Зиккурат произведение какой культуры. Зиккураты. Вавилонская башня. Зиккураты в древнем Междуречье

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города .

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета - черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам . Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне .

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне . Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Древнейшей послепотопной цивилизацией стало Междуречье. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. Как явствует из Священного Писания и древнейших летописей, уже первые шаги в становлении месопотамской государственности были неразрывно связаны с религией, в основе которой лежал открытый вызов истинному Богу, который наиболее ярко проявился в строительстве знаменитой Вавилонской башни. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее существование, что было доказано историками и археологами.

Но прежде чем мы перейдем к истории, архитектуре в религиозном значении ее строительства, обратим внимание на создание особых храмов-зиккуратов, к которым и принадлежала знаменитая башня. Итак, зиккурат представлял собой огромную постройку, состоящую из нескольких башен (как правило, от 4 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города.

Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая - красного цвета, выше - белого цвета, еще выше - голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города. Издали это зрелище было поистине сказочным. Однако зиккурат представлял собой нечто большее, чем просто храм, он являлся связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов. Но если днем зиккурат был храмом, то ночью - местом астрологических действ, а также местом отправления черных сатанинских обрядов.

Мы никогда до конца не узнаем все подробности отправления этих служб, но даже те сведения, что сообщают нам глиняные таблички, приводят в ужас. Именно в верхних храмах была создана астрология, связывающая людей с бездной. В ходе раскопок было установлено, что имя ее основателя - Саабен-бен-Аареса, впрочем, истинным создателем этой лженауки был, конечно же, князь тьмы.

Такие зиккураты были построены в Ниппуре (около 2100 г. до Р. Хр. царем Ур-Намму), ныне находится В 40 милях к западу от Евфрата; в Уруке - в 12 милях от Евфрата площадью в 988 акров; в Эриду, воздвигнутого почти сразу же после потопа и много раз обновлявшегося на протяжении истории, образующий 12 храмов, расположенных один над другим; Уре - построен тоже царем Ур-Намму в честь бога Луны Нанна, и весьма хорошо сохранившийся до нашего времени, и т. д. Но наибольшую известность снискал зиккурат, построенный в Вавилоне, на заре послепотопной истории, описанный в Библии. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали Друг Другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:1-4). Страшное наказание, постигшее человечество, решившее идти своим путем, независимым от Бога и вопреки Его воле (потоп), было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради удовлетворения своего тщеславия и гордыни. Бог не мог одобрить их гордого и безумного замысла, и, смешав языки, предотвратил исполнение человеческих планов. Однако, не желая смириться перед Творцом, люди вновь вскоре приступили к строительству зиккурата на том же самом месте, где оно было остановлено Самим Богом.

Иисус Христос никогда не производит насилия над человеческой свободной волей, и поэтому Он не стал препятствовать этому безумному замыслу людей, желая, чтобы они сами и их потомки увидели, к чему приведет их открытое и упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню, которая должна была стать центром поклонения лжебогам, иными словами - сооружали себе эшафот. Ибо та религия, которую они так отстаивали и насаждали, должна была привести их к деградации и гибели. Но самонадеянные, одурманенные князем тьмы строители не задумывались над этим, и, наконец, соорудили величественную постройку, поражавшую людей красотой и размахом 1500 лет. Вавилонский зиккурат, перестраивавшийся десятки раз на протяжении указанного времени, носил название Этеменанка, то есть Храм краеугольного камня Неба и Земли, являясь центром колоссального по площади храмового города Эсагилы (Дом поднятия головы), окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество храмов и дворцов. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества (об этом будет рассказано ниже).

До нашего времени дошли описания этой башни знаменитого греческого историка Геродота и личного врача мидо-персидского царя Артаксеркса Второго - Ктесия. Башня, описанная ими, была восстановлена при Набополассаре (625-605 гг. до Р. Хр.) и Навуходоносоре Втором (605-562 гг. до Р. Хр.) после периода упадка. Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Итак, сооруженная ими башня состояла из семи ступеней - этажей. Первый этаж, высотой 33 метра, был черного цвета и назывался нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона), в центре его высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов!

