Я воспитание природой суровой. «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого. Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…»

«Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…»

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение «Я воспитан природой суровой…». В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам . Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки «Я воспитан природой суровой», тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть «одуванчика шарик пуховый» или же «подорожника твердый клинок», чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как «государство ромашек», раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой . Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

В последние годы жизни Николай Алексеевич Заболоцкий создал целый ряд стихотворений, ставших впоследствии хрестоматийными. Произведение «Я воспитан природой суровой» — гимн природе и взгляд на место человека в мире.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору — 50 лет. Жить ему оставалось только 5 лет. Поэт много пишет после периода молчания, когда, из опасений за свою свободу, он больше занимался переводом. Все созданное в это время войдет в его очередной прижизненный сборник, четвертый по счету. Стихотворение по духу и форме напоминает .

По жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф, композиция одночастная, единая. Лирический герой — сам автор.

Первая строка не отсылает читателя к детству поэта под Казанью, где он рос. Школу воспитания «природой суровой» он прошел в Хабаровском крае, куда был сослан по обвинению в антисоветской агитации. Именно там поэт научился ценить каждую былинку, видеть красоту в простоте, среди природы чувствовать себя свободным, не бояться за свою жизнь так, как приходилось бояться среди людей. Его манит спокойствие и цикличность природы. Даже в ее кратковременных явлениях он видит отблеск вечности.

Эпитеты: очарованных трав, беспредельных полей, светящейся пыли. Метафоры: запрокинув лицо в небосвод, подорожника твердый клинок, заливая лучами. Олицетворение: ручей, задыхаясь, поет. Сравнение: жизнь как пыль. Кульминационная метафора: жизнь текла сквозь листы. Повтор слов усиливает зримость этого образа.

Аллегория: государстве ромашек. Поэт ощущает таинственную жизнь цветов, в которой есть место и порядку, и законам, и общим для всех целям. В описанном пейзаже можно узнать не только север, но и приметы средней полосы России. Одуванчик в чужих краях — тот же, что и растет у дома близких сердцу людей. Дума поэта глубока, много в ней горечи и потерянности. Он надеется излечиться от боли и горя среди трав и звезд. Лирический герой хотел бы проникнуть в думы вековых деревьев, научиться у них принимать жизнь. Возможно, эта «ночь до утра» нужна ему и для того, чтобы выплакаться.

Поэт и переводчик Н. Заболоцкий после многих лет ссылки и почти полного запрета на творчество, сумел вновь возвысить свой поэтический голос. За несколько лет до смерти он пишет стихотворение «Я воспитан природой суровой», навеянное размышлениями о прошедшей жизни.

неожиданные эпитеты и метафоры. (" Одуванчика шарик пуховый, / Подорожника твердый клинок"). Найдите ещё подобные примеры и покажите их особую выразительность, позволяющую читателю по-новому взглянуть на мир.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.


Где ручей, задыхаясь, поет,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ И ИДЕЮ СТИХОТВОРЕНИЯ Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Стихи – это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения.

По сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике – “одуванчика

Шарик пуховый”. Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Поэты – удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно “первых листьев появленье”. А ведь это – замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек – это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя.

И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня – это награда, которую природа дарит далеко не всем. Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг.

И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Поэт создает удивительную картину окружающего мира. “Государство ромашек”, “поющий ручей” – все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

(No Ratings Yet)



  1. РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) 1 вариант Вера и упорство, Труд и честность… Н. Заболоцкий Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы...
  2. ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить...
  3. “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…” (В. Г. Белинский). (По стихотворению В. В. Маяковского “Послушайте!”) О чем бы ни рассуждал писатель, какие бы проблемы он ни...
  4. Повесть Кавабата “Тысяча журавлей” представляет читателю японские национальные принципы этики и эстетики, среди которых едва ли не главной проблемой является поиск гармонии Человека и природы. Природа для героев повести является...
  5. На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и...
  6. На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным...
  7. Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России – ее сложной истории...
  8. Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
  9. МУДРОСТЬ ВОЛХВА (по стихотворению А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”) 1 вариант В основе стихотворения “Песнь о вещем Олеге” лежат воспоминания о княжении Олега, сохранившиеся в древней летописи “Повесть...
  10. Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над...
  11. В стихотворении знаменитого шотландского поэта Роберта Бернса говорится о том, что бедность не является человеческим пороком. Бедный – это не значит плохой. Так же, как и богатство не означает, что...
  12. “Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!” О чем это? Поэт Николай Заболоцкий в стихотворении “Не позволяй душе лениться” относит эти строки к душе человека. Он...
  13. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса...
  14. МЕЧТА О ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИИ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Утес”) 1 вариант Стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечательного русского поэта, необычны и самобытны. Они будоражат сердца читателей яркими, часто трагическими персонажами,...
  15. Человек и природа в лирике Заболоцкого План I. Певец природы. II. Философский характер лирики Н. Заболоцкого. 1. Тема смерти и бессмертия. 2. Гармония в мире природы. 3. О красоте человеческих...
  16. В Творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение “Журавли” , которое поэт...
  17. “ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ” (по стихотворению Н. А. Некрасова “Железная дорога”) 1 вариант “Железная дорога” – одно из самых насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт обратился к одной из наиболее...
  18. Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего...
  19. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления...
  20. У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет...
  21. Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи были посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в...
  22. Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет” . В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства...
  23. Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен...
  24. “СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я…” (тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина) Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в...
  25. Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий показывает человека, борющегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего...
  26. Михаил Юрьевич Лермонтов родился спустя два года после Отечественной войны 1812 года. Творчество поэта развивалось уже после разгрома восстания декабристов. Отдавая дань уважения подвигу русского народа, Лермонтов пишет свое знаменитое...
  27. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  28. Давай ронять слова, Как сад – янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Б. Пастернак Лирику Пастернака читаешь исподволь, медленно, привыкая к его необыкновенной поступи, его речи, ритму,...
Мир поэзии И. А. Заболоцкого (по стихотворению “Я воспитан природой суровой”)