Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Что такое вид глагола? Какие бывают виды глаголов. Образование видов глагола

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте

Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

Что такое вид глагола?

Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? - это несовершенный вид, если что сделать? - совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым - этим и определяется вид.

Читать книгу (что делать? несовершенный вид) - действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) - действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола - совершенный.

Как связаны вид глагола и время?

Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги . Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).

В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.

При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги - я испеку пироги .

Основные способы образования видов глаголов

Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?

Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение - меняется и вопрос. Ехать (что делать?) - приехать, уехать, заехать (что сделать) ; плыть - заплыть, доплыть, переплыть; рисовать - нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.

Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать? , а значит, относится к совершенному виду.

Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять - уплотнить, приглашать - пригласить, кричать - крикнуть.

Нечастый случай: замена основы

Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.

Это лишь несколько "особенных" глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу "класть" - его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).

Двувидовые глаголы

Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?) - Он удачно стартовал (что сделал?).

Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.

Для чего нужно знать о видах глагола?

Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие - к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

"Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться " - в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. "Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль " - в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: "Зайдя к соседу, я спросил... "

Подведем итоги

Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос ("что делать?" или "что сделать?"). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного - только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

а) в его течении, в процессе совершения, а тем самым в длительности или повторяемости, напр.: жить, петь, работать, ходить, читать;

как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе совершения, будет ли то момент возникновения, начала действия или же момент его завершения, его результат, например: запеть, кончить, побежать, пропеть, прийти, узнать, уйти » [Грамматика–1960].

«Категория вида – это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости» [Русская грамматика–1980].

Понятие об аспектуальности. Раздел грамматики, который занимается изучением видов и способов действия глагола, называется аспектологией. Следует разграничивать аспектологию как раздел науки о языке и аспектуальность как функционально-семантическую категорию.

Аспектуальностькатегория, содержанием которой является характер протекания действия. В нее включаются глагольный вид, способы действия, а также дополнительные, вспомогательные элементы, переданные лексическими неглагольными и синтаксическими средствами выражения характера протекания действия. К ним относятся, например, наречия и словосочетания со значением длительности, непрерывности, мгновенности и т. п. (долго, весь день, изредка, часто, непрестанно и др.).

Категория вида характерна для всех глагольных форм. Она связана и с морфологией, и с синтаксисом. Традиционно категория вида квалифицируется как грамматическая и включается в качестве морфологического ядра в более широкую семантико-функциональную категорию аспектуальности.

Способы действия – это лексические группы, лексическая аспектуальность.

Понятие о виде.

Общепризнанное определение вида в современной лингвистиче­ской литературе отсутствует. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие единства в вопросе о содержании категории вида. Одни лингвисты называют до 4 видов (традици­онно выделяют 2), другие считают, что эта категория не существует вообще.

Историки языка считают, что категория вида является славянским новообразованием; поэтому она, естественно, отсутствует в немецком, английском, французском и др. языках. Деление на виды произошло в доисторический период, в современном состоянии виды оформились в XVI–XVII вв. и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Становление видовой системы русского глагола происходило параллельно с формированием системы времен.

Виды глагола имеют отличия в семантике, в количественном и качественном составе грамматических форм.

Семантика видов.

В течение длительного времени лингвисты пытаются определить инвариантное значение каждого вида, но сделать это не удаётся. Рассмотрим, какие значения назывались в качестве объединяющих, общевидовых.

В роли инвариантного значения совершенного вида (СВ) предлагались: предель­ность, законченность, результативность, точечность и целостность.

Определение СВ, основанное на понятие законченности, завершенности действия, восходит к Ф. Миклошичу, затем используется в работах В.А. Богородицкого, Л.А. Быковой и другие. Под законченностью понимается доведение действия до конца.

Противники этой точки зрения (А.М. Пешковский, В.В. Виноградов, И.П. Мучник и другие) обращают внимание на то, что под это определение не подходят: 1) глаголы со значением начала действия: запеть, побежать; 2) глаголы так называемого мгновенного действия: вздрогнуть, стукнуть и другие.

Основным значением СВ часто признается результативность (А.А. Шахматов, С.О. Карцевский, И.П. Мучник и другие). Другими словами, глаголы СВ должны обозначать действие, достигшее результата. Но, во-первых, результативность является значением способа действия (точнее – нескольких способов действия). Во-вторых, это значение способны передавать и глаголы НСВ (несовершенного вида): Ежедневно его коллега прочитывал не менее сотни документов. В-третьих, сами понятия «результативность» и «результат» обозначают не совпадающие полностью явления. Для доказательства этого положения М.Я. Гловинская с опорой на авторов модели «Смысл – Текст» дает следующие примеры:

вставать – встать стоять,

садиться – сесть – сидеть,

ложиться – лечь лежать и т. д.