В храме стоял, кроме того, золотой стол длиной в 16 метров и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения. Второй этаж красного цвета был 18 метров в высоту; третий, четвертый, пятый и шестой - по 6 метров в высоту и были расписаны в различные яркие цвета. Последний седьмой этаж назывался верхним храмом Мардука, составлял в высоту 15 метров и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенными золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров от города и в свете солнца являл собой необычайное по красоте зрелище. В этом храме находилось ложе, кресло и стол, предназначенные якобы для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Там же происходило и «священное» бракосочетание царя и жрицы, все это сопровождалось оргией, заключенной в «возвышенную» философию. Сегодня зиккураты лежат в развалинах, а многие не сохранились вовсе, но идеи их строителей продолжают жить и сегодня. Итак, во-первых, постройка зиккурата носила, как мы уже говорили, характер открытого вызова божественному авторитету. Даже название Этеменанка бросает вызов Христу, присвоив себе Его титул, ибо в Писании сказано: «…вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный: и верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2:6). Этому примеру следовали многие народы земли, сооружая уходящие в облака языческие храмы и храмовые комплексы. Из недавнего времени стоит отметить сооружение 30-х годов, начатое при Сталине (но не завершившееся!), - Дворца Съездов, который должна была венчать фигура Ленина такого размера, что в одном пальце его, по замыслу архитекторов, разместились бы две библиотеки и кинотеатр. Этот дворец должен был стать символом воинствующего атеизма, якобы победившего «устаревшее» христианство, ну а вождь, понятное дело, должен был предстать перед миром, как «победитель» Христа!

Судьба этого замысла и начатого строительства известны. Но и неосуществленный, этот проект стоит в одном ряду с Вавилонской башней, храмом Артемиды Эфесской и другими «свидетелями», предостерегающими нас, людей конца XX века, об опасности пути в отрыве от Бога. Во-вторых, строительство зиккуратов было символом человеческого могущества, прославлением человеческого разума.

И вновь, читая страницы истории, мы видим попытки прославить и возвеличить свое имя в разные времена и у разных правителей - царей, императоров, премьер-министров, президентов, генсеков, философов, деятелей науки и искусства и пр. Нескончаемый перечень имен, который можно продолжать и продолжать - Кир, Навуходоносор, Македонский, Октавиан-Август, Нерон, Траян, Карл V Германский, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин; философы Руссо, Вольтер, Монтескье, боготворившие человеческий разум и своими идеями подготовившие Великую Французскую революцию; Дарвин с его теорией эволюции, идеологи фашизма и коммунизма, пытавшиеся также без Бога построить рай на земле ценой миллионов жертв. Здесь, дорогой читатель, можем быть и мы с вами, если в своей жизни будем полагаться на свое Я, превозносить самих себя, а не Иисуса Христа. В-третьих, сооружение зиккуратов показало, что человек может сам дойти до неба, стать подобным Богу, ибо башня связывала небо и землю в представлении людей. Эта идея на редкость живуча, ибо и сегодня многие конфессии утверждают, что человек своими делами и выполнением определенных обрядов может достигнуть спасения и вечной жизни сам, своими силами.

В-четвертых, служение жрецов в зиккурате показывало, что между небом и землей необходим посредник, способный умилостивить грозного бога. Именно отсюда берут начало учения о святых посредниках между богом и людьми, о священнослужителях как ходатаях перед богом. Однако все эти утверждения противоречат Библии, которая утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В-пятых, зиккурат являлся центром астрологии, магии, оккультизма, нашедших огромную, все растущую популярность в наше время.

Подробно о них мы будем говорить в другой части данной книги, а сейчас отметим лишь главное: сама идея, лежащая в основе астрологии, а именно предсказание судьбы и способы влияния на нее, сводят на нет веру в Бога. В-шестых, роскошная архитектура башни и величественные таинственные, малопонятные для простых людей служения, отправлявшиеся в храме, имели целью заворожить и подчинить себе чувства и разум человека, парализовать его волю, лишить его свободы разумного выбора. Этот же прием использовался и позже практически всеми мировыми религиями при строительстве огромных соборов с богатейшими фресками, статуями, картинами, многочасовыми утомительными службами нередко на непонятных большинству людей языках. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время Своей земной жизни, проводимого на лоне природы, в скромных домах! Итак, как мы видим, идеи древних зиккуратов продолжают жить и сегодня. Недаром в Библии, одно из пророчеств которой мы частично привели в эпиграфе к этой главе, богоотступнические силы названы Вавилоном

Зиккурат

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Архитектура и предназначение

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм , который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры , а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич -сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн , Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер , Мардук), ярко-красный (Марс , Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами .

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе , Вавилоне , Дур-Шаррукине , все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль , 2-е тыс. до н. э.).

См. также

Источники

  • Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Full Moon wo Sagashite
  • SSL

Смотреть что такое "Зиккурат" в других словарях:

    Зиккурат - (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

    Зиккурат - Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    зиккурат - >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    зиккурат - пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 башня (45) пирамида … Словарь синонимов

    ЗИККУРАТ - (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

    Зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

    Зиккурат - ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    зиккурат - Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

    ЗИККУРАТ - храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu вершина, в том числе вершина горы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в… … Энциклопедия Кольера

Реконструкция зиккурата

космическая гора

Шумерские зиккураты представляли собой массивные башни из семи платформ, наложенных одна на другую, уменьшающихся к вершине и окрашенных в разные цвета; на верхней располагалось святилище, в которое нисходило божество, связывая таким образом небо и землю.

Самые известные из этих Холмов Неба, или Гор Бога,- зиккураты Вавилона: Этеменанки, то есть Дом Семи Направлений Неба и Земли, расположенный над священной дорогой, и Э-еур-имин-ан-ки, стоявший в юго-западной части* города.

Зиккурат, служивший одновременно сторожевой башней и защитным талисманом, представляет собой искусственную гору, построенную по определенному плану, каждая часть которой имела собственное символическое значение. Башня, сориентированная по четырем сторонам света, олицетворяла космос, а ее ярусы

символизировали небеса семи планет и посвящались богам этих планет.

Первый ярус, окрашенный в черный цвет, посвящался Сатурну; второй - оранжевого цвета - Юпитеру; третий, красный,- Марсу; четвертый, цвета золота,- Солнцу; пятый, желтый,- Венере; шестой, голубой,- Меркурию, и седьмой, серебряный,- Луне.

На этажи и в святилище этой Благословенной башни ведет лестница в виде спирали (символ духовного развития), ступени которой были около 80 см в высоту. На середине подъема есть комната и скамьи, где могут присесть и отдохнуть те, кто решил добраться до самой вершины. В верхней башне расположено большое святилище, а в нем - широкое, богато украшенное ложе, рядом с которым стоит золотой стол. Каждое утро, на восходе Солнца, верующие поют гимн Огня, повернувшись лицом к светилу, поднимающемуся к вершине башни*

О В Холме Неба соединяется символика лестницы и степеней посвящения. Восхождение на него паломника или жреца подобно путешествию к Центру Мира, наполняющему душу восторгом. Достигнув верхней террасы в попав в священное пространство... человек поднимается на совершенно новый уровень, возвышается над пространством скверны и вступает в «сферу чистоты». о Китайским аналогом зиккурата служит Алтарь Неба (Тьен Тан), или Круглая Возвышенность, расположенная к югу от Пекина. Четыре лестницы, сориентированные по странам света, ведут на три круглые террасы разной высоты, помещенные одна над другой и снабженные перилами. На второй террасе расположены таблички, посвященные Солнцу, Луне, Большой Медведице, пяти планетам, 28 Лунным домам (Сиеу) и звездам.

Алтарь, расположенный на верхней террасе, символизирует зодиак и небесную сферу. Во время зимнего солнцестояния Император и его вельможи с превеликой пышностью восходили на Тьен Тан, дабы поклониться Небу.

Шумерский храм, который строился как символ Мировой Горы - места обитания божества. Это космическая ось, связующая вертикаль между небом и землей, землей и подземным миром. Зиккурат строился семиэтажным, что символизировало семь небес или планов существования, семь планет и семь ступеней, чему соответствовали также семь металлов и семь цветов: 1. черный - Сатурн, свинец; 2. красно-коричневый - Юпитер, олово; 3. красно-розовый - Марс, железо; 4. золотистый - Солнце, золото; 5. бело-

золотистый - Венера, медь; 6. темно-синий - Меркурий, ртуть; 7. серебристый - Луна, серебро.

По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось.

Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). / Либо прямоугольного, многоэтажного храма башенного типа в городе Вавилоне Этеменанке (краеугольный камень неба и земли), либо подобного сооружению высотой 50 метров в Борзиппе (в настоящее время Бирс Нимруд) к югу от Вавилона, святилищу бога Набу, или Небо, вавилонского бога мудрости и письменности. Борзиппа и Вавилон были соединены каналом. /

Прообраз Вавилонской башни «зиггурат» - обширное священное сооружение из камня - характерная особенность больших шумерских городов Месопотамии. Лестница в нем вела от земли к храму на вершине, где между богом и жрицей заключался священный брак.

Вавилонская башня — Зиккурат Этеменанки в Вавилоне
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт., 11:3-4). Одно время считалось хорошим тоном скептически относиться к этому и всем прочим текстам Библии. Однако открытия археологов и сообщения древних авторов неопровержимо свидетельствуют: Вавилонская башня все-таки существовала!

…Время правления царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.) было периодом наивысшего расцвета Нововавилонского царства. Царь Вавилона победил египтян, разрушил Иерусалим и пленил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил свою столицу в неприступную твердыню. Он строил Вавилон на протяжении всех сорока трех лет своего правления. При нем началась реконструкция храмов Эмах, Нинурты и богини Иштар. Он обновил стены канала Арахту, построил деревянный мост на каменных опорах через Евфрат и канал Либил-хигалла, отстроил южную часть города с ее роскошными дворцами, перестроил и украсил храмовый комплекс Мардука, верховного бога Вавилона - Эсагилу.
О своих работах Навуходоносор оставил памятный текст, записанный клинописью на глиняном цилиндре. В нем подробно перечислены восстановленные и сооруженные заново храмы, дворцы, крепостные стены: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинами. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мошны- ми, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

В этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата - той самой Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
О том, что Вавилонская башня (ее называли «Этеменанки» - «Дом краеугольного камня неба и земли») действительно существовала, свидетельствуют раскопки археологов: был обнаружен ее гигантский фундамент. Она представляла собой традиционный для Двуречья зиккурат, башню при главном городском храме - Эсагиле. Как установили ученые, на всем протяжении бурной истории Вавилона башню неоднократно разрушали, но каждый раз ее восстанавливали и украшали заново.
Один из самых первых зиккуратов был сооружен на этом месте еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.), и еще до Хаммурапи он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Сохранилась надпись царя Набупалассара, в которой говорится: «Мардук повелел мне башню Этеменанки, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А его преемник Навуходоносор добавляет: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Грандиозный вавилонский зиккурат, построенный ассирийским зодчим Арадахдешу, располагался на священном участке земли в юго-западном углу Эсагилы. Он имел семь ярусов. Диаметр основания составлял 90 м, высота - около 100 м. При этом 33 м приходились на первый ярус, 18 - на второй и по 6 м - на остальные четыре.
Зиккурат увенчивался святилищем, облицованным сверкающими на солнце голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами. Оно было посвящено главному вавилонскому богу Мардуку и его супруге, богине утренней зари. Здесь стояли только позолоченные ложе и стол, где Мардук вкушал принесенные ему подношения (как известно, все знатные люди на Востоке, а также греческая и римская знать возлежали во время принятия пиши). Святилище увенчивали золоченые рога - символ верховного вавилонского божества.
Стоявшая в Нижнем храме, расположенном у основания зиккурата, статуя бога Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне, - пишет рассудительный историк, - это представляется весьма сомнительным…»
На строительство Этеменанки ушло 85 миллионов кирпичей. Колоссальный массив башни возвышался посреди горделивых храмов и дворцов Вавилона. Ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с целым лесом башен - все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства. Геродот видел это святилище в 458 г. до н.э., то есть примерно через полтораста лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще, несомненно, было в хорошем состоянии.
С вершины Этеменанки была хорошо видна почти точно такая же башня Эуриминанки. храм бога Набу в соседнем городе Барсиппе. Ее руины, скрытые под холмом Бирс-Нимруд, долгое время принимали за развалины Вавилонской башни. Дело в том, что комплекс Эсагилы с башней Этеменанки к середине IV в. до н.э. обветшал, и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, приказал разобрать его и возвести заново. Однако внезапная смерть Александра в 323 г. до н.э. помешала осуществиться этим планам. Лишь в 275 г. царь Антиох I Сотер восстановил Эсагилу, но башня Этеменанки так и не была отстроена заново. При раскопках археологи нашли только ее основание. Тогда и было окончательно установлено, где же в действительности находилась Вавилонская башня.