с другой - как основа адаптивности. Человек способен снизить воздействие на него чрезмерных факторов, тем самым повысив собственную к ним толерантность. Это, с точки зрения биологических механизмов, - пассивное снижение агрессивности влияния среды за счет адаптационных возможностей организма. Но возможен путь и биологически активного повышения резистентности, т.е. толерантности к воздействию факторов окружающей среды. При этом как раз включаются стрессовые механизмы. И они будут эффективны до тех пор, пока генетически определенная норма реакции или адаптивная норма не будут сломлены чрезмерной силой воздействующего стрессора. Возможности развития всех структур и функций человеческого организма обусловлены генетически. Потомству от родителей могут передаваться предпосылки общего состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности, темперамента, характера и поведенческих навыков (привычки). Эти же механизмы обеспечивают способность организма к поддержанию динамического структурно-функционального равновесия, являющегося основой повышенной жизнеспособности. Таким образом, толерантность - поведенческое выражение генетически предопределенной соответствующей возрасту структурно-функциональной адаптации. Ее сила и стойкость зависят от генотипа человека. У ребенка, чьи родители были устойчивы к воздействию внешних факторов, географически отдалены (вышли из генетически разобщенных популяций), толерантность будет более высокой по сравнению с ребенком, чьи родители были слабо психологически защищены от аналогичных раздражителей.

Набор генов уникален для каждого человека, поэтому все люди различаются по устойчивости к раздражителям, к агрессорам, т.е. различаются адаптивно и по критериям толерантности. Нет одинаково воспринимающих ситуации и одинаково защищающихся людей. Нельзя говорить о постоянном уровне толерантности в какой-либо генетически связанной группе. С течением времени в изменяющихся условиях толерантность может понижаться или повышаться в зависимости от интенсивности воздействия внешних раздражителей. Можно сказать, что толерантность обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Толерантность, возможно, обеспечивает и нормальное развитие следующего поколения. Известно, что снижение иммунорезистентности, геморрагии слизистой пищеварительного тракта и гипертрофия надпочечников - наиболее частые последствия стресса, и не исключено, что они могут повлиять на генетический аппарат репродуктивной системы человека. В то же время человек, устойчивый к стрессовому воздействию, избегает его, сохраняя тем самым основные жизненно важные функции организма.