Второй элемент каждой тройки обозначает конечный момент этого процесса (конец, предел его), который в то же время называется результативностью, но глагол обозначает не только и не столько результат действия, сколько конец процесса и начало состояния, которое выражено в третьем элементе и представляет собой результат действия [Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. – 1982.].

В качестве семантического инварианта СВ предлагалась целостность действия (Л.П. Размусен, Ф. де Соссюр, А. Достал, Р. Ружичка, Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко и другие). Понятие это от Л.П. Размусена до А.В. Бондарко изменялось по содержанию и в работе последнего трактуется следующим образом: «Целостность – это в известном смысле противоположность процессности… В действии как целом начало, середина и конец не выделяются, здесь все фазы слиты воедино» [Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971.]. В последних работах целостность рассматривается как свойство глаголов СВ, которое не позволяет им сочетаться с фазовыми глаголами типа начать, продолжать, заканчивать и т. д.; другими словами, раскрытие содержания термина подменяется показом сочетаемостного проявления. А.М. Пешковский этот же факт рассматривал как точечность. Но у большинства глаголов СВ значение конца не совпадает с концом. Это подтверждается, в частности, и возможностью многих глаголов СВ сочетаться с наречиями постепенно, медленно и т. д.: постепенно замедлился, расширился и т. д.

Наиболее распространенной в современной лингвистике является точка зрения, согласно которой инвариантным значением глаголов СВ является предельность (Р. Якобсон, В.В. Виноградов, Н.С. Авилова, Е.А. Земская, М.В. Панов, А.Н. Тихонов и другие).

В Русской грамматике–80 эта идея выражена в следующем предложении: «Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам совершенного вида» [Русская грамматика–80, ч. 1.]. Внутренний предел чаще всего представляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается или превращается в новое состояние, ср.: переписывать – переписать, белить – побелить.

Понятие внутреннего пределаблизко к понятию законченного действияи характеризуется теми же недочетами, что и предшествующее.

Во-первых, существуют группы глаголов СВ, действие в которых не может быть доведено до предела (до конца). Это прежде всего глаголы, обозначающие изменения свойства или положения в пространстве: расшириться, побелеть, углубиться, ослабеть, охладиться, окрепнуть и под. В отличие от остальных предельных глаголов СВ они могут обозначать действие, совершающееся и после каких-либо событий, ср.: Цены повысились и повышаются.

Во-вторых, не подходят под это определение глаголы со значением начала действия (зацвёл, побрёл) и глаголы со значением мгновенного действия (вздрогнуть, стукнуть и под.). В Русской грамматике–80 о таких глаголах говорится следующее: «Глаголы совершенного вида могут выражать и такой предел, который ограничивает действие во времени, фиксирует его начало (запеть, заговорить) , окончание (но не исчерпанность) (отговорить, отшуметь, отобедать), некоторый временной отрезок (полежать, постоять) , ограничение действия одним актом его совершения (прыгнуть, крикнуть) » [Русская грамматика–80, ч. 1.]. Нетрудно заметить искусственность подгонки значения перечисленных глаголов под значение предельности. Недостатком этой теории является то, что понятия граница, предел сложны и во многом субъективны, не имеют формальных показателей.

Таким образом, общего (инвариантного) значения, объединяющего все глаголы СВ, не выделено. Логично, по нашему мнению, говорить о комбинации разных значений в каждом глаголе; например, глагол прочитать содержит в себе значения предельности, законченности, результативности и целостности; глагол толкнуть – значение мгновенного действия, целостности, законченности и т. д.

Грамматические особенности видов.

Глаголы НСВ и СВ различаются составом форм, сочетаемостными свойствами, субституционными возможностями.

Глаголы НСВ имеют три формы времени: настоящее (читаю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют ), прошедшее (читал, -а, -о, -и ), будущее аналитическое (буду, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут читать) .

Причастия, образованные от них, имеют две формы времени: настоящего и прошедшего; примеры: читающий, читавший; читаемый, читанный.

Глаголы СВ имеют две формы времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, -а, -о, -и; прочитаю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) .

Причастия, образованные от них, имеют одну форму времени – прошедшее (прочитавший, -ая, -ее, -ие) .

Таким образом, СВ и НСВ не совпадают по составу парадигм.

Различаются виды и сочетаемостными возможностями: глаголы НСВ сочетаются с фазисными глаголами начать, продолжать, кончать и под. (начинаю заниматься ), а также с наречиями типа долго, продолжительно и предложными сочетаниями имен существительных по вечерам, по утрам и под.: долго думать, отдыхать по воскресеньям у моря.

