Скифы и сарматы. Культура кочевых племен сарматов и скифов Геродот о происхождении савроматов

Сарматские племена

С ослаблением скифского могущества в III веке до нашей эры главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от иранского слова «сао-романт», что значит «опоясанный мечом»).

Этническая принадлежность. Язык.

Геродот отмечает родство сарматов со скифами, ссылаясь на близость их языка. Он приводит легенду об амазонках, от брака которых со скифами якобы произошли сарматы.

Геродот о происхождении савроматов

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими женами будете вы, и никакие другие женщины».

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе. Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужнину из числа врагов».

Такова древнегреческая новелла о происхождении савроматов. Эта новелла возникла, по предположению исследователей, в результате слияния древнегреческих мифов об амазонках и скифских сказаний о савроматских женщинах, которые тоже ездили верхом, охотились и участвовали в войнах. И получилась поэтическая, красивая легенда.

Но многое из этой красивой легенды Геродота подтверждается. Подтверждаются сведения о савроматских женщинах-воительницах. В женских погребениях, как и в мужских, археологи находят оружие и конское снаряжение.

В этой связи интересные и важные сведения имеются у Псевдо-Гиппократа. Он пишет: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его — савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходят в правое плечо и руку».

Ряд исследователей столь воинственный образ сарматок объясняют тем, что когда савроматские мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и хозяйство. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Отсюда и навыки верховюй езды, и умение владеть оружием, и воинственность.

Язык сарматов принадлежит к северо-восточной группе иранских языков. Отзвуки его, по мнению лингвистов, можно найти в современном осетинском языке. От античных авторов мы узнаем и о названии отдельных племен. Основные из них: арсы, сираки. роксоланы. языги, аланы.

Древнейший период сарматов VI—IV веков до нашей эры характеризуется развитием коневодства. В это время происходит образование союзов родственных племен во главе с вождями. Появляется и совершенствуется новый тип железного оружия и снаряжения. К концу этого периода союзы племен вышли на историческую арену как сильные в военном отношении объединения, стремившиеся к расширению пастбищной территории, к ближайшему соседству с причерноморскими государствами.

Часть кочующих в степях Приазовья сарматов проникла и на Таврический полуостров, где оказывала активное влияние на жизнь народов Крыма. Особенно оно усилилось в первые века нашей эры. Отношения сарматов со скифами носили попеременно то враждебный, то мирный характер.

Во II веке нашей эры, по-видимому, на основе объединения арсов и сираков аланы образуют мощный союз племён. Этот союз занимал господствующее положение среди других сарматских племен. Пребывание аланов в Крыму, куда они переселились из Прикубанья и Тамани, находит свое подтверждение в ряде памятников. Учащение военных столкновений с сарматами в конце I и во II веке нашло отражение в изобразительном искусстве Боспора и причерноморских городов. Яркими памятниками этих бурных событий служат росписи пантикапейских склепов, передающих сцены поединков греков с кочевниками.

На каменных надгробных рельефах, терракотовых статуэтках, монетах встречаются изображения пеших и конных воинов, одетых в панцирные доспехи, скачущих всадников и ряд других сюжетов. У воинов, изображенных на этих памятниках, характерные для сарматского вооружения мечи с кольцевым навершием, длинные копья, развевающиеся плащи и круглые фалары на крупах коней. Античные авторы характеризуют аланов как «храбрых, сильных и многоконных» воинов.

С середины III века нашей эры в причерноморские степи надвигаются с северо-завада готы, в союз с которыми вступают и другие племена. В числе их были и аланы, занимавшие не последнее место в руководстве армии готов. Пребывание готов в Крыму сопровождалось опустошительными набегами на прибрежные области, подорвавшими развитие причерноморских городов.

В IV веке аланы подвергаются нападению новых кочевников — гуннов. «Пройдя через земли аланов, — сообщает историк, — гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединили их к себе».

В стремительном движении на запад гунны увлекают за собой часть аланов. Аланы проходят через всю Европу, переправляются морем в Африку, распространяя среди других народов свои военные приемы. Часть аланов осталась в Крыму.

Аланы хоронили умерших в узких подкурганных могилах, в более позднее время — в катакомбах.

Хозяйство, быт и культура сарматских племён

В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. «Они следуют за своими стадами, — свидетельствует Страбон, — выбирая всегда местности с хорошими пастбищами. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей».

Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде.

Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки. Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также просяной кашей.

Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым распространенным был плащ греческого вида, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык. Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом. Обувь с острыми носами также расшивалась бусами. Весь убор дополнялся диадемами, ожерельями, серьгами, подвесками, браслетами, кольцами и перстнями. Признаками знатности были золотые гривны и венцы.

Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий, простой посуды. Большое значение в жизни сарматов имели войны, которые велись из-за пастбищ или с целью захвата добычи. Особенно возросла роль войны в ходе передвижения сарматов на запад. В это время совершенствуются организация войска, военная тактика, вооружение. Налаживается массовое изготовление железных наконечников стрел, сменивших бронзовые. Входит в обиход новая форма короткого меча с кольцевым навершием. Появляются панцири с комбинированным набором из чешуек, пластин и кольчужного плетения. Во II—IV веках распространяются кольчуги. Изготовленные из прутьев щиты украшались круглыми металлическими украшениями.

Решающую роль у сарматов играл конный бой. В первые века нашей эры особое значение получает тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они были вооружены длинными копьями, которые держали двумя руками на перевес, и длинными прямыми мечами для удара с коня. Источники отмечают внезапность и неожиданность атаки сарматов, особый способ метания дротиков, набрасывание арканов на противника. Они применяли атаку переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, набрасывались на противника с копьями.

Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения и другие изделия.

Постоянные войны усилили у сарматов власть вождя — «царя», вокруг которого группировалась военная дружина. Родовой строй у сарматов держался стойко, и они в своем политическом развитии не перешли к созданию единого государства.

Отличительной особенностью сарматского общественного строя, особенно на раннем этапе его развития, было наличие пережитков матриархата. Ряд античных авторов называет сарматов женоуправляемыми. В исторических источниках упоминаются сарматские царицы Магма, Тамирис и другие. Сарматские женщины отличались смелым и воинственным характером. Они ходили на войну вместе со своими мужьями.

