Вред от проскомидии за упокой поающему. Записка церковная

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (57622) раз

).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши » (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ().
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ().
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного ().
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви.
Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви.
В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах.
В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах.
Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

21.05.2013

Когда вы подаете записки в свечной лавке, служитель спросит (либо ожидает, что вы скажете), какой именно род поминовения вы предполагаете. Чаще всего подают «записки на проскомидию». И за этой простой запиской кроется достаточно непростой и богословски глубокий порядок поминовения.

Проскомидия — первая, подготовительная, часть Божественной Литургии, главной из всех христианских служб. Название происходит от греческого «приношение» — на проскомидии происходит приготовление хлеба и вина к совершению таинства Евхаристии, а также поминовение живых и усопших. (О таинстве Евхаристии и связи проскомидии с Божественной Литургией) В ходе этого таинства хлеб и вино предлагаются в Тело и Кровь Христа. Так же хочу предложить мебельный тур в Китай, купить мебель в Китае оптом можно значительно дешевле.

Для совершения таинства используется специальный хлеб — просфора. На нем изображен крест и буквы 1С ХС — N1 КА (от греч. «Иисус Христос — Победитель»). Хлеб этот еще называют «агнец» (церковнославянское «ягненок»), в память библейских пророчеств о Христе как Агнце, приносимом в жертву за грехи людей. Во время проскомидии этот хлеб специальным образом приготовляется к совершению таинства, при этом читаются особые молитвы.

Неотъемлемая часть этого приготовления к совершению Божественной Литургии — поминовение живых и усопших, которое происходит следующим образом. Одновременно с чтением записок вынимаются небольшие частицы из просфор в память Богородицы, святых, а также всех, поминаемых нами на молитве. После совершения таинства Евхаристии эти частицы погружаются в вино, ставшее Кровью Христа, с молитвой «Отмой, Господи, грехи здесь поминавшихся честною (то есть драгоценной) Твоею Кровию». Таким образом во Христе соединяются и прославленные Церковью святые, и поминаемые нами живые и усопшие члены Церкви.

Духовный смысл этого поминовения раскрывает св. Иоанн Кронштадтский:

«Величие, святость, животворность, безмерная обширность страшной Жертвы Христовой открывается уже на проскомидии, на которой приготовляется вещество таинства Евхаристии, — хлеб и вино, или Агнец Божий, всегда предающийся закланию за грехи всего мира и в благодарственную жертву за всех святых, — в честь коих изымаются частицы из просфор и полагаются возле Агнца. Искупительная жертва будет совершаться и о них, то есть в благодарность Богу за них, как искупленных уже от земли и совершенных крестною жертвою Христовою, и радующихся, в Церкви Небесной, торжествующей. Чудная жертва!.. Истинно Божественная жертва!..»

Просфоры, из которых вынимались частицы в память живых и усопших, после Божественной Литургии раздаются верующим. Их принято съедать натощак, запивая освященной водой. Чтобы после службы получить просфору в свечной лавке, достаточно сказать, что вы подавали записки на проскомидию. Иногда в больших храмах при подаче записок выдают «талончик», по которому потом можно получить просфору. Бывает также, что просфору дают сразу при подаче записок — из числа тех просфор, частицы из которых вынимались на предыдущей Божественной Литургии.

В наше время записки и написанные в них имена не связаны с конкретными просфорами — в алтаре во время проскомидии читаются все записки, одновременно вынимаются частицы из всех просфор, которые затем раздаются подававшим записки. В дореволюционной практике связь была более четкой: просфора подавалась с запиской о здравии (или упокоении) конкретного человека, и именно эта просфора отдавалась после Литургии тому, кто ее подал. На именины было принято вручать человеку именную «заздравную» просфору, то есть подававшуюся с запиской о его здравии.

Записку «на проскомидию» иногда еще называют «обеденная», по аналогии с обиходным (просторечным) названием Божественной Литургии — «обедня». Это название напоминает о смысле Божественной Литургии как «обеда», трапезы Господней, или Тайной вечери.


Для церковных ритуалов и действий используется специальный хлеб — просфора. Это церковное изделие состоит из 2 частей, которые изготавливаются не зависимо друг от друга из дрожжевого теста, а позднее соединяются...


Для поминовения живых и усопших полезно завести помянник — небольшую книжечку, содержащую имена поминаемых. В церкви подают записки «О здравии» «О упокоении», содержащие имена людей, о которых вы хотите...


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...


Молиться о здравии живых и упокоении усопших вы можете сами в любые моменты богослужения, а также во время домашней молитвы. Для этого часто используют помянник — книжечку, тетрадку, блокнот и т.п., куда вносят...


Традиция оставлять послания в Стене Плача имеет многовековую историю. Изначально записки в Стене оставляли верующие, которые совершали паломничество в Иерусалим. В этих записках паломники писали свое обращение...



Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии - это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, - это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица - до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым - по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она - наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Православная вера имеет столько нюансов и особых священнодейств, что знать их все просто невозможно, и разобраться в них обычному человеку бывает крайне тяжело. Итак, проскомидия: что это такое и что собой представляет данное действие - именно об этом и хочется поговорить в статье.

Обозначение

Стоит сказать о том, что самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы. Можно сделать вывод: перед литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией. Стоит сказать и о том, что бывает проскомидия об упокоении, а также о здравии.

О слове

Также необходимо разобраться в понятиях. Итак, проскомидия: что это такое? В переводе с греческого языка это слово означает приношение. Однако на основании этого очень сложно сделать какие-либо выводы. Ведь в первой части обедни не совершалось никакого таинственного приношения Богу, однако делались особые приготовления, благодаря которым хлеб и вино становились не обыкновенными, а священными. Уже на этапе проскомидии их нельзя было смешивать с обычными продуктами и употреблять вместе.

О приготовлении к проскомидии

Разобравшись с понятием «проскомидия» - что это такое, и из какого языка оно произошло - также стоит рассмотреть само приготовление вина и просфоры. Как уже стало понятно, это те продукты, которые употреблял сам Иисус при установлении таинства. Стоит поговорить и о просфоре. В переводе ее название означает «приносной дар». Откуда произошло это слово? В древности для приготовления священного хлеба люди приносили в церковь различные его сорта и виды, чтобы можно было избрать наилучший для церковного действия. Часть использовалась при выборе, остальное же потребляли за дружеской трапезой, которая обязательно случалась после литургии, и куда приглашены были все присутствующие на обедне миряне. При этом в церковь приносились и иные продукты, такие как вино, и т. д. Все это объединялось одним словом - просфора. Сегодня же все обстоит немножко не так. В церковь не принято приносить всякие яства, поэтому просфорою называется исключительно хлеб, который уже не приносят верующие, а пекут при церквях в специальных помещениях просфорини (женщины из числа жен священников или честные вдовы).

О хлебе

Итак, проскомидия (что это такое, мы уже разобрались) - важнейший этап приготовления к литургии. Стоит сказать, что сам хлеб для этого изготавливается обязательно из пшеничной муки (именно такой потребляли иудеи во времена жизни Христа). Значение его было весьма важным: он представлял собой искупительную смерть Иисуса Христа. Согласно верованиям, все можно познать в сравнении: ведь только умерев и став хлебом, пшеница может принести много пользы. Однако если она просто осыплется на поле, то не выполнит свое важнейшее предназначение. Это же касается и жертвы Иисуса Христа. Само же приготовление просфоры считается священным действием: хлеб должен быть белым, ничем не помазанным на этапе приготовления (молоком, яйцами), в меру соленым. Подается он только свежим, не заплесневелым, не твердым. Интересен и тот факт, что хлеб состоит из двух половин, которые символизируют человеческое и божественное подобие Христа.

О вине

Вместе с хлебом для таинства Евхаристии должно быть приготовлено вино. Оно обязательно будет красным (представляет кровь Христову) и виноградным (потому что такое вино потреблял Сам Установитель, о чем сказано в

Просфоры

Стоит сказать о том, что частицы в честь всех святых, священнослужителей, а также людей, живущих и умерших, изымаются из четырех просфор: Богородичной, девятичинной, заздравной и заупокойной. Если брать во внимание обязательную просфору Агнца, то богослужение будет совершаться на пяти единицах. Могут быть принесены еще и иные просфоры, однако в общей сумме сегодня их не должно быть меньше пяти. Трижды поклонившись, священнослужитель берет в руки первую просфору, которая обычно больше остальных, и вырезает из нее Агнца четырехугольной формы, произнося специальные слова и кладя его на дискос. Из второй просфоры священник вынимает частицу Богородицы. Третья просфора - девятичинная, предназначена для памяти девяти святых: пророков, апостолов, мучеников, а также святых, которых почитают в данной церкви или городе. Стоит сказать о том, что во время всей литургии имена живых и довольно часто. И впервые это происходит на проскомидии. Сначала идет проскомидия о здравии, далее - об упокоении. После того, как закончилось поминовение живых и усопших, священник почти всегда вынимает частицу и за самого себя, читая при этом особые молитвы.

Записка

В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое? Перед литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает батюшка на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву. Важным окажется тот факт, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей. Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной - еще и будет звучать на молебне.

Виды записок

Стоит сказать, что существует два вида записок. Первый - может быть заказана проскомидия о здравии. Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться. По такому же документу совершается проскомидия за упокой. Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

О живых и усопших

Поминовение на проскомидии за живых и усопших совершается в силу бескровной жертвы, уготованной к проскомидии. Стоит сказать и о том, что важнейшее значение она имеет не только для живущих на земле, но и умерших людей. Существует сказание о брате, который за определенные грехи перед церковью был после смерти на 30 дней лишен погребения и чтения молитв. По окончании этого времени, когда все было сделано по законам христианским, дух явился живому брату и сказал, что только сейчас он обрел покой, только после того, как была принесена бескровная жертва.

Приготовления к проскомидии

Священник и диакон должны тщательно приготовиться к такому священнодействию, как проскомидия. Тут должно быть выполнено несколько важных нюансов.

  1. Обязательны молитвы перед входом в алтарь и перед самим алтарем.
  2. Священнослужители должны быть облачены в специальные одежды.
  3. Обязательна процедура омовения рук с чтением стихов из 25-го псалма.

Сама проскомидия

Различными способами можно узнать, как проходит проскомидия: фото помогут вам в этом. Однако лучше все же предварительно узнать, что будет происходить в это время. Основная часть проскомидии состоит из недлительного по времени действия. Священник и диакон становятся перед жертвенником, где размещены священные сосуды: потир, дискос, копие, звездица, покровцы. Под чтение молитв совершаются обряды с просфорами (священным хлебом).

Окончание проскомидии

После окончания проскомидии священнослужители готовятся к более торжественной части - литургии. Однако все это должно проходить согласно определенным правилам.

  1. Каждение святой трапезы и всей церкви диаконом.
  2. Прочтение специальных молитв.
  3. Прошение диакона у священника разрешения начать следующую часть литургии.