По отношению к глаголам НСВ используют учебно-исследовательский вопрос что делать?, к глаголам СВ – вопрос что сделать?, что свидетельствует об их разных субституционных возможностях.

Отличаются виды и средствами видообразования; следовательно, в некоторых случаях – и морфемной структурой.

По отношению к виду используют понятие «маркированный член оппозиции» и «немаркированный член». Эти понятия были введены в лингвистический обиход Н.С. Трубецким и Р. Якобсоном. Применительно к видовому противопоставлению совершенный вид характеризуется как маркированный, признаковый, обладающий определенным значением некоторого признака; несовершенный вид – как немаркированный член видового противопоставления, выступающий в позиции нейтрализации.

Средства видообразования.

Основными средствами образования видов являются имперфективация и перфективация .

Имперфективация (от имперфективный, то есть несовершенный) – это образование глаголов НСВ от глаголов СВ путем суффиксации: переписать – переписывать, одолеть – одолевать.

Имперфективация осуществляется при помощи суффиксов - ыва- /- ива- :

вписать – вписывать,

обмазать – обмазывать,

усвоить – усваивать,

заходить – захаживать,

выздороветь – выздоравливать;

одолеть – одолевать

сдуть – сдувать,

смыть – смывать;

замести – заметать,

вылезти – вылезать,

привыкнуть – привыкать.

Суффиксация сопровождается чередованием гласных, перемещением ударения:

опустить – опускать,

зажечь – зажигать,

отсыпать – отсыпать.

В последнем примере суффиксы -а - омонимичны. Чтобы убедиться в этом, сравним парадигмы:

Суффикс - а - сохраняется в парадигме глагола НСВ, он лишь по звучанию совпадает с суффиксом инфинитива глагола СВ.

При имперфективации совершенный вид выступает в качестве маркированного члена видовой оппозиции. Глагол совершенного вида «определяет лексическое и грамматическое поведение производного члена корреляции, который является зависимым от производящего и по смыслу, и по форме» [Тихонов А.Н. Глагол. - 1998].

Перфективация (от перфективный – совершенный ) – это образование глаголов СВ от глаголов НСВ путем префиксации: писать – написать, переписать, дописать и так далее.

В исключительных случаях у беспрефиксных глаголов перфективация осуществляется с помощью суффикса - ну- (-н-); ср.: колоть – кольнуть (кольнет), мелькать – мелькнуть и другие, а также префиксально-суффиксальным способом: глотать – проглотить, кланяться поклониться.

Форма несовершенного вида программирует лексическое и грамматическое поведение формы совершенного вида, зависимой от производящей и по смыслу, и по форме. Поэтому при перфективации маркированным членом видовой оппозиции является несовершенный вид.

Возможен супплетивный способ образования видов: ложиться – лечь, брать – взять, класть – положить, возвращать – вернуть, ловить – поймать, говорить – сказать и др. В некоторых работах супплетивизм видовых пар трактуется расширительно: к супплетивным парам относят: 1) лечь – ложиться, сесть – садиться, стать – становиться, лопнуть – лопаться ; 2) вернуть – возвращать (СВ также возвратить) .

Понятие видовой цепи. Видовая цепь отражает историю образования русских слов и максимально насчитывает четыре звена. Схематически ее можно изобразить следующим образом:

бесприставочный

приставочный

глагол НСВ,

глагол СВ,

глагол НСВ,

глагол СВ,

суффиксация,

префиксация,

первичный

имперфектив

первичный

перфектив

вторичная

имперфективация

вторичная

перфективация

Играть выиграть выигрывать повыигрывать

Видовые пары (система видовых оппозиций).

Категория вида в русском языке охватывает все глаголы, но не все они образуют видовые пары. «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида. Члены видовых корреляций обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (совершенный вид) или длительность его, продолжительность (несовершенный вид)» [Тихонов А.Н. Глагол. – 1998.]. Видовые пары составляют глаголы противопоставленных видов, тождественные по лексическому значению. Такие отношения, когда видовые различия не сопровождаются изменениями в семантике, называются коррелятивными. В образовании видовых пар участвуют только предельные глаголы: одни (НСВ) передают стремление к пределу, другие (СВ) выражают значение предела. Таким образом, способность объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глаголов: если у глаголов несовершенного и совершенного вида лексическое значение не изменяется, сохраняется, то такие глаголы образуют видовую пару. Если глаголы не способны выражать достижение предела или стремление к нему, они относятся к непредельным глаголам и не входят в видовые пары. Видовая пара – это глаголы противопоставленных видов, тождественные по значению. Примеры: глаголы измерять – измерить, пахать – вспахать не различаются семантикой. Их различие только в виде, поэтому они образуют видовые пары. Приставки до- и пере- в глаголах дописать и перепахать вносят дополнительное лексическое значение префиксального глагола в сравнении с глаголом несовершенного вида, поэтому глаголы писать – дописать, пахать – перепахать не образуют видовые пары. Это однокоренные некоррелятивные глаголы совершенного и несовершенного вида.