У сарматов существовали религиозные представления. Главным предметом культа, как и у скифов, был меч, олицетворяющий бога войны. По словам историка, сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».

Они почитали великую богиню плодородия, которая была и покровительницей коней. У сарматов также существовал культ солнца и огня, хранительницами которого пыли специальные жрицы.

Было развито и сарматское искусство. Большое место в художественном оформлении вещей у сарматов занимало у крашение их разноцветными стеклами, полудрагоценными камнями и эмалью, вкрапленными в гнезда и, как правило, обрамленными филигранным узором.

Кочевой образ жизни сарматов и широкие торговые связи содействовали вовлечению их в сферу разнообразных культурных влияний Востока, античного Юга и Запада, наложивших особый отпечаток на их культуру.

С приходом сарматов во многом изменился состав населения Крыма, включавшего в себя новые этнические элементы. Об этом свидетельствует увеличение количества «варварских» слов в надписях черноморских городов. Проникновение сарматов в причерноморские города и вхождение их в число правящих династий на Боспоре привело к дальнейшей сарматизации античной культуры. Сарматы оказали большое влияние на экономику и общественную жизнь, способствовали изменению общего облика костюма, распространению нового типа вооружения и применению новых приемов ведения войны.

В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы», также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. О времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье существуют разные мнения. Обычно исследователи цитируют Диодора Сицилийского: «...много лет спустя (савроматы) сделались сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Однако отсутствие у Диодора каких-либо хронологических ориентиров заставляет обращаться к сведениям других письменных источников (имеющих к интересующему нас событию лишь косвенное отношение) и к данным археологии. В результате разброс мнений оказывается очень велик. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Полиен записал легенду о сарматской царице Амаге. К ней обратились с просьбой о помощи херсонеситы, обиженные царем соседних скифов. Амага приказала скифскому царю прекратить набеги на Херсонес, а когда скиф не послушался, во главе небольшого отряда захватила царскую ставку, перебила ее обитателей и передала власть сыну убитого басилевса, наказав ему не трогать соседних эллинов и варваров.

М.И.Ростовцев, предпринявший всесторонний исторический и источниковедческий анализ легенды, пришел к выводу, что она была написана кем-то из херсонесских писателей и отражала реалии второй половины III и начала II в. до н.э. В таком случае, это первое свидетельство о появлении сарматов в Крыму. Правда, в это время сарматы постоянно на полуострове не жили, а предприняли свой рейд из-за его пределов. В 179 г. до н.э. понтийский царь Фарнак I заключил договор с царями вифинским, пергамским и капдадокийским. В качестве одного из гарантов этого договора выступают, наряду с прочими, Херсонес и царь европейских сарматов Гатал. Таким образом, Херсонес и сарматы вновь, как и в случае с Амагой, оказываются союзниками. Последнее обстоятельство возможно только при условии их хотя бы относительной территориальной близости.

Страбон сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н.э. 50 тыс. роксоланов во главе с Тасием в качестве союзников Палака сражались с войском Понтийского полководца Диофанта и были разгромлены. О тех же событиях идет речь в декрете в честь Диофанта, но сарматы названы здесь "народом ревксиналов". Благодаря «Географии» Страбона известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма. Вероятно, они были привлечены Палаком на время военных действий, а потерпев поражение от Диофанта, покинули полуостров. Во всяком случае, более в связи с событиями скифо-херсонесской войны они не упоминаются.

Таким образом, из письменных источников следует, что в III - II вв. до н.э. постоянного сарматского населения в Крымских степях не было. Сарматы проникали в Крым спорадически, в связи с экстраординарными событиями. Этот вывод хорошо согласуется с данными археологии.

Вероятно, сарматскими походами следует объяснить прекращение жизни на многих поселениях в Северо-Западном и Булганакском в центральном Крыму.

Складывается впечатление, что сарматы в I - II вв.н.э. периодически проникали в степной Крым. Но в целом этот регион оставался зоной с нестабильным населением. Гораздо в большей степени сарматов влекли позднескифские поселения предгорного Крыма и боспорские города на Керченском полуострове. Иногда они составляли в этих регионах компактные группы населения, но, большей частью, вливались в число жителей греческих и скифских населенных пунктов, придавая их культуре своеобразный «сарматизированный» облик.

Вероятно, в I в. н. э. какое-то сарматское племя переселяется в крымские степи. В первые века н. э. довольно много сарматов переселилось на Боспор. В это же время сарматы оседают на землю в крымских предгорьях, на территории позднескифского государства. В конце I или начале II в. н. э. какие-то сарматские племена изгнали скифов из северо-западной части полуострова и угрожали крепостям центральной части Скифии и постепенно заселили плодородные долины крымских рек.

В III - IV вв. вместе с сарматами селились родственные им аланы. Умерших они хоронили на территории сарматских могильников, правда, в сооружениях оригинальной конструкции.

В конце IV в. в Крыму появляются племена гуннов. В это время население крымских предгорий оставило обжитые места. Вероятно, часть этих людей бежала в труднодоступные районы горного Крыма из страха перед гуннами, другие же присоединились к кочевникам и вместе с ними отправились на запад.

В VIII-VII вв. до н. э., через степи Северного Кавказа на земли, заселенные киммерийцами нахлынули из Азии многочисленные племена иранского происхождения - скифы. Постепенно оттесняя киммерийцев, они заняли все Северное Причерноморье, проникли в Крым и захватили его степную часть; поднялись вверх по Днепру вплоть до Среднего Подднепровья и осели в этих местах надолго.

О скифах написано много писателями всех времен и представителями многих народов. О них свидетельствует историк V в. до н. э. Геродот в своих описаниях Скифии, лично побывавший там; о скифах упоминается в сочинениях «отца трагедий» древнегреческого драматурга и поэта Эсхила (525-456 гг. до н.э.), древнегреческого историка Полибия (ок. 200 - ок. 120 гг. до н. э.), Гиппократа (460-370 гг. до н. э.) и многих других писателей и историков древней Греции и Рима.