Видовые пары образуются теми же способами, что и все глаголы, – они являются результатом имперфективации и перфективации; при этом рассматриваются только те глаголы, которые сохраняют семантику. При имперфективации наиболее продуктивным является суффикс - ива-(ыва-): выиграть – выигрывать.

При перфективации актуальным является вопрос о чистовидовых приставках. При изменении вида они не должны менять лексическое значение глагола. Выявление коррелятивности значения у глаголов совершенного и несовершенного вида вызывает большие затруднения, так как префиксы должны обозначать лишь внутренний предел процесса и указывать «на естественный исход процесса» (В.В. Виноградов). Примеры: проектировать – спроектировать, писать – написать, строить – построить (подробное описание префиксальных видовых корреляций дано в монографии А.Н. Тихонова «Глагол». –1998.).

По наблюдениям А.Н. Тихонова, в многозначных глаголах члены видовых пар обычно совпадают во всех значениях, имеют полную семантическую соотносительность (см. глаголы открыть – открывать, делать – сделать и под.). Иногда члены видовых корреляций имеют неполную семантическую соотносительность, совпадают в части своих значений (см. глаголы выступать – выступить и под.).

А.А. Зализняк и А.Д. Шмелев к видовым парам относят следующие: благодарить – поблагодарить, пробовать – попробовать, нравиться – понравиться, хвалить – похвалить, чувствовать – почувствовать, радоваться – обрадоваться, врать – соврать, петь – спеть и др. [Анна А. Зализняк, Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию. - Языки русской культуры, 2000.].

Все глаголы с точки зрения вхождения их в видовые пары делятся на парные по виду и непарные по виду. Парными по виду являются глаголы совершенного и несовершенного вида с коррелятивными отношениями, в которых выражены различия при сохранении лексического значения (то есть глаголы, входящие в видовые пары). Парные по виду глаголы, таким образом, – это предельные глаголы: одни из них (глаголы совершенного вида) выражают значение предела, другие (глаголы несовершенного вида) – стремление к нему.

Непарными по виду являются непредельные глаголы. Они не образуют видовых пар, относятся только к одному виду (совершенному и несовершенному), за счет чего и получили название одновидовых глаголов.

Одновидовые глаголы несовершенного вида включают в себя следующие семантические группы:

    глаголы со значением интеллектуального состояния: верить, знать, полагать, помнить и под.;

    глаголы, обозначающие природные физические процессы: жечь, печь, греть и другие;

    глаголы со значением физических и психических состояний: болеть, беспокоиться, стесняться и под.;

    глаголы неоднонаправленного движения: бегать, бродить и т.п.;

    глаголы со значением активного звучания: стучать, звонить, греметь и другие;

    глаголы со значением восприятия органами чувств: смотреть, созерцать и так далее;

    модальные глаголы: хотеть, мочь, желать и другие;

    связочные и полусвязочные глаголы, означающие различные отношения между кем-н. и чем-н.: быть, являться, доводиться, состоять, числиться и т.п.

Одновидовые глаголы совершенного вида включают следующие разряды:

    глаголы с суффиксом - ну -, имеющие однократное значение: крикнуть, стукнуть и под.;

    глаголы со значением начала действия: заговорить, закрывать и под.;

    глаголы с ограничительным значением: поболтать, поговорить.

Двувидовые глаголы.

Парные по виду глаголы составляют около 75% всей глагольной лексики, непарные (одновидовые) – около 20%. 5–6 оставшихся процентов падает на долю так называемых двувидовых глаголов [Тихонов А.Н. Глагол. –1998.]. К двувидовым относят примерно 600–700 глаголов (из них 50–60 древних), у которых под одним звуковым комплексом скрываются глаголы совершенного и несовершенного вида, значения которых реализуются в определенных контекстах (то есть видовая корреляция не имеет выраженных формальных отличий). Ср.: В курсовой работе я обычно использую до 50 источников. В последующих работах я использую представленные Вами материалы. В составе двувидовых глаголов выделяют две группы. Первую, малочисленную, составляют глаголы русского и старославянского происхождения: велеть, женить(ся), заимствовать, исповедовать(ся), исследовать, казнить, крестить(ся), миновать, напутствовать, оборудовать, ранить, расследовать, содействовать и другие.