«История Геродота Галикарнасского» описывает территорию Скифии в этнических границах современной Украины в форме четырехугольника, который занимал пространство с запада на восток от Дуная до Дона почти на 1000 км и с севера на юг от расселения антропофагов (людоедов) до Черного моря более, чем на 700 км.

Геродот дал первое систематическое и подробное описание жизни и быта скифов. Перечислив народы, расселившиеся в Скифии, он разделил их на четыре основные группы племен. На западе вдоль р. Буга жили скифы-животноводы, между Бугом и Днепром расселились скифы-хлеборобы, к югу от них в причерноморских степях обитали скифы-кочевники, также занимавшиеся, в основном, животноводством, на востоке между Днепром и Доном находились царские скифы, занимавшие господствующее положение по отношению к другим.

Основным занятием скифов было скотоводство, землепашество и войны. Геродот дает подробные сведения о скифах, расселившихся вблизи от моря, и очень скудные о скифах, живущих севернее от них.

Скифы-кочевники не имели домов, только семьи: жены и дети ютились в больших, 4-х или 6-ти колесных крытых повозках, в которых они перемещались с места на место. Мужчины ехали рядом верхом на конях, останавливались табором где-нибудь в степи, обильной травами для выпаса скота, и жили там, пока скот не выедал эти травы, а затем двигались дальше.

Скифов-хлеборобов Геродот делит на две группы племен. Племена, жившие ближе к греческим колониям, он называл «Калипидам», то есть огречившимися. Они сеяли пшеницу, овес, ячмень, просо, лен и жили хуторами и селами. Хлеб они сеяли для собственного употребления и на продажу. Другая же группа племен сеяла хлеб только на продажу, сами же его не употребляли.

Земледелие у скифов было высокоразвитым, и они получали со своих полей обильные урожаи зерна, которым торговали со многими странами. Греция, например, получала от них половину необходимого ей зерна, через своего посредника - Боспорское царство.

Из Греции получали дорогие ткани и одежду, изделия из золота, серебра и другие украшения, раскрашенную посуду, оружие, вино. Взамен отдавали грекам хлеб, мед, мясо, шкуры животных, меха и даже рабов-пленников, захваченных в походах на соседние и отдаленные страны.

Одежда скифов-мужчин, которые в основном все были воинами, состояла из короткого кожаного, мехом внутрь, кафтана, перетянутого поясом и из плотно облегающих ноги, кожаных или шерстяных штанов, заправленных в полусапожки из мягкой кожи, называемых «скификами». Голова покрывалась остроконечным меховым или кожаным башлыком. Вооружение скифа состояло из пики, короткого меча, лука со стрелами, булавы с каменным или металлическим набалдашником и боевого топорика.

Женщины носили в основном длинные одежды с поясом, на головах островерхи в виде шапки с длинными, опускающимися вниз вплоть до спины, покрывалами. Молодые скифянки носили более удобную одежду, которая позволяла им совершать военные приемы, так как владение оружием и участие в боевых походах молодых женщин и девушек поощрялось у скифов.

Богатые скифы и скифянки украшали свои одежды вышивками и множеством различных украшений из драгоценных металлов, камнями, зеркалами и другими блестящими вставками.

Скифы, пишет о них Геродот, были отважный, смелый и сильный народ, и они занимались не только землепашеством, пчеловодством и скотоводством, но и совершали военные походы на запад в Европу, на восток, юг и нападали на своих соседей. В 630 году до н. э. они совершили поход против могущественного и сильного по тем временам Ассирийского царства, прошли через Мидию в долину Тигра и Евфрата, покоряя города и крепости, получая от них большие откупы, и дошли до Египта, принудив его царя Псаметиха I откупиться большой данью. Походы эти длились до 610 года, т. е. почти 20 лет. Эти походы поддерживали у скифов постоянный высокий боевой дух и воинствующее настроение. И когда в 513 году до н. э. персидский царь Дарий I Гистасп с огромным войском вторгся в Скифию, чтобы покорить ее, он встретил неожиданно сильное сопротивление. В то время в Скифии правил царь Иданфирс. Он обратился за помощью к соседям, но никто, кроме савроматов, на призыв не откликнулся. Поэтому скифам с небольшим отрядом савроматов, пришлось противостоять намного превосходящему врагу. Иданфирс применил против персов давнишнюю и проверенную отступательную тактику. Не давая решительного боя многочисленной и сильной армии Дария, отступали вглубь Скифии, заманивали противника все дальше и дальше, вглубь своей страны, оставляя на его пути, как можно выразиться на современном армейском языке, «выезженную, пустынную землю», так как население со своим скотом и продовольственными запасами, по приказу царя Иданфирса, уходило на север и восток, не оставляя ничего, чем могли бы поживиться вторгшиеся враги. Армия Дария и ее тылы растягивались, местное население, за счет которого можно было бы снабжать армию продовольствием и пополнять кавалерию лошадьми, не встречалось. Армия Дария слабла и становилась менее боеспособной, а скифские отряды наращивали свои удары, продолжая ее изматывать. Наконец наступил момент, когда скифы приступили к решительным схваткам и принудили Дария к бегству.

Так позорно закончился поход могущественного царя и видного военачальника персов Дария на Скифию, принесший ей большую славу победителей и поощривший ее к расширению своих владений.

Еще до победы над Дарием и походов в Европу скифские, временно объединенные силы представляли такую мощь, что с ними вынуждены были считаться соседние государства, в том числе и могущественные, такие, как Ассирия. По свидетельству древнегреческих и ассирийских историков, Ассирия пыталась заключить военный союз со Скифией. По утверждению некоторых авторов, этот союз был заключен и существовал до 605 года до н.э. до разгрома Ассирии Вавилоном.

Первоначально скифы жили, хотя и сплоченно, но разрозненными племенами и объединялись только временно для ведения совместных походов в другие страны и для отражения нападавших на их земли врагов. В этом выражалась, в какой-то степени, их слабость. Эту слабость видели более дальновидные вожди скифских племен.

В IV В. до н.э. способный и волевой вождь одного из племен Атей объединил все скифские племена в примитивное военно-рабовладельческое государство и объявил себя царем. Некоторые историки стали называть его государство Великой Скифией. Административным центром Скифии стал городок на левом берегу Днепра, на месте, где стоит теперь открытое учеными Каменское городище, у г. Каменка-Днепровская Запорожской области. Название скифской столицы не установлено.

По сведениям древнегреческих писателей установлено, что у скифов были свои боги. Они почитали бога неба, огня, войны и домашнего очага.

Из исторических книг, получивших достоверные сведения от своих причерноморских сородичей, мы узнаем о суровых, а порой даже диких обычаях скифов. Описаны жестокие, не человеческие поступки по отношению не только к представителям чужих народов, но и к своим. Им приписывается варварский обычай убивать стариков, которые становились обузой в их нелегкой жизни.

У скифов было широко распространено жертвоприношение людей. На религиозных праздниках для почитания богов или на похоронах умерших царей приносили в жертву домашних и диких животных, а также людей, в основном пленников. Часто умерщвляли и хоронили жен вместе с умершим или погибшим в бою мужем. Десятками забивали прекрасных молодых лошадей и клали их в могилу знатных людей и особо отличившихся воинов. Или такой пример: воин-победитель «выпивал немного крови побежденного, а голову приносил своему повелителю». С головы сдирали кожу, сушили, а затем соответственно ее обрабатывали, чтобы она стала мягкой, наподобие полотенца, предназначенного для вытирания рук в походе. Такое полотенце прищеплялось к седлу или гриве коня победителя. Доблестным и храбрым считался тот воин, у которого «полотенец» было больше. У знатного скифа их также было больше, чем у простого.

Нельзя назвать гуманным обычай скифов, изготовлявших ритуальные чаши из черепов убитых врагов. Из черепа побежденного победитель делал чашу, обтянув ее бычьей кожей, а изнутри покрывал ее золотом . Ритуальная чаша - скуфь, играла большое и важное значение в жизни скифов. Из этих чаш при завершении переговоров с врагами или соседями, заключении договоров и закреплении гарантии этих договоров, пили напитки, предварительно накапывая туда кровь из уколотых пальцев договорившихся сторон.

При сватовстве невеста спрашивала жениха о количестве у него чаш. Поэтому молодые скифы старались как можно больше убить и выделать из их черепов эти чаши, чем больше чаш, тем выше было его достоинство в глазах невесты.

Из этих чаш хозяин-скиф угощал лучших своих друзей, гостей. При рождении сына приглашались гости, и они угощались также из этих чаш.

При смерти в могилу умершего клали как можно больше чаш, подчеркивая этим его боевые заслуги.

В сочинениях древнегреческих писателей с описанием варварских, бесчеловечных обычаев, мы находим и описание хорошего обычая - побратимства. У скифов очень популярным было побратимство и считалось большой заслугой иметь хорошего и надежного побратима. Его выбирали из верных и храбрых воинов. Обряд побратимства осуществлялся также с помощью ритуальной чаши. В чашу с вином будущие побратимы капали несколько капель крови из надрезов на своих руках, окунали туда свое оружие, а потом выпивали содержимое чаши, взявшись руками, подобно тому, как теперь пьют на брудершафт. После этого они считались более близкими, чем братья.

Один древнегреческий писатель приводит примеры такого побратимства - один воин дал выбить себе глаз, чтобы освободить этим из неволи своего побратима. Другой пример - будучи со своей семьей и раненым воином-побратимом в доме, который загорелся, скиф, оставив жену и детей в горящем доме, стал в первую очередь спасать раненого побратима. Жена едва успела выскочить из горящего дома, а один ребенок сгорел. Но скиф этим не отчаялся и сказал: детей можно еще иметь, да еще и не знаешь, что из него будет, а такого друга, как побратим, которого он вынес из огня, не найдешь, так как он много раз доказывал ему свою преданную любовь и надежное побратимство.

Древнегреческие путешественники и историки подметили важную роль этих чаш - скуфь в жизни скифов и по ее названию стали называть весь народ скифами.

Особенно большого расцвета Скифия достигла при царе Атее. При нем начали отливаться даже собственные скифские монеты. Он в союзе с македонским царем Филиппом II, отцом Александра Македонского, нанес оглушительное поражение царству Одрисов. Благодаря этому союзу оба царя расширили свои владения. Границы Скифии расширились за Дунай (Истр). Но потом Филипп вероломно нарушил договор, напал на Скифию, в одной из битв с ним, геройски погиб девяностолетний Атей.

После этого Скифия стала приходить в упадок, но еще были надежды на возвращение могущества, к этому стремились наследники Атея.

Казалось бы, ничего больше не предвещало беды. Великая Скифия снова становилась на высоте своего расцвета и могущества. Но вдруг беда пришла, как много столетий назад к киммерийцам с Востока, скифы уничтожили тогда Киммерию, так и теперь на Скифию, также с Востока надвигались родственные им, индоиранского происхождения, племена - сарматы. Превосходя Скифов по силе, подминая могущество их государства, с которым считались и которого боялись ближние и дальние соседи на протяжении столетий, сарматы стали вытеснять их и занимать их земли.

Кроме письменных источников, много сведений о скифах получено из археологических исследований XIX и XX столетий. Еще в 80-х годах археологами установлено, что у скифов, кроме антропоморфных верований, был широко распространен культ умерших. Скифы верили в загробную жизнь. Богатых хоронили в большие и глубокие могилы, выкапывали ямы в виде четырехугольного дома. Покойника одевали в роскошную одежду, украшенную золотом, рядом клали дорогое оружие, посуду и другие предметы, необходимые покойному в загробной жизни. Умерщвляли жену, слуг, любимых коней и тоже укладывали рядом. Все это засыпали высоким курганом. Бедных хоронили скромнее, но тоже рядом клали горшок с едой, а если покойный был воином, то рядом клали оружие. По сведениям древнегреческих писателей установлено, что у скифов были свои боги. Они почитали бога неба, огня, войны и домашнего очага. Но у них не исключалось и трупосожжение, как у племен трипольской культуры. Приводим варварский пример захоронения из «Истории» Льва Диакона (X в.), византийского историка, который описал обряд сожжения погибших в битве воинов-скифов: «И вот когда наступила ночь, и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину (поле битвы - прим. автора ) и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная) .

О жизни крымских скифов дают хорошие сведения открытые и изученные захоронения скифов в Крыму. Самые ранние из них относятся к середине VII в. до н. э. на Темир-горе недалеко от Керчи и на Перекопском перешейке около села Филатовки, при раскопках которых археологами обнаружены предметы, относящиеся к каменному, бронзовым векам, а также различные предметы и оружие крымского средневековья.

Одним из самых интересных и богатых могильников является курган Куль-Оба («Холм пепла») и открытая в нем гробница, находящаяся недалеко от города Керчи.

В погребальных склепах около этих городов и в степных курганах найдено много предметов греческих мастеров, выполненных очень искусно и представляющих высокую художественную и историческую ценность. Рядом с типичными предметами, например, амфорами с рисунками на греческие темы, встречаются предметы и украшения, выполненные греческими мастерами, надо полагать по заказу, на мотивы других народов, проживавших совместно с ними. Так, найдены золотые ножны для скифского меча с рисунком, характерным для скифов. Также найдены металлические и глиняные амфоры и другие предметы с фигурами скифских воинов и сценами из скифского бытия. Две такие вазы имеют всемирную известность. Одна из них, золотая, найдена в склепе кургана Куль-Оба около Керчи; другая - серебряная - в большом кургане около Никополя у речки Чертомлыка, притока нижнего Днепра. Гробница в этом кургане была обнаружена в 1830 году. Характер архитектуры и техника кладки из тесанного камня склепа указывают на то, что погребальное помещение строили высококвалифицированные греческие мастера.

На раскопке кургана Куль-Оба можно остановиться подробнее. В 1830 году произошла археологическая сенсация: добывая камень неподалеку от Керчи для строительства солдатской казармы, рабочие случайно наткнулись на склеп с древним захоронением - это был курган Куль-Оба. Этот курган и склеп приобрели всемирную известность. Найденные в склепе сокровища могли бы украсить стенды и стеллажи любого музея мира. Обилие золота, серебра и электра (сплав золота с серебром) поражают воображение: диадемы, браслеты, бляхи, гривны , сосуды, чаши - являются подлинными предметами искусства и бесценными свидетелями давно минувшей эпохи. На амфорах и сосудах изображены скифские всадники, сцены походного воинского быта, борьба реальных и фантастических зверей и животных, божества и религиозные ритуалы, и другие картины из повседневной жизни людей той эпохи. Кроме золотой вазы, привлекает внимание своей красотой ритуальный сосуд из электры, на котором с высокой художественной выразительностью и достоверностью изображены эпизоды боевой походной жизни скифов.

Помещение 4,6 × 4,2 м со входом с северной стороны и подводящим коридором высотой 5,3 м, сужающийся уступами вниз. Потолок склепа деревянный, напоминающий шатер. Все указывает на то, что в склепе был похоронен важный скиф, возможно, царь, останки которого покоились на ложе у восточной стены. На голову погребенного был одет традиционный скифский головной убор с нашитыми на нем золотыми бляшками. Дополняла убор драгоценная диадема - признак царской власти. На шее погребенного находилась золотая гривна весом 461 гр., на каждой руке - от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями. Здесь же на ложе рядом лежали оружие и ритуальные предметы: железный меч с обложенной золотом рукояткой, нагайка, футляр для лука, украшенный золотой пластиной с изображением животных, оселок в золотой оправе и золотая чаша (пиала) для питья вина и других напитков.

По всему склепу на полу были разбросаны бронзовые наконечники стрел и мелкие предметы неопределенного назначения. Под полом находился тайник, разграбленный ранее «золотоискателями». Среди разграбленных предметов, представлявших большой интерес для историков, была большая золотая бляха, выкупленная затем у грабителей с изображением оленя.

По описанию этого и других захоронений, а также по письменным свидетельствам античных писателей ученые пришли к выводу, что у скифов была вера в загробную жизнь и существование потустороннего мира, а также анимизм (anima - «душа», лат.), вера в существование души и духов. Значительное место занимал в их сознании культ предков и почитание умерших. Находка в склепе бляхи с изображением оленя, который у скифов был одним из почитаемых животных, говорит о том, что у древних скифов был развит антропоморфизм - наделение человеческими свойствами и магическими силами животных.

Кроме захоронений царей, найдены могилы простых воинов, отличающихся своей скромностью, но также представляющих интерес для истории.


Однако продолжим описание могильника Куль-Оба. Слева от ложа, в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, лежали останки погребенной женщины (жены или наложницы?) в расшитых золотыми украшениями одеждах. Ее убранство было очень богатым: диадема - женское дорогое головное украшение в форме небольшой, отлитой из драгоценного металла короны с крупными золотыми подвесками - признак принадлежности к царской знати, рядом находились ажурные серьги, гривна (шейное украшение), ожерелье, два браслета - все из золота, бронзовое зеркало с ручкой, обложенное золотой фольгой. Между голеней стоял электровый (сплав золота с серебром) шаровидной формы кубок с изображенными на нем эпизодами из скифского эпоса.

У южной стенки лежали не разрушенные временем остатки оружия и останки оруженосца, умерщвленного и захороненного по обычаям скифов вместе со знатным покойником. Рядом, в особом углублении, лежали кости коня, два наконечника копий и бронзовый шлем. Вдоль остальных стенок склепа стояли бронзовые котлы с костями барашка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуальной посуды, амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина.

Касаясь вопроса скифских верований, надо отметить, что у скифов кроме анимизма, фетишизма, веры в загробную жизнь, были еще боги, которых Гиппократ считал заимствованными у греков, с которыми скифы имели не только торговые, культурные, но и духовные связи. Будучи в Скифии, в том числе и в Крыму, он подметил, что у жителей причерноморских регионов почти те же боги, что и у эллинов, только им даны другие имена и некоторым из них приданы другие функции. Он приводит аналогии, например, Зевс, главный бог людей и богов у греков, у скифов - Паней, по их религиозному представлению, он и дочь богини Борисфена (Днепра) были родителями первого скифа Тарчитая, от которого пошел скифский народ. Гея, богиня земли и моря у греков, у скифов называлась Апи. Аполлон, сын Зевса, прекрасный юноша, покровитель искусств, у скифов - Гойтосир, охранитель скота, хорошего лучника, волшебника, победитель чудовищ. Афродита, богиня любви и красоты, у скифов - Аргимпаса, владычица умерших, великое божество жизни и смерти. Посейдон - повелитель морей, у скифов - Тагимсад. Арес (Арей), сын Зевса и Геры, царицы богов, покровительницы брака, отличавшейся властностью и жестокостью, у скифов бог войны, коварный и вероломный, единственный из греческих богов, которому скифы сохранили его эллинское имя. Никому из перечисленных богов, кроме Ареса, скифы не сооружали храмы и не делали изображений в виде статуй. Арес - бог войны, играл в жизни скифов очень важную роль, т. к. военное искусство, войны были одной из показательных черт скифского народа. Кроме него, скифы почитали богиню плодородия Деметру. Для скифов плодородие земли и скотоводство составляли главную основу их жизни. Однако Ареса они почитали больше. Он был вдохновителем их военных походов и побед, ему воздвигали святилища, приносили в жертву животных и людей. В честь этого божества скифы ежегодно проводили праздники, на которых особенно отличившихся в боях воинов награждали почетной чашей вина. На этих праздниках устраивали военные игры, конные скачки, состязания по борьбе и стрельбе из лука.

Переиначенные на свой лад греческие боги долго и болезненно внедрялись в сознание скифов, как любое внедрение новой религии, оно сопровождалось сопротивлением и жертвами. Жертвами могли быть не только простые скифы и пленные, но и представители высшей элиты. Такой жертвой стал один из известных сынов Скифии - Анахарсис. Каждый народ имеет в своей истории героев, кумиров или выдающихся личностей, нередко обрастающих легендами. Таким у скифов был Анахарсис. Античные авторы сообщают, что он был признан современниками одним из семи мудрецов мира. Анахарсис был высокообразованным по тому времени, поэт, писатель и философ, много путешествовал, был хорошо знаком с достижениями греческой культуры. Пользовался большой славой у своего народа и эллинов. «Он писал о скифских и эллинских событиях, о средствах к дешевизне жизни и написал восемьдесят стихов о военных делах. Отличался свободой речи» . Он был любезным, простым в обращении, справедливым, за что и любил его народ. Анахарсис жил раньше Геродота на 150 лет. В то время все, что было связано с греческими верованиями, в Скифии сурово преследовалось. Анахарсис прожил яркую жизнь (ок. 638-559 гг. до н. э.) и окончил ее в связи с этими событиями трагически. Около 594 г. он поехал в Афины, где в то время был архонтом (высшее должностное лицо) Солон (ок. 640-635 - ок. 550 гг. до н. э.), который провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя, были отменены поземельные задолженности, запрещено долговое рабство, введен земельный максимум, каким мог владеть гражданин Афин. Так же, как и Анахарсис, был причислен к семи мудрецам мира. Скифский философ добился встречи с ним, чтобы воспринять от него все полезное для своего народа. После встрече они стали большими друзьями. Находясь в Греции, Анахарсис приобщился к ее обычаям, стал поклоняться ее богам, вернувшись на родину, он стал распространять это среди своих соотечественников. Геродот пишет: об этом донесли царю скифов Савлию, убедившись в этом, «выстрелил из лука, убил его». Так трагически оборвалась жизнь великого скифского философа и мыслителя. Это событие, однако, говорит о том, что Скифия уже вышла на порог эллинской цивилизации. Анахарсис непредсказуемо погиб, но он вложил в этот процесс очень много. Он оставил о себе память в записках и стихах, которые писал на греческом языке, в них он писал о дальнейшем развитии скифского и греческого народов, о перспективах их дружбы и военном искусстве. Содержание их донесли до нас Геродот и другие античные писатели и историки.

Учеными установлено, что захоронения и трупосожжения скифов схожи с захоронениями трипольцев, поэтому поздних скифов связывают с трипольской культурой.

Произведены раскопки и других керченских курганов, представляющих историческую ценность.

Получается, что скифы пришли в Северное Причерноморье в эпоху почти начала неолита и варварства и прожили здесь до вступления в эпоху цивилизации.

Для того чтобы получить более полные сведения о скифах, необходимо познакомиться с историей греческих колоний на берегах Северного Причерноморья и Крыма, а также Боспорского царства. Но перед этим кратко остановимся на истории сарматов, которые положили начало разгрома скифов, изгнали их из Северного Причерноморья и сидели там до прихода готов.

Сарматы

Великая Скифия находилась на высоте своего расцвета и могущества. Но вдруг пришла беда, как много столетий назад к киммерийцам с Востока, скифы уничтожили тогда Киммерию, так и теперь на Скифию, также с Востока навалились родственные им, индоиранского происхождения, племена - сарматы. Превосходя скифов по силе, подминая могущество их государства, с которым считались и которого боялись ближние и дальние соседи на протяжении столетий, сарматы стали вытеснять их и занимать их земли.

Сарматы - так стало называться объединение скотоводческих племен иранского происхождения, в которое входили савроматы, аланы, роксоланы, языги и др.

В VII - IV вв. до н.э. эти племена расселялись от реки Тобол (Приуралье) до Волги. В IV - III вв. до н.э. по неизвестным причинам они стали перемещаться на запад. Постепенно перемещаясь и осваивая захваченные земли, в III в. до н. э. они вытеснили скифов из Северного Причерноморья. Часть скифов ушла в Крым и создала там государственное объединение - Малую Скифию, остальные же были ассимилированы или погибли в борьбе с захватчиками. Земли, которые захватили сарматы, древнегреческий историк Птоломей стал называть Сарматией. Под этим именем они вошли в историю. У сарматов культура была на более низком уровне, поэтому они восприняли все скифское, не внося в это ничего своего.

Единственное, чем они отличались от скифов, так это тем, что в общественной жизни сарматов значительное место занимали женщины. Из них нередко выбирали вождя племени, военачальников, жрецов. Многие из них занимались знахарством, врачеванием и другими, не характерными для женщин делами. Из молодых женщин и девушек часто формировали небольшие конные боевые отряды. Они были хорошими наездницами и очень смелыми воинами.

Надо полагать, что это послужило предлогом для некоторых авторов прошлого и настоящего времени считать их амазонками, а места расселения сарматов - страной амазонок .

В ряде античных источников сарматов называют женоуправляемыми и называются имена сарматских цариц: Магма, Тамарис. Сарматские женщины нередко ходили на войну и принимали участие в боях вместе с мужчинами. Возможно, поэтому некоторые античные авторы отмечают, что на ранних этапах развития сарматского общества имелись пережитки матриархата.

Об амазонках сложено много красивых и невероятных легенд. Одна из них рассказывает о том, что для того, чтобы амазонки хорошо стреляли из лука и имели силу в правой руке для метания дротика, матери еще в детстве выжигали девочкам правую грудь специально изготовленным для этой цели медным инструментом. Большинство амазонок были незамужние, но замужество не запрещалось. Для того чтобы вступить в брак, она должна была убить не менее трех врагов. Многие из известных легенд об амазонках подтверждаются. При раскопках женских погребений, как и мужских, находят оружие и снаряжения для коней.

В первые века нашей эры сарматы все больше внедряются в Крым, расселяясь среди скифов, как близких по языку, расстаются с кочевой жизнью, осваивают земледелие. Живя среди скифов, сарматы вступали в смешанные браки с ними, многое воспринимали от них, но при этом старались сохранить некоторые свои обычаи и традиции. Верили в своих богов, умерших хоронили в узких подбойных ямах с нишей, куда укладывали покойника, скрестив ему перед этим ноги, а руки укладывали на таз. О росте количества сарматов в Крыму говорят теперь открытые археологами, повсеместно распространенные эти «подбойные» могилы, характерные только для них. Сарматы проникали на полуостров двумя путями: с севера через Перекопский перешеек и с востока через Боспорский пролив.

Сарматские племена были очень воинственными и постоянно вели войны с государствами Закавказья и Римской империи. В этих войнах сарматы часто использовали небольшие подвижные боевые отряды из девушек для внезапного нападения и ведения разведки.

Захватив Скифию, сарматы иногда делали дальние походы, и есть сведения, что они доходили до Дуная. Древнегреческие историки и ученые средних веков и нашего времени часто переносят имя сарматов на скифов и наоборот, поэтому сведения о сарматах не всегда отчетливы. Археологические исследования тоже дали мало данных о сарматах и их расселениях. Тем не менее, по данным немецкого ученого М. Фасмера , мы узнаем, что в память о сарматах сохранилось около 600 топографических наименований в пределах Северного Причерноморья.

Из объединения сарматских племен наибольшим было племя роксоланов, некоторые называют их белыми аланами. К началу нашей эры они расселялись в Приазовье и на северном Кавказе. Это были воинственные племена, которые иногда совершали дальние походы вплоть до современной Венгрии. Одна из групп этих аланов называлась ясами или языгами, и после того, как аланы были разбиты гуннами, ушла на Северный Кавказ и стала предками осетин . Амазонки - в древнегреческой мифологии женщины-воины, жившие по приданию у берегов Черного моря и совершавшие военные походы на соседние страны. (прим. автора)

Фасмер Макс (1886-1962), немецкий языковед, иностранный член АН СССР (1928). Исследователь проблемы этимологии индоевропейских, финно-угорских и тюркских языков. Труды по лексике слов, языка, истории расселения славянских, иранских, балтийских и финно-угорских народов в Восточной Европе. Создал «Этимологический словарь русского языка» (1950-1958). Русский перевод в 1964-1973 гг. (Советский энциклопедический словарь. М., 1990, с. 1416)

Полонская-Василенко Н.Д. история Украины. Киев, 1995, с. 61

САРМАТЫ. ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ

С давних времен восточными соседями скифов были сарматы. Как утверждал Геродот, «за рекой Танаисом (Дон - авт.) уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу». В наиболее ранних античных источниках их называли савроматами (от иранского слова «сармат» — опоясанный мечом). И только с II в. до н.э. закрепляется имя «сарматы». По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с ранними названиями».

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими женами будете вы, и никакие другие женщины».

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов».

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

В этот период формируются союзы племен во главе с вождями. При этом многие авторы отмечают интересную особенность: сарматские женщины занимали чрезвычайно высокое положение в обществе. Это подтверждают сведения Псевдо-Гиппократа: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Молодые воительницы были прекрасными наездницами и превосходно владели оружием. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» (же-ноуправляемые, управляемые женщинами).

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Как в этом мире, так и в «мире ином» женщина не могла обойтись без прекрасной шкатулки «со всем необходимым»: здесь хранились и набор косметических средств в разных коробочках и флаконах, и украшения: золотые подвески в форме львиных голов, агатовый, оправленный в золото медальон, перстни, амулеты в виде человечка, фибулы из золота и горного хрусталя, застежка из золота с гранатовой и стеклянной вставками.

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

С середины III в. н.э. в северном Причерноморье появляются готы, в союз с ними вступают различные племена и в частности аланы, о которых античные авторы говорят, как о «храбрых, сильных и многочисленных» воинах. Нашествие готов, а затем гуннов имело катастрофические последствия для жителей полуострова. Сообщая о вторжении гуннов в IV в., древний историк отмечает: «Пройдя через земли аланов, гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединили их к себе». Значительная часть аланов вместе с гуннами устремилась в Европу и даже переправилась в Африку. В это же время часть из них осела в Крыму.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Жители степей не могли не заниматься разведением домашних животных, дававших им и пищу, и материалы для изготовления одежды. На протяжении всей своей истории сарматы были кочевыми скотоводами. Страбон отмечает: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды (Азовское море - авт.), а летом на равнинах». Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.

В значительной степени это объясняется составом сарматских стад. Наиболее распространенными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного). Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.

Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем. Об этом прекрасно свидетельствует Тацит: «Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» (т.е. в их конях авт.). Конь был верным другом и в боях и в повседневной жизни. Он спасал хозяину жизнь в сражениях, с его помощью выпасали скот, к тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега. Благодаря лошади сарматы имели пищу, питье, одежду. Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью, невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога. Но они, по словам Овидия, «...способны к любым долгим скачкам». Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан, он утверждал, что этих «...коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конем фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошаденка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колеса. О таких повозках упоминает Эсхил, называвший их «скрипучими телегами, влекомыми волами». На фресках античных склепов сохранились изображения сарматских жилищ, напоминающих юрты азиатских кочевников. Они представляют собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на четырех- или шестиколесные повозки, в которые запрягали по несколько волов.

Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война. Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества. Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса». Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.

Кочуя с места на место, они сражались за пастбища, достаточно часто совершали набеги с целью грабежа. Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью. Геродот свидетельствует:«.. .с черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав ее, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Главным оружием сарматов был лук (вероятно, во многом схожий со скифским). Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью как с правого, так и с левого плеча. Овидий говорит о сарматах: «...их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне». Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре. В колчан обычно вкладывали пять стрел.

Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики). При этом главным родом войска была легкая конница. И скифы и сарматы предпочитали для верховой езды кобыл, а не жеребцов. В первые века н.э. у сарматов получает распространение тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они имели надежные доспехи и были вооружены длинными копьями и длинными прямыми мечами для удара с коня.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

В военных походах каждый сармат использовал не менее двух коней, особенно важно это было в длительных набегах. Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, еще и каждый ведет в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Религиозные представления сарматов имели много схожего со скифскими верованиями. Главными объектами поклонения был меч, олицетворявший бога войны. Это подтверждает Аммиан Марцелин, говоря, что сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.

Долгие годы историки безрезультатно бьются над разгадкой тайны сарматских могильников, которых на Крымском полуострове насчитывается около десятка. Но как же могли существовать захоронения при отсутствии рядом каких-либо жилищ и поселений? До недавнего времени в Северном Причерноморье не находили скифские и сарматские захоронения III века до нашей эры.

В том числе и по этой причине историки не знают, мирным или военным путем происходило вытеснение скифов из причерноморских степей. По одной из гипотез, скифы ушли на плодородные земли, раскинувшиеся в долинах Нижнего Дона и Днепра, из-за многолетней засухи, когда исчез корм для лошадей.

"Ответа на этот вопрос у нас до сих пор нет. Это не были кочевники, но они вели не ясный пока образ жизни для науки, не оставляя следов поселений, доступных для исследования археологов", — сказал в интервью веб-сайту "Укринформ" доктор исторических наук, профессор Таврического национального университета имени Вернадского Игорь Храпунов, вот уже много лет ведущий раскопки на могильнике "Нейзац" в Белогорском и "Опушки" в Симферопольском районах.

Известно, что сарматы — это ираноязычные племена кочевников-скотоводов, занимавшиеся разведением лошадей, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним "сарматы" появляется в источниках IV века до нашей эры и обозначает племена, которые обитали на правом берегу Танаиса.

Так древние греки называли реку, которая впадает в Меотское озеро (Азовское море). Чаще всего ее принимают за нынешний Дон, однако верхнее течение реки эллины принимали как нынешний Северский Донец. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов — народа, жившего во времена Геродота к востоку от Танаиса.

Считается, что сарматы взимали с покоренного оседлого населения дани и контрибуции, контролировали торговлю и торговые пути, занимались военным грабежом, но за все время пребывания в Северном Причерноморье так и не создали своего государства. Из письменных источников заключают, что в III-II веках до нашей эры постоянного сарматского населения в степях Крыма не было. Сарматы лишь время от времени проникали на полуостров.

Несмотря на присутствие сарматов в северопричерноморских степях во II веке до нашей эры и вплоть до середины III века нашей эры, сарматские памятники в Крыму можно буквально пересчитать по пальцам. В Северном Причерноморье найдено около 50 сарматских погребений II-I веков до нашей эры, из которых 22 находятся к северу от Перекопа. Известны захоронения сарматской знати — Соколова Могила на Южном Буге, у Михайловки в Подунавье, у села Пороги Ямпольского района Винницкой области.

"На Крымском полуострове почти нет скифских поселений III века до нашей эры, за исключением Акташского могильника. Скифы в этот период массово еще не заселяли Крымский полуостров. Исторические события, происходившие в Северном Причерноморье в III-II веках до нашей эры, практически не описаны в античных письменных источниках. Скорее всего, сарматские племена занимали свободные степные территории.

Так или иначе, но в начале II века до нашей эры сарматы окончательно утверждаются в регионе и начинается процесс "сарматизации" Северного Причерноморья. Скифия становится Сарматией. Однако Крым сарматы не заняли и бывали там только эпизодически. На Крымском полуострове не найдены сарматские памятники II-I века до нашей эры. Появление сарматов в Крыму было мирным и датировано началом II века — второй половиной I до нашей эры. В найденных памятниках этого периода отсутствуют следы разрушений", — сообщает в "Истории Крыма" А. Р. Андреев.

"В настоящее время раскопано 557 могил, из них — более 70 склепов, в каждом из которых хоронили от шести до семи человек, а в могилах — по два-три человека. Ежегодно сотни и тысячи находок из могильников пополняют музейные фонды. Среди знаменитых находок последнего времени — четыре сосуда в виде баранов, не имеющих аналогов в мире", — сообщается на сайте "Укринформа".

По словам руководителя экспедиции Игоря Храпунова, "границы любого памятника установить важно, а еще важнее — исследовать его целиком, и если говорить о конкретном могильнике, то — когда там начали хоронить, когда завершили, какие именно племена хоронили, как это происходило".

Когда приступали к последним археологическим раскопкам, то предполагали, что подобные могильники появились в Крыму в середине III века нашей эры, однако оказалось, что их появление датируется концом II-го, первой половиной III века н. э. Сейчас ученые предполагают, что хоронить здесь перестали в конце IV-го — началом V века нашей эры, но не исключено, что и позже.