Во вторую, более многочисленную группу входят глаголы, заимствованные из западноевропейских языков: арендовать, ассигновать, рапортовать, рекомендовать, салютовать, аккредитовать, организовать, централизовать, газифицировать, абонировать, авансировать, гарантировать, иллюстрировать, эмигрировать, активизировать, механизировать, систематизировать, стабилизировать(ся) и другие.

Несмотря на определенную специфику, двувидовые глаголы являются частью системы глагольной лексики. От них могут быть образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Ср.: молвить – вымолвить, иллюстрировать – проиллюстрировать, переформировать – переформировывать.

Некоторые ученые двувидовость считают морфологической аномалией русского языка (шире – славянских языков): А.В. Исаченко, Б.П. Шуба и др. Анализируя эту проблему, А.Н. Тихонов рассматривает разные точки зрения и активно поддерживает противоположную точку зрения [Тихонов А.Н. Глагол. – 1998.].

Видовая характеристика глаголов движения.

Глаголы движения в русском языке часто представлены парными глаголами несовершенного вида:

идти ходить

ехать ездить

бежать бегать

лететь летать

плыть плавать

нести носить

везти возить

лезть лазить

тащить таскать

гнать гонять

брести бродить

ползти ползать

катить катать и т. д.

Глаголы левой колонки обозначают движение в определенном направлении и называются однонаправленными, происходящими в конкретный момент. Глаголы правой колонки называют движение в разных направлениях (разнонаправленные), многократно повторяющиеся или те случаи, когда речь идет о действиях вообще и направление не указывается. Они называются разнонаправленными или многократными.

Таким образом, русские глаголы движения противостоят друг другу по одно- и разнонаправленности, а также по кратности–некратности. Однонаправленные однократные глаголы бежать, брести, везти, гнать, ехать, вести, плыть, лезть, нести и под. обозначают движение, перемещение каким-либо способом чего-либо в одном направлении в определенный момент. В предложении с данными глаголами могут использоваться слова и словосочетания типа сегодня, сейчас, в этот раз и под. Глаголы бегать, бродить, возить, гонять, ездить, водить, плавать, лазить, носить и под. обозначают движение, специально никуда не направленное (По вечерам он бегал), многократное (Мы ездим в лес по выходным) , как постоянное свойство (Птицы летают) .

При обозначении многократного повторяющегося движения могут употребляться не только глаголы разнонаправленного движения, но и глаголы однонаправленного движения (Ср.: После занятий я хожу в библиотеку и работаю там до вечера. После обеда я иду в библиотеку и работаю там до вечера).

Глаголы движения своеобразны с точки зрения видовых отношений: бесприставочные глаголы неоднонаправленного движения никогда не образуют видовых пар. У приставочных глаголов неоднонаправленного движения видовые пары могут быть образованы путём вторичной имперфективации: перевезти – перевозить. Не образуют видовых пар глаголы со значением ограниченности во времени (поносить), окончания действия (отбегать), интенсивности (разбегался) и некоторые другие.

От глаголов однонаправленного движения очень легко образуются приставочные глаголы совершенного вида, но они не образуют видовых пар с бесприставочными, так как различаются семантикой. Однако от этих приставочных глаголов легко образуются видовые пары путем вторичной имперфективации: ср.: нести – перенести – переносить; плыть – заплыть – заплывать.

Вид — это грамматическая категория глагола, представляющая процесс как ограниченный его внутренним пределом либо как не охарактеризованный по своей длительности или повторяемости и выражающая это значение в противопоставлении форм совершенного и несовершенного вида. Так, в предложении Я звал тебя , но ты не оглянулась , / Я слезы лил , но ты не снизошла (А. Блок) формы глаголов звал и лил обозначают протекание действия во времени, но не указывают, доведены ли эти действия до конца; напротив, формы глаголов оглянувшсь и снизошла обозначают завершенное действие, достигшее своего предела.

Значение "внутренний предел процесса" является, конечно, абстрактным, но оно конкретизируется лексическим значением глагола, а также зависит от других относящихся к глаголу словоформ. Сам процесс, достигший "внутреннего предела", может быть как мгновенным (Девушка вздрогнула ), так и длительным, обозначающим не только завершение всего процесса, но и отдельных его этапов: Он построил дом (действие завершено полностью); Он просидел целый день (действие доведено до предела в течение определенного времени); Мальчик заговорил (доведен до предела начальный этап действия); Отшумели весенние грозы (доведен до предела конечный этап). Глаголы, выражающие значение достижения процессом своего предела, называются глаголами совершенного вида (взять , прибежать , сказать , выздороветь , построить ): Я решил свою задачу , Он догнал товарищей. Чаше всего глаголы совершенного вида обозначают;

  • 1) действие или состояние как конкретный единичный факт: Несчастью верная сестра , / Надежда в мрачном подземелье / Разбудит бодрость и веселье (А. Пушкин);
  • 2) действие или состояние как ограниченный пределом целостный факт: На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник (М. Булгаков).

Глаголы, не выражающие значения ограниченности процесса или его целостности, обозначающие процесс в его течении или повторяемости, называются глаголами несовершенного вида (брать , читать , писать , болеть , прощать ): Я долго решал задачу; Она писала подругам; В своей компании они становились совсем другими; Каждую неделю он звонил , требовал , предупреждал . Обычно глаголы несовершенного вида обозначают:

  • 1) конкретный процесс, не ограниченный пределом и представленный в течение его осуществления: Сияет солнце , воды блещут , /На всем улыбка , жизнь во всем. / Деревья радостно трепещут . / Купаясь в небе голубом (Ф. Тютчев);
  • 2) процесс, повторяющийся неограниченное количество раз: Любил я часто , чаще ненавидел (М. Лермонтов);
  • 3) процесс, происходящий постоянно и без перерывов: Океаны окружают сушу; Угол падения равняется углу отражения;
  • 4) процесс, представленный в виде обобщенного факта: Все находили , что у молодых очень уютный уголок (А. Чехов).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются своими парадигмами. Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы прошедшего и будущего времени (сказал , скажу ), от глаголов несовершенного вида образуются формы прошедшего, настоящего и будущего сложного времени (брал , беру , буду брать ). От глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени (читающий , читавший , читаемый , читанный ), а от глаголов совершенного вида — действительные и страдательные причастия прошедшего времени (прочитавший , прочитанный ).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются возможностью или невозможностью сочетаться с теми или иными словами. Например, глаголы совершенного вида не могут сочетаться с наречиями и словосочетаниями, выражающими значение неограниченной длительности или повторяемости, нецелесообразности или нежелательности, а также с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса (долго , без конца , часто , постоянно , ежедневно , каждый день , бесполезно , напрасно , не стоит , не нравится , начинать , продолжать , прекратить ). Напротив, глаголы несовершенного вида легко сочетаются с такими словами и словосочетаниями (долго звонить , ежедневно писать , плавать по утрам , не нравится сидеть , все время говорить , продолжать писать ).

Особого замечания требуют двувидовые глаголы — глаголы, которые в зависимости от контекста или формы могут выражать значения как совершенного, так и несовершенного вида (велеть , использовать , исследовать , казнить , молвить , женить , ранить , наследовать , обещать , капитулировать , командировать , ликвидировать , организовать , парировать , регулировать , содействовать , телефонизировать , электрифицировать ). Видовое значение такого глагола может быть определено

  • 1) по контексту: У соседей свадьба , они женят сына (несов. вид). — Без меня меня женили (сов. вид);
  • 2) по сочетаемости с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса, с наречиями со значением длительности или повторяемости, а также с другими словами, имеющими значение нецелесообразности или отрицательного отношения к процессу, когда реализуется значение несовершенного вида: начну исследовать , продолжу использовать , ежедневно содействовать , не к лицу обещать , не стоит женить , не нравится регулировать;
  • 3) по форме: в формах будущего сложного, причастиях настоящего времени, деепричастиях с суффиксом () такие глаголы употребляются как глаголы несовершенного вида: буду использовать , обещающий , обследуемый , регулируя; в формах страдательных причастий прошедшего времени (использованный , обследованный ) и деепричастий с суффиксами , -вши , -ши (ликвидировав , женившись , потрясши ) — как глаголы совершенного вида.

Все глаголы русского языка имеют значение вида. При этом многие из них могут быть противопоставлены друг другу только по виду, т.е. образуют видовую пару. Таким образом, видовая пара представляет собой противопоставление однокоренных глаголов, тождественных по своему лексическому значению и отличающихся друг от друга только видовым значением: переписать переписывать , делать сделать , дать давать.

Выделяют четыре типа видовых пар:

  • 1) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида с помощью приставок вз- , воз- , вы- , за- , из- , на- , о- , об- , от- , пере- , по- , под- , при- , про- , раз- , с- ,у-. Например: пахать (несов.) —вспахать (сов.), мужать (несов.) —возмужать (сов.), лечить (несов.) — вылечить (сов.), солить (несов.) — засолить (сов.), печь (несов.) — испечь (сов.), писать (несов.) — написать (сов.), бесчестить (несов.) — обесчестить (сов.), менять (несов.) — обменять (сов.), строить (несов.) — построить (сов.), считать (несов.) — подсчитать (сов.), готовить (несов.) — приготовить (сов.), будить (несов.) —разбудить (сов.), молчать (несов.) — смолчать (сов.), трамбовать (несов.) — утрамбовать (сов.);
  • 2) видовая пара, образуемая от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ыва , -ива , -ва , -а: переписать (сов.) — переписывать (несов.),рассмотреть (сов.) — рассматривать (несов.), дать (сов.) — давать (несов.), решить (сов.) — решать (несов.); при этом возможны чередование гласных в корне и смена ударения: оскорбить (сов.) — оскорблять (несов.), оспорить (сов.) — оспаривать (несов.), отрезать (сов.) — отрезать (несов.);
  • 3) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида посредством приставок и суффиксов: падать (несов.) — упасть (сов.), сажать (несов.) — посадить (сов.);
  • 4) видовая пара, образуемая разнокоренными глаголами с тождественным лексическим значением: говорить (несов.) — сказать (сов.), брать (несов.) — взять (сов.), класть (несов.) — положить (сов.).

Но не все глаголы русского языка могут образовывать видовую пару, хотя русское языковое сознание требует "парности", отчего появляются (пусть и считаются нелитературными) оженить , поженить , поучаствовать , поприветствовать , использовать , образовывать и т.п. Способностью входить в видовую пару обладают только те глаголы, которые обозначают процесс, достигший определенного предела (у глаголов совершенного вида: перекрестить , сделать , покрасить ) или направленный к достижению предела (у глаголов несовершенного вида: крестить , делать , красить ). Иногда один и тот же глагол может входить в разные видовые пары. Например, глагол купать входит в видовые пары купать выкупать и купать искупать , глагол засеять — в видовые пары засеять засеивать и засеять засевать. При этом синонимичными в значении совершенного вида являются приставочные глаголы выкупать и искупать , а в значении несовершенного вида — глаголы засеивать и засевать , различающиеся своими суффиксами.

Видовую пару не образуют глаголы, обозначающие процесс, который не достигает предела или не направлен на его достижение (лежать , жить , грустить , спать ). При присоединении приставок к таким глаголам совершенный вид выражает только начало, ограниченное какими-либо временными пределами, или окончание процесса: загрустить , полежать , отжить. Таким образом, если однокоренные глаголы различаются не только видовым, но и словоообразовательным значением, то видовой пары не образуется. Например, глагол заговорить отличается от глагола говорить не только значением совершенного вида, но и значением начала действия; глагол мигнуть отличается от глагола мигать не только значением совершенного вида, но и значением однократности действия.

Существуют глаголы, не имеющие соотносительного парного глагола другого вида; например, глаголы совершенного вида воспрянуть , очутиться , хлынуть не имеют однокоренных глаголов несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида находиться , нуждаться , обождать , опасаться , противоречить , чуждаться — однокоренных глаголов совершенного вида.

Некоторые многозначные глаголы видовую пару могут образовывать лишь в некоторых своих значениях. Например, глагол леденеть оледенеть в значении "коченеть, стынуть от холода", но не в значении "превращаться в лед", глагол бить в значении "ударяя, причинять боль кому-нибудь, избивать" образует видовую пару с глаголом побить , глагол сулить образует видовую пару с глаголом посулить в значении "обещать", но не имеет видовой пары в значении "предвещать, предсказывать", глагол киснуть образует видовую пару с глаголом прокиснуть в значении "делаться кислым от брожения" (молоко киснет , прокиснет ), но не в переносном значении "быть вялым, унылым; недомогать".

Вид глагола. Вид- постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику- относятся к совершенному виду СВ или несовершенному виду НСВ. Глаголы СВ отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие прочитать или действие, достигшее определенного предела похудеть. Эти глаголы описывают действие как факт Наступила осень, листья пожелтели и опали Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия С ним так бывает остановится и задумается. Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия читать действия, достигшего определенного предела худеть. Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ читать, менять, кричать. Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку читать пере-читать, приставку и суффикс менять с-мен-и-ть или суффикс -ну- со значением однократности кричать крик-ну-ть. Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например летать у-летать. Два глагола, различающиеся только видовым значением завершенность действия, достижение действием предела, составляют видовую пару делать- сделать, читать- прочитать.

Некоторые глаголы имеют супплетивные образованные от другой основы видовые пары говорить- сказать.

В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения разрйзать- разрезбть. В русском языке есть двувидовые глаголы значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать Вчера он наконец женился- СВ Он женился несколько раз- НСВ, глаголы на -ировать телеграфировать, оперировать Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия- НСВ- Он решил телеграфировать о своем приезде- СВ. В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия они обозначают не действие, а факт стоить, иметь- НСВ или моментальный переход из одного состояния в другое вскрикнуть, очнуться- СВ. Время В современном русском языке у глаголов различают три формы времени настоящее, прошедшее и будущее.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи, например Пушкин перешагнул через хребет столетия Р. Гамзатов. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л например петь - пел, работать - работал.

Но в некоторых случаях форма мужского рода прошедшего времени образуется без суффикса -л- нести - нес, а в форме женского и среднего рода и в форме множественного числа этот суффикс появляется несла, несло, несли. У глаголов на -чь при образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч г или ч к, например стере-чь - стерег, пе-чь - пек. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком К. Паустовский. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете, ид-ут. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, например Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад С. Есенин. Будущее время имеет две формы простую и сложную.

От глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний образуется будущее простое восстановлю, а от глаголов несовершенного вида - будущее сложное буду восстанавливать. Форма будущего сложного состоит из двух слов из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида. Наклонение Наклонение- непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем.

Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.

Средством выражения изъявительного наклонения являются показатели времени суффиксы -л- и -Ш- в прошедшем времени нес-л-а, нес-Ш личные окончания в настоящем и будущем времени нес-у, буд-у нести, принес-у. Повелительное наклонение императив выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа.

Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам. Повелительное наклонение имеет следующие средства выражения в 1 лице представлена так называемая форма совместного действия пойд-ем-те, давайте пойдем, в форме 2 лица повелительное наклонение выражается формообразующими суффиксами -и- пиш-и- или -Ш- сядь-Ш в 3 лице представлены составные формы с вспомогательными элементами пусть, пускай, да пусть идет идут, да здравствует. Условное сослагательное наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие.

Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы Если бы он пришел, мы пошли бы в кино. Форма наклонения может иметь переносное употребление.

Изъявительное наклонение может употребляться в значении условного Чего тебе было надо? Взял да и ушел Взял бы и ушел бы или в значении повелительного наклонения Ну, пошли Ну, пойдемте. Повелительное наклонение может употребляться в значении изъявительного А он возьми да и скажи А он взял и сказал или в значении условного Приди он вовремя, ничего бы не случилось Если бы он пришел вовремя, ничего бы не случилось. Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного Я хотел бы вам сказать Я хочу вам сказать или в значении повелительного Сходил бы ты за хлебом Сходи за хлебом. Наречие Наречие- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко- предмета.

Наречия неизменяемы за исключение качественных наречий на -о -е и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию быстро бежать, очень быстрый, очень быстро. В предложении наречие обычно бывает обстоятельством. В редких случаях наречие может примыкать к существительному бег наперегонки существительное имеет значение действия, яйцо всмятку, кофе по-варшавски.

В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям- по функции и по значению.

По функции выделяют два разряда местоимений- знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные- указывают на них, ср. справа- где, налево- куда, сдуру- почему, назло- затем, вчера- тогда. Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например там, туда, тогда- указательные, где, куда, зачем- вопросительно-относительные, везде, всюду- определительные ит.д. Выделяют два разряда наречий по значению- определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак- его качество, количество, способ совершения очень, красиво, весело, по-моему, пешком и подразделяются на следующие разряды качественные, или образа действия как? каким образом? быстро, так, вдвоем количественные, или меры и степени в какой мере? насколько? очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды места где? куда? откуда? справа, там, наверху времени когда? как долго? вчера, тогда, весной, когда причины почему? сгоряча, почему, потому цели зачем? для чего? назло, зачем, затем. Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость- это их постоянный морфологический признак. Однако качественные наречия на -о -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения - сравнительную и превосходную, например прыгнуть далеко - дальше - более далеко - дальше всех. Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? Она имеет две формы - простую и составную. Простая форма образуется при помощи суффиксов -ее- -ей -е -ше- от исходной формы наречий, от которой отбрасываются конечные -о- -е -ко например легко - легче, тонко - тоньше, жарко - жарче, близко - ближе.

Составная форма образуется с помощью слов более и менее, например более легко, более тонко, менее близко.

Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени, и имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех всего или исходной формы наречия и слова наиболее, например прыгнул дальше всех, написал грамотнее всех, осветить наиболее полно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский язык

Не менее важно и то, что язык является также орудием мышления. Человеческое мышление опирается на языковые средства, а результаты.. Язык - форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации. В дошедших до наших дней пословицах